КОЛОНКА ОБОЗРЕВАТЕЛЯ

"Миллениум" (Millennium Bridge) - первый новый мост, выстроенный в столице Великобритании за последние 100 лет, - был создан ведущими английскими инженерными фирмами с активным привлечением компьютерных систем проектирования и открылся летом 2000 г. Однако проработал он всего несколько часов.

Еще в школе на уроках физики мы проходили эффект резонанса: военные давным-давно усвоили, что когда строй движется по мосту, он должен идти не в ногу, дабы не возникало совпадение частоты шагов с частотой вертикальных микроколебаний моста (2 Гц). Этот общеизвестный факт проектировщики учли. Однако не был принят во внимание менее известный горизонтальный резонанс (частота 1 Гц) - раскачивание моста случайно совпадающими шагами из стороны в сторону. И вот в результате мост не выдержал наплыва пассажиров в ходе открытия, возник риск обрушения - и конструкция была закрыта на реконструкцию на целый год. Поверхность "Миллениума" пришлось покрывать амортизирующим настилом.

Естественная ограниченность авторов любых систем (связанная с недостаточным концептуальным пониманием соответствующей области) проявляется, безусловно, и на уровне пользовательских интерфейсов. Сегодня все мы работаем в Windows с древней WIMP-концепцией рабочего стола (Windows, Icons, Menus, Point-and-click - множественные окна, значки, меню и щелчки мышью). Она была придумана и реализована в системе программирования Smalltalk на машине Xerox Alto в 1976 г., а затем в 1984-м массово воплотилась в компьютерах Apple. Для тех лет это был прорыв, но возник он благодаря гению Алана Кея и Стива Джобса, а не системному анализу обратной связи с миллионами пользователей. Сегодня же ситуация принципиально иная: слабые стороны популярных оконных интерфейсов статистически выявлены и хорошо известны, но вот при попытках определить, что такое "хорошо в User Interface", появилось множество нюансов, решить которые способны лишь сильные коллективы, специализирующиеся на когнитивной психологии.

Компьютерные социологи отмечают, что для современной офисной работы за ПК характерна многозадачная деятельность в прерывающемся режиме: непрерывно заниматься чем-то конкретным удается в среднем 11 минут, после чего возникает необходимость переключиться на другое занятие (пришло э-письмо, поступил вызов службы мгновенных сообщений, обратился с вопросом коллега). Но вот на возвращение к предыдущей работе с прежней эффективностью придется потратить уже 25 минут - а за это время поступят новые прерывания! В результате производительность интеллектуального труда в первые рабочие часы сильно падает, снижается качество восприятия, растет усталость и число ошибок.

Ученым пока не удается создать хорошие системы переключения рабочего контекста, позволяющие быстро вернуть человека в прежнее высокопроизводительное состояние, - простое указание на точку паузы эффекта не дает, требуется восстановление, как говорят психологи, "ментального контекста", истории деятельности, цепочек прерванных логических рассуждений, состояния краткосрочной памяти мозга и т. д. Поэтому новые оригинальные и производительные концепции пользовательских интерфейсов пока рождаются, как и 30 лет назад, в основном за счет интуиции и опыта отдельных классных специалистов, хотя уже при прямой поддержке солидных исследовательских структур. К оным специалистам, безусловно, относится Мэри Червински (research.microsoft.com/users/marycz/) из научной лаборатории Microsoft Research, защитившая диссертацию на звание доктора философии в когнитивной психологии и работавшая в НАСА и Compaq.

Для современной офисной работы за ПК характерна многозадачная деятельность в прерывающемся режиме: непрерывно заниматься чем-то конкретным удается в среднем 11 минут, после чего возникает необходимость переключиться на другое занятие.

Ознакомившись с внушительным списком ее исследовательских работ в сфере пользовательских компьютерных интерфейсов, я, каюсь, переменил скептическое мнение, высказанное в недавней колонке, в отношении новой версии Windows Vista, прежде всего в плане интерфейса - в нем, оказывается, воплощены многие замечательные и продуктивные идеи Червински. В оболочке этой ОС реализованы результаты солидных исследований, и грядущие трехмерные интерфейсы (не более чем косметическое на первый взгляд дополнение) на самом деле могут существенно увеличить производительность и снизить усталость от работы за ПК.

Сильные стороны 3D-интерфейса прежде всего в том, что задействуется другой тип памяти человека - пространственный (запоминается, что куда положено и где искать), который работает иначе, нежели "двумерный". И хотя исследователи сомневались, будет ли мозг воспринимать виртуальный 3D-образ на плоском экране, используя пространственную память, оказалось, что для человека нет особой разницы в восприятии реального и виртуально представленного пространства. Так, в проекте Data Mountain лаборатории Microsoft Research проверялось довольно простое решение: программа с фоновым рисунком объемной поверхности уходящего вдаль письменного стола позволяла размещать на этой условной поверхности небольшие окна с содержимым разных документов и манипулировать ими. В испытаниях пользователь раскладывал на "столе" около сотни миниатюрных Web-окон браузеров (моделировалась пространственная схема организации закладок), при перемещении над которыми курсора мыши выскакивали "горячие" подсказки, допускались различные настройки, звуковые сигналы и т. д. Оказалось, что в условиях "пространственного" размещения документов на "столе" пользователь быстрее выполняет практически все виды поиска нужной информации, нежели с помощью закладок браузера и других ныне действующих программных механизмов. А количество ошибок в задаче быстрого поиска требуемого документа снизилось на порядок.

Еще одна крайне интересная наработка лаборатории Microsoft - технология WinCut, позволяющая вырезать из любых окон прямоугольные кусочки и затем манипулировать ими: масштабировать, свободно перетаскивать по рабочему столу, сворачивать-разворачивать и т. д. Сильных сторон у WinCut немало: становится возможным визуально сравнивать детали содержимого разных окон, устойчиво удерживать внимание на особо выделяемых ключевых моментах рабочего процесса, эффективно задействовать пространство современных мониторов, повышать качество работы операторов, которым приходится отслеживать в реальном времени состояние множества индикаторов и т. д. Но главное, данная технология благодаря возможности масштабирования содержимого кусочков окон позволила успешно реализовать концепцию пространственной организации документов в рамках плоского экрана.

Подобных прогрессивных наработок существует немало - одни из них наверняка появятся в Vista, другие выйдут в виде отдельных продуктов. Но и сейчас, в рамках классической концепции Windows, можно неплохо снизить утомляемость за счет вполне простых решений. Например, оформить заставку рабочей поверхности в виде трехмерного стола, а на нем аккуратно разложить значки часто используемых документов.

Однозначно полезны большие экраны. Червински также отмечает, что серьезную пользу приносит переход на работу с несколькими мониторами (современные видеокарты нередко поддерживают два видеовыхода, несложно найти и недорогие разветвители видеосигнала), когда рабочий стол растягивается на несколько экранов. Ну и по-прежнему хорошо помогают бумажные ежедневники, планировщики, записные книжки, липкие листочки и т. д.

Версия для печати