ПРОЕКТЫ

Агрохимический холдинг "Еврохим", крупнейший в нашей стране производитель минеральных удобрений (входит в тройку европейских и десятку мировых лидеров отрасли), объявил о завершении проекта по построению единой информационной системы на основе Oracle E-Business Suite. Как выяснилось, на самом деле речь идет о завершении первого этапа крупного проекта, стратегическая цель которого, как заявил генеральный директор "Еврохима" Дмитрий Стрежнев, не просто внедрить большую бухгалтерскую систему, а перестроить бизнес-процессы на предприятиях холдинга. По словам генерального директора московского офиса Oracle (www.oracle.com/global/ru) Бориса Щербакова, этот проект - наиболее полнофункциональное внедрение Oracle E-Business Suite в СНГ, а возможно, и в Европе (внедрено около 80% функциональности системы). Артур Маркарян, директор по финансам и экономике холдинга "Еврохим", отметил, что минувший финансовый год был закрыт 15 февраля 2006 г. уже в новой системе.

Напомним, что 18 января прошлого года "Еврохим" и Oracle объявили о подписании контракта на внедрение ERP-системы на общую сумму 11,5 млн. долл. (включая услуги и лицензии); инвестиции в оборудование первоначально оценивались на уровне 18 млн. (Дмитрий Стрежнев назвал меньшую сумму - 15 млн.). Запуск системы в промышленную эксплуатацию состоялся 1 января 2006 г. Программный комплекс был внедрен при полном соблюдении сроков и бюджета контракта. Он развернут в центральном офисе "Еврохима", во всех торговых и транспортных подразделениях компании, на складах производственных предприятий, входящих в холдинг, а также на крупнейшем производителе азотных удобрений - предприятии "Невинномысский Азот". Единая информационная система охватывает управление финансами, снабжением и сбытом (включая цепочки поставок), непрерывным и дискретным производством (в том числе ремонтами), персоналом, а также планирование и бюджетирование. Среди приоритетных задач, решаемых системой, - контроль себестоимости продукции, эффективное использование внутренних ресурсов, четкое выполнение поставок и других обязательств по контрактам, обеспечение прозрачности для инвесторов.

Борис Щербаков, Дмитрий Стрежнев и Артур Маркарян

(слева направо): “Основная сложность проекта - психологическая

неготовность персонала к изменениям в бизнес-процессах”

На "Невинномысском Азоте", по словам Артура Маркаряна, автоматизированы функции управления финансами, снабжением и сбытом, т. е. внедрена почти та же функциональность, что и в центральном офисе (за исключением расчета зарплаты персонала). Последнее обстоятельство связано с тем, что в среде Oracle E-Business Suite сложно реализовать действующую сегодня на предприятиях систему оплаты труда и табельного учета (эта система будет изменена).

Проект был выполнен под руководством "Oracle СНГ" командой из 140 специалистов (100 из них - сотрудники "Еврохима", 20 - "Oracle СНГ", 20 - "Борласа", "Авикомпа", БДО "Юникон" и ряда других партнеров Oracle), аудит качества внедрения возложен на подразделение IBM Business Consulting Services.

На следующем этапе данного проекта предстоит систему, внедренную в центральном офисе холдинга и в "Невинномысском Азоте", растиражировать на остальных четырех российских производственных предприятиях: "Еврохим - Белореченские Минудобрения" в Краснодарском крае, промышленная группа "Фосфорит" в Ленинградской области, "Ковдорский ГОК" в Мурманской области и новомосковская акционерная компания "Азот" в Тульской области. Кроме того, будет внедрен инструментарий Oracle Financial Consolidation Hub и осуществлена интеграция Oracle E-Business Suite с системами АСУ ТП на основе Oracle BPEL Process Manager. По предварительным оценкам участников проекта, цена второго этапа сопоставима со стоимостью первого, т. е. составляет примерно 25-30 млн. долл., из которых порядка 10 млн. пойдет на приобретение дополнительных модулей и лицензий Oracle, остальное - на оборудование и ИТ-сопровождение (планируемая продолжительность следующего этапа - один год).

Говоря о том, что было самым сложным в проекте, руководители были единодушны: психологическая неготовность персонала к изменениям. Если раньше, по выражению Дмитрия Стрежнева, менеджеры среднего звена занимались тем, что "переносили бумажки", то теперь среда Oracle дает им большие возможности по анализу и планированию производства, а также предоставляет многие другие функции, которые необходимо использовать в ежедневной работе и которыми необходимо учиться пользоваться. Артур Маркарян проиллюстрировал это на таком примере: в октябре, т.е. в первый месяц работы по отгрузке продукции под управлением системы Oracle, произошло более тысячи ошибочных отгрузок, а в декабре их уже было всего около десятка.

Директор "Еврохима" по финансам и экономике также рассказал, что система базируется на едином центре обработки данных, который находится в Москве (построен на серверном оборудовании Sun Microsystems). К нему по выделенным каналам подключены все заводы и компании. По итогам исполнения контракта внедрено 29 модулей Oracle E-Business Suite, с которыми в данный момент работает около тысячи сотрудников холдинга.