АНАЛИТИКА
Владимир Дрожжинов, Александр Штрик
В последнее время в сфере ИКТ наряду с развитием традиционных научно-технических областей появилось новое важное направление исследований - оценка влияния информационных технологий на различные аспекты развития общества. Проведение таких исследований весьма актуально и своевременно - ведь инвестиции в развитие ИКТ достигают огромных размеров, и поэтому необходимо знать, какова их эффективность, причем не только с позиции возврата вложенных капиталов, а в более глубинном смысле их воздействия на развитие общества в целом и отдельных людей в частности. Интерес к данной проблеме сегодня проявляют многие исследователи и авторитетные международные организации. Тем не менее полная картина влияния ИКТ на развитие общества, особенно с учетом целей, сформулированных ООН в известной Декларации тысячелетия (www.unesco.ru/rus/ pages/about/decl_mill.php), пока отсутствует. В то же время важно отметить, что многие исследователи стремятся объективно оценивать роль ИКТ, рассматривая не только их позитивное, но и негативное воздействие.
Некоторые количественные оценки влияния ИКТ на экономические показатели нами были проанализированы в предыдущих публикациях (см., например, PC Week/RE, N 3/2005, с. 28; N 40/2005, с. 47; N 45/2005, с. 65, где речь шла о конкурентоспособности и коррупции). Настоящая статья, опираясь на полученные ранее оценки уровня развития информационных технологий в разных странах мира, рассматривает воздействие ИКТ на такой показатель, как свобода экономики, или экономическая свобода. Этот показатель был разработан аналитиками из американского фонда Heritage Foundation и финансовой газеты The Wall Street Journal и в течение последних десяти лет используется ими при составлении ежегодных рейтингов экономической свободы практически во всех странах - членах ООН.
Экономическая свобода: определение и индикаторы оценки
Подробное изложение структуры этого показателя, методики его измерения и методологии составления ежегодных рейтингов, а также сами рейтинги за весь десятилетний период доступны на Web-сайте Index of Economic Freedom 2006 по адресу: www.heritage.org/research/features/index/downloads.cfm. Мы же ограничимся его описанием лишь в том объеме, какой необходим для понимания результатов, изложенных в настоящей статье.
В соответствии с определением, которое дают эксперты из Heritage Foundation и The Wall Street Journal, экономическая свобода измеряет количество заградительных барьеров, установленных правительством и препятствующих гражданам и бизнесу в достижении успеха. Составляя рейтинг стран, авторы исследования оценивают свыше пятидесяти различных индикаторов, которые, в свою очередь, сгруппированы в десять категорий (или факторов): торговая политика; налоговое бремя; вмешательство правительства в экономику; монетарная политика; бегство капиталов и иностранные инвестиции; банковская система и финансы; зарплата и цены; права собственности; регулирование; теневая экономика.
Приведенные в табл. 1 данные показывают, насколько важен каждый из этих десяти факторов в общем показателе экономической свободы.
Таблица 1. Корреляция общего показателя экономической
свободы с каждым из ее факторов (2005 г.)
Как видно из этой таблицы, наиболее весомыми факторами для расчета общего показателя экономической свободы являются права собственности, теневая экономика, банковская система и финансы, регулирование, бегство капиталов и иностранные инвестиции.
Показатель экономической свободы измеряется по пятибалльной шкале и имеет четыре градации:
1) свободная экономика - от 1,00 до 1,99 балла;
2) в основном свободная экономика - от 2,00 до 2,99 балла;
3) в основном несвободная экономика - от 3,00 до 3,99 балла;
4) репрессивная экономика - от 4,00 и выше.
В свою очередь каждый из десяти перечисленных выше факторов также оценивается в диапазоне от 1 до 5 баллов по определенным критериям, которые подробно изложены в соответствующей методике на Web-сайте Index of Economic Freedom 2006. Там же приведен порядок их количественного расчета. На основе количественных оценок этих факторов рассчитывается общий показатель, и уже затем по всей совокупности показателей формируется рейтинг экономической свободы для исследуемых стран.
В соответствии с данными рейтинга за 2005 г., включившего 161 страну, 17 стран были отнесены к числу самых экономически свободных, 56 государств попали в категорию "в основном свободные", 70 характеризуются как "в основном несвободные" и 12 стран попали в класс "репрессивная экономика" - это Туркменистан, Куба, Лаос, Зимбабве, Ливия, Мьянма, Северная Корея и др.
Россию эксперты из Heritage Foundation и The Wall Street Journal причислили к градации "в основном несвободные экономики", поскольку ее общий показатель равен 3,61 балла и она заняла 125-е место в этом рейтинге. Как показывают предыдущие исследования, наша страна с каждым годом отодвигается все ближе к концу списка, ухудшая свои позиции. Если еще в 2004-м мы занимали 114-е место, то за прошедший год отодвинулись вниз на 10 позиций. Как отмечают авторы исследования, положение ухудшилось практически по всем рассматриваемым факторам - от торговой политики, которая стала более дискриминационной, и возросших расходов правительства до усиления государственного вмешательства в экономику, распространения коррупции и высоких темпов инфляции, оцененных в 16% в год. Кроме того, считают исследователи, в России слабо защищаются права собственности, в банковском секторе доминируют государственные банки, инвестиционная политика характеризуется целым рядом формальных и неформальных ограничений и их применение зачастую целиком зависит от произвола чиновников, растет уровень коррупции и степень бюрократизма. Они также отмечают, что страны с высокой степенью экономической свободы обладают и самым высоким уровнем жизни населения, российское же население по-прежнему остается бедным - на уровне развивающихся стран.
Характеристика электронной готовности стран мира
Приведенные в исследовании Heritage Foundation и The Wall Street Journal данные об экономической свободе в различных странах можно сопоставить с характеристиками развития в них информационных технологий и таким образом проанализировать влияние ИКТ на показатель экономической свободы. Чтобы обеспечить сопоставимость полученных результатов оценки развития ИКТ, используются введенные нами в предыдущих статьях показатели роста электронной готовности и развития электронных правительств в различных странах мира.
Электронная готовность страны количественно измеряет качество существующей среды для ведения электронного бизнеса. Такая оценка формируется на основе большой совокупности факторов, которые показывают, насколько рынок использует возможности Интернета. В качестве источника данных служит ежегодный рейтинг электронной готовности национальных экономик, подготовленный Economist Intelligence Unit - исследовательской группой при британском еженедельнике The Economist - для 65 наиболее развитых стран (The 2005 e-readiness rankings. // A white paper from the Economist Intelligence Unit. Written in co-operation with The IBM Institute for Business Value). Показатель электронной готовности является взвешенной совокупностью почти сотни количественных и качественных критериев, объединенных в шесть различных категорий:
- коммуникационная и технологическая инфраструктура;
- бизнес-среда (общий климат для деловой активности в стране);
- восприятие потребителями и бизнесом;
- правовая и регулирующая среда;
- социальная и культурная среда;
- поддержка электронных услуг.
Максимальное значение показателя электронной готовности равно 10 баллам; при этом чем больше данное значение, тем выше уровень электронной готовности в стране. Количественные значения показателя электронной готовности по отдельным странам приведены в табл. 2.
Таблица 2. Числовые значения показателей электронной
готовности, электронного правительства и экономической свободы
Результаты пятого ежегодного глобального анализа развития электронных правительств в разных странах мира содержатся в отчете Global E-Government, 2005 (Darrell M. West 67 George St. Center for Public Policy Brown University Providence, Rhode Island 02912-1977 United States, www.InsidePolitics.org). В ходе его проведения были детально исследованы почти 2000 правительственных Web-сайтов в 198 странах, что позволило выявить все различия, которые существуют между регионами и странами, а также оценить темпы развертывания электронных правительств в мире. Важно отметить, что число проанализированных Web-сайтов весьма широко: сюда относятся Web-сайты исполнительных органов власти (президентов, премьер-министров, управляющих, лидеров партий и королевских семей); Web-сайты законодательных органов власти (конгрессов, парламентов, народных собраний); Web-сайты органов судебной власти (например, верховных национальных судов) и множества других ведомств, учреждений и государственных организаций (секретариатов кабинетов министров, ведущих агентств и ведомств, выполняющих важные государственные функции в таких областях, как здравоохранение, сфера обслуживания, налогообложение, образование, правоохранительная система, экономическое развитие, управление и администрация, природные ресурсы, иностранные дела и инвестиции, транспорт, вооруженные силы, туризм, регулирование бизнеса и т. д.). При этом сайты, относящиеся к внутренним органам власти (местные правительства, региональные и муниципальные власти), в настоящее исследование не были включены. Для того чтобы определить соотношение всех 198 оцениваемых стран, был предложен так называемый индекс электронного правительства, который имеет 100-балльную шкалу, причем большему значению соответствует более высокая степень развития электронного правительства. Конкретные значения по некоторым странам приведены в табл. 2.
Корреляция между ростом электронной готовности, развитием электронного правительства и экономической свободой
В табл. 1 была показана связь отдельных факторов с общим показателем экономической свободы и выявлены наиболее весомые факторы. Представляется естественным проанализировать влияние развития ИКТ на каждый отдельный фактор. Эти результаты приведены в табл. 3 и сопоставлены с данными табл. 1.
Таблица 3. Корреляция общего показателя электронной
готовности с факторами экономической свободы
Легко увидеть, что факторы, которые являются наиболее весомыми в составе общего показателя экономической свободы, имеют более высокую корреляцию с показателем электронной готовности.
Основные выводы
Анализ взаимосвязи исследуемых показателей выявил, что корреляция между уровнем экономической свободы и электронной готовностью очень велика (на уровне 0,8-0,93). Это означает, что чем выше показатели электронной готовности, тем больше экономической свободы в стране. При этом связь между уровнем развития электронного правительства и показателями экономической свободы имеет такой же характер, как и связь между состоянием электронного правительства и уровнем коррупции, т. е. коэффициенты корреляции почти вдвое меньше по сравнению с электронной готовностью и находятся в пределах 0,45-0,54 (см. PC Week/RE, N 45/2005, с. 65). Причина полученного результата кроется, как и в отчете Global E-Government 2005, в методике проведения оценок развития электронного правительства. Согласно принятой методологии исследования специалисты из Center for Public Policy в Университете Брауна (Brown University, США) анализировали информацию и Web-сайты, которые относятся исключительно к органам власти на национальном уровне. Можно предположить, что "недостающая половина этой связи" создается региональными и местными органами власти.