ГОСУДАРСТВО

Продолжаем серию ежегодных обзоров, посвященных становлению информатизации в России (см. PC Week/RE, N 2/2003, с. 31, и N 8/2004, с. 38; БОСС IT, N 1/2005, с. 5). Удивительно: в то время как позиции нашей страны в глобальных рейтингах по экономической свободе, коррупции, образованию и т. д. год от года ухудшаются, в рейтингах развития электронного правительства они, напротив, улучшаются, по крайней мере в последние три года (см. таблицу). Вообще индекс развития э-правительства формируется из трех показателей (см. врезку "Показатель из трех частей "). Индекс человеческого капитала у нас падает, значит, рост индекса э-правительства обеспечивается за счет увеличения числа Web-сайтов государственных органов власти и развития телекоммуникационной инфраструктуры. Последнее подтверждается, в частности, исследованиями компьютеризации семнадцати передовых стран мира в рамках проекта Pew Global Attitudes Project (pewglobal.org/reports/display.php?ReportID=251; см. также статью "Быстрее только Англия. По темпам компьютеризации Россия уже обогнала Индию и США". - "Коммерсант", N 36, 2 марта 2006 г.), из которого следует, что по темпам роста количества пользователей ПК (более 5% в год) Россия оказалась на втором месте после Великобритании. Но здесь не нужно слишком обольщаться. Просто в России компьютеризация еще не достигла насыщения, как, к примеру, в США. А вот с сотовыми телефонами это уже случилось, и рост количества новых абонентов мобильной связи России замедлился, что сократило число показателей, которыми министр информационных технологий и связи РФ Леонид Рейман может гордиться на встречах с президентом.

Показатель из трех частей

Индекс развития электронного правительства - это комбинация трех следующих индексов:

- индекс Web-сайтов базируется на пятистадийной модели, которая последовательно повышает уровень онлайнового присутствия государства, - первоначальное; расширенное; интерактивное; транзакционное; сетевое;

- индекс телекоммуникационной инфраструктуры сконструирован как средневзвешенный показатель шести первичных индексов: количество персональных компьютеров на тысячу человек; количество интернет-пользователей на тысячу человек; количество основных телефонных линий на тысячу человек; использование онлайновых технологий населением; количество мобильных телефонов на тысячу человек; количество телевизоров на тысячу человек;

- индекс человеческого капитала базируется на "индексе уровня образования" (education index), который разработан и используется экспертами Программы развития ООН (UNDP). Его оценка складывается из трех средних показателей - уровня продолжительности жизни, уровня образования (доля грамотного населения и средняя продолжительность обучения) и уровня реальных доходов на душу населения (с поправкой на покупательную способность и равномерность распределения доходов в обществе).

            

Место России в рейтингах ООН по развитию 3 - правительства

Основные истины

Итак, обратимся к итогам 2005-го. Этот год ознаменовался тем, что лидеры госинформатизации России (Мининформ-связи и Минэкономразвития) обрели для себя несколько истин.

1. Уровень информатизации не оказывает влияния на социально-экономическое развитие региона.

2. Информатизация сама по себе не улучшает качество государственного управления. Для этого нужна административная реформа с реинжинирингом административных процессов, результаты которого закрепляются информационными технологиями.

3. Технопарк отличается от особой экономической зоны тем, что государство не должно инвестировать развитие его инфраструктуры.

4. Собственный фонд продвижения ИТ-инноваций при Мининформсвязи лучше, чем фонд фондов Минэкономразвития.

Рассмотрим суть этих утверждений.

Региональная информатизация была и остается головной болью местных властей. В рамках программы "Электронная Россия" были сделаны попытки совместного финансирования некоторых региональных проектов федеральными и региональными властями, но эти проекты не дали тиражируемых решений, да такая задача как будто и не ставилась заказчиками. Поэтому инвестирование региональной информатизации из федерального бюджета похоже на поддержание огня ассигнациями.

Координация программ реформирования

Вообще стоит поставить вопрос: почему до сих пор нет типового решения для управления социально-экономическим развитием региона? Например, в прошлом году в рамках "Электронной России" было выделено 200 млн. руб. на разработку системы управления социально-экономическим развитием Калининградской области. Казалось, вот повод организовать разработку тиражируемого решения. Но этого как раз и не было сделано. Такой вопрос в первую очередь следует адресовать регионам и их разного рода ассоциациям. И автор этих строк задавал его на разных форумах, но не получил внятного ответа. Оно и понятно: "бедные" редко объединяются по горизонтали для совместного созидания, легче выпрашивать дотацию по вертикали, у "богатого" дяди, читай - федерального центра.

На заседании президиума Государственного Совета РФ, проходившем 16 февраля в Нижнем Новгороде под председательством Президента РФ (см. PC Week/RE, N 6/2006, с. 3), обсуждалась тема "цифрового разрыва" между регионами, который тесно связан с социально-экономическим неравенством между ними. Оказалось, что кое для кого это было откровение, но ведь разрыв был вскрыт еще раньше - в ходе исследования этого вопроса Институтом развития информационного общества (www.eregion.ru/rating/infosoc_index/).

А до того он обсуждался участниками круглого стола, проходившего 22 сентября 2005 г. в Центре развития информационного общества (РИО-Центр, www.riocenter.ru/). Тема заседания - "Социально экономическое неравенство в условиях становления информационного общества в России". Выяснилось, что информатизация существенно зависит от платежеспособности населения и его образования. А вот с этим-то как раз есть проблемы. Так, по словам Алексея Шевякова, директора Института социально-экономических проблем народонаселения РАН (http://www.isesp-ras.ru/home1.htm), проведенные его институтом исследования показали, что для изучения региональных проблем роста или спада производства, увеличения или снижения масштабов общего экономического неравенства ключевую роль играют структурные показатели неравенства. Социально-экономические диспропорции между регионами и внутри регионов России характеризуются избыточным неравенством в оплате труда и избыточным неравенством между доходами за счет оплаты труда и доходами рентного типа. Эта поляризация в первую очередь отразилась на структурных пропорциях роста оплаты труда: хотя в 2000-2004 гг. оплата росла значительно быстрее, чем ВВП, увеличение шло в пользу богатых, а не бедных. Примерно 60% совокупного прироста оплаты труда было обусловлено повышением зарплаты 20% наиболее высокооплачиваемых работников, а вклад в данный прирост 20% работников с самыми низкими заработками составил менее 3%. Показательным фактом является то, что общая поляризация доходов почти одинакова по всем регионам России, несмотря на глубокие социально-экономические различия между ними. Это означает, что во всех регионах и отраслях действует один и тот же механизм поляризации доходов и оплаты труда, никак не связанный с региональными общеэкономическими показателями, которые варьируются чрезвычайно сильно.

С другой стороны, многолетний опыт Чувашии показывает, что внешние финансовые вливания могут помочь региону развить ИКТ-инфраструктуру, но это никак не способствует его превращению из дотационного в донорский.

Административная реформа идет в стране несколько лет, но только с нынешнего года она будет проходить в рамках ФЦП. И вот то, что в бизнесе было нормой - реинжиниринг бизнес-процессов перед внедрением ИТ, - стало для чиновников открытием, и они решили гармонизировать осуществление нового этапа административной реформы (ar.economy.gov.ru) и программы "Электронная Россия" (er.economy.gov.ru, см. рисунок).

Основные понятия административной реформы

К началу выполнения ФЦП был проделан огромный объем работ, включающий подготовку и принятие постановления Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. N 679 “О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг”; разработку и согласование “Методических рекомендаций по разработке административных регламентов”; “Перечня государственных функций и услуг, в отношении которых требуется разработка и внедрение стандартов государственных услуг и административных регламентов в течение 2006-2008 г.” (391 государственная функция и услуга); “План-график первоочередной разработки и рассмотрения на Комиссии в 2006 г. административных регламентов исполнения массовых общественно значимых государственных функций и услуг” (39 функций и услуг); отбор для пилотного внедрения административных регламентов 11 государственных функций (услуг) федеральных органов исполнительной власти; разработку двух административных регламентов исполнения государственных функций ФМС России (выдача и замена паспорта гражданам Российской Федерации, выдача разрешения на привлечение работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использование их труда); подготовку рейтинга качества государственного управления субъектов Российской Федерации; подготовку учебных курсов по стандартам государственных услуг и административным регламентам, оптимизации функций органов исполнительной власти, экспертизе нормативных правовых актов на коррупциогенность.

Что такое административный регламент?

    

Новый этап административной реформы (см. врезку "Основные понятия административной реформы") предусматривает немало мероприятий. Назовем хотя бы некоторые из них.

1. Внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам.

2. Разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти.

3. Оптимизация функционирования органов исполнительной власти, в том числе контрольно-надзорных функций, и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти.

4. Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности их деятельности.

5. Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти.

6. Формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления.

Технопарки, СЭЗы и инновационные фонды. С начала 2005 г. наблюдатели с захватывающим интересом следили за противостоянием между Мининформсвязи и Минэкономразвития в области создания среды инноваций (ИТ-технопарков и свободных экономических зон, СЭЗ) и инновационных фондов (фонда развития ИТ-технологий, подведомственного Мининформсвязи, и федерального фонда развития инноваций, подведомственного Минэкономразвития и включающего фонд развития ИТ). На совещании в Нижнем Новгороде президент сказал, что ему безразлична ведомственная принадлежность инновационного фонда, и попросил ускорить его создание.

На встрече 9 марта в Ново-Огареве между Путиным и Рейманом состоялся следующий диалог (www.kremlin.ru/appears/2006/03/09/1746_type63376_102888.shtml).

В. Путин: По какому пути вы все-таки решили пойти: делать общий инвестиционный фонд для всех направлений этого вида деятельности или ограничиться пока исключительно теми проблемами, которыми занимается ваше ведомство?

Л. Рейман: Учитывая, что на сегодняшний день документы готовы по проектам, занимающимся информационными технологиями, мы предлагаем пока запустить эти проекты, а также, учитывая, что Министерство экономического развития и торговли сегодня обсуждает проект создания фонда фондов, мы считаем, что этот фонд впоследствии вполне может войти в состав этого фонда фондов.

В. Путин: Влиться туда.

Л. Рейман: Влиться туда.

В. Путин: Для решения общих проблем.

Л. Рейман: Совершенно верно. Но при этом, конечно, есть конкретные задачи, мы готовы их решать. Мы уже от рынка получили более двух тысяч предложений по инвестированию. Предлагаются очень интересные проекты - самые современные и инновационные, которые будут иметь хорошее применение и на территории России, в российской промышленности; их также можно будет экспортировать. Поэтому мы считаем, что можно не ждать, а запускать эту процедуру сегодня".

Как видно из этого диалога, окончательного решения еще нет.

Вернемся к упомянутому выше круглому столу. Выступавший на нем Александр Кирут, и. о. директора Межведомственного центра социально-экономических измерений РАН, заявил: "В современных условиях экономический рост и информатизация общества тесно связаны с концентрацией доходов и оплаты труда, однако в долговременном аспекте для устойчивого роста необходимо государственное перераспределение доходов, компенсирующее рыночное неравенство доходов и неравенство человеческого капитала. Эффективное использование человеческого капитала тесно связано с первоначальными инвестициями в образование. Неравенство на стадиях формирования человеческого капитала у молодого поколения определяет социально-экономическую мотивацию и дифференциацию возможностей накопления этого капитала. В условиях избыточного социально-экономического неравенства реализуются главным образом имитационные схемы технологического развития экономики и становления информационного общества. В России только 7% совокупных расходов на инновации направляется на собственные разработки. Причем это касается не только экономики в целом, но и ведущих ИТ-компаний. Все остальное - имитации. Кроме того, около 40% продукции ведущих ИТ-компаний потребляется в государственном секторе. То есть российский рынок не только не стимулирует собственные инновации, но и слабо поглощает имитационные нововведения".

Таким образом, наш прогноз с вероятностью 70% заключается в том, что, видимо, административная реформа и госсектор России так и останутся основным потребителем ИТ-технологий в текущем году, как это было в 2005-м.

Версия для печати