УПРАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМИ

Компания Landesk Software (www. landesk.com) продолжает последовательно расширять свой продуктовый портфель. Начав в 1985 г. с ПО управления компьютерным парком, она в 2004 г. дополнила свое флагманское решение Landesk Management Suite (LDMS) программой управления безопасностью Landesk Security Suite (LDSS), а в начале нынешнего года сделала еще один стратегический шаг, заявив о намерении расширить свое интегрированное решение системой управления бизнес-процессами (Business Process Management, BPM). С этой целью Landesk в январе приобрела фирму NewRoad Software, известного специалиста в области BPM, и приступила к интеграции ПО NewRoad - Autobahn со своими базовыми продуктами.

О том, что будет представлять собой BPM-решение Landesk, одними из первых узнали участники конференции для ключевых заказчиков, проведенной в марте в Италии российским представителем американской компании - фирмой Arbyte (www. arbyte.ru) совместно со своим вендором.

Исполнительный директор

Arbyte Олег Кукушкин: "В 2004-м

Landesk качественно изменила

ситуацию на рынке систем управления

ИТ- инфраструктурой и теперь

снова выходит на новый уровень,

обеспечивая поддержку управления

бизнес-процессами”

Рынок BPM еще очень молодой, но весьма привлекательный. По оценкам WinterGreen Research, в 2004 г. объем этого рынка составил 884,4 млн. долл., но в 2011-м вырастет до 2,4 млрд. долл. В Gartner оценивают рост продаж лицензий на BPM-системы в прошлом году на 17,9% и дальнейший среднегодовой рост на 13,7% до 2009 г.

О том что рынок BPM действительно очень перспективный, можно судить по решительному настрою регулирующих государственных органов, в первую очередь США, которые после известных финансовых скандалов, потрясших корпоративную Америку, предпринимают серьезные шаги по обеспечению прозрачности и подконтрольности бизнеса, особенно крупного. А для этого нужно, как минимум, добиться фиксации и доступности любых транзакций в компании. Конечно, с точки зрения предприятий, это большая головная боль, но для ИТ-компаний - явление положительное, поскольку открывает новое колоссальное поле для деятельности и освоения ИТ-инвестиций. Не следует сбрасывать со счетов и такой фактор, как необходимость поиска бизнесом путей увеличения эффективности за счет оптимизации бизнес-процессов и повышения их управляемости в реальном масштабе времени.

"Ключевая особенность Autobahn - возможность регистрировать любые транзакции, - считает Нил Томсон, менеджер Landesk по продажам в Центральной и Восточной Европе. - Это чрезвычайно важно для удовлетворения современных требований к бизнесу, сформулированных в таких стандартах и нормативных актах, как ITIL ITSM, Sarbanes-Oxley, Basel II, ISO 17799 и др."

В Landesk добавление BPM-технологий сочли естественным расширением уже предлагаемых компанией возможностей по управлению ИТ-ресурсами и их безопасностью. Компания планирует предоставлять технологии Autobahn как в качестве отдельного пакета с коннекторами к другим системам (ориентировочно уже в июне нынешнего года), так и в составе других своих продуктов (в начале следующего года).

Нил Томсон: “Как показывают

независимые исследования,

средства управления конфигурациями

и изменениями возглавляют список

наиболее важных, с точки зрения

ИТ-менеджеров, продуктов”

Очевидно, растущий рынок привлечет много игроков. Но в Landesk этого не боятся, поскольку рассчитывают на свои конкурентные преимущества. Среди них г-н Томсон выделил известность бренда, наличие готового и апробированного решения (конкурирующая фирма Altiris вскоре также выпустит свою систему, но, как считают в Landesk, ей еще предстоит доказать свою состоятельность) и удачную функциональность Autobahn (удобный графический веб-интерфейс описания бизнес-процессов, механизм реального времени, гибкость, способность интегрироваться с другими системами и пр.).

Наталья Калиманова:

“Autobahn позволяет

автоматизировать процесс

согласования изменений,

сократив его продолжительность

в десятки раз”

Как пояснила Наталья Калиманова, руководитель департамента программных решений компании Arbyte, интерфейс Autobahn заметно отличается от интерфейсов, привычных пользователям продуктов Landesk, но это вовсе не мешает интеграции BPM-решения с LDMS и LDSS.

По словам Нила Томсона, Autobahn представляет собой систему "2 в 1", сочетающую средства BPM и управления изменениями (Change Management). Последние во многом схожи со средствами управления конфигурациями (Configuration Management), реализованными в LDMS. Отсюда и уверенность Landesk в том, что интеграция пакетов пройдет гладко и завершится уже в этом году. Напомним, что Change Management - одна из важнейших дисциплин ITIL, сфокусированная на непрерывности предоставления высококачественных ИТ-сервисов путем эффективного управления ресурсами. По оценкам Gartner, к 2009 г. совместное применение средств управления изменениями и конфигурациями позволит сократить время простоя предприятий на 35%.

Определение бизнес-процессов -версия Landesk

В Landesk под бизнес-процессом понимают совокупность

структурированных или частично структурированных задач,

выполняемых последовательно или параллельно двумя

или более персонами с целью достижения общей цели.

Г-жа Калиманова привела два интересных примера применения Autobahn для реализации описанных в ITIL процедур. Первый касается организации эффективной работы совета по конфигурационным изменениям ИТ-инфраструктуры предприятия. Для того чтобы провести какие-то изменения, их надо сначала согласовать. Этим, согласно ITIL, должен заниматься специальный совет по управлению изменениями. В состав совета входят технические специалисты, разбирающиеся, например, в том, на какой компьютер можно какую программу поставить; финансовый руководитель, контролирующий инвестиции в ИТ; специалисты по информационной безопасности и т. д. Все они должны согласовать проведение того или иного изменения, что занимает немало времени. Autobahn же позволяет автоматизировать данный процесс, обеспечив контроль прохождения и подписания электронного документа, и сократить его продолжительность в десятки раз. А провести уже сами изменения поможет LDMS.

Другой пример касается очередности выделения, как правило, ограниченных ресурсов службы поддержки, в которую одновременно приходит несколько запросов. Для банка вполне обычна примерно такая ситуация: есть сразу два запроса - скажем, от операционного и юридического отделений - и службе поддержки нужно принять правильное решение о том, кого обслужить раньше. Или запросы в сервисную фирму приходят одновременно от двух клиентов - у одного высокий уровень платной поддержки (например, время реакции не должно превышать 2 ч), а у другого обычный (допустим, его устраивает реакция в течение 12 ч). Во всех этих случаях включается описанный в ITIL механизм регулирования уровня сервиса и распределения ресурсов, автоматизированный в Autobahn.

В заключение отметим, что Autobahn функционирует в среде .NET и, как утверждают его разработчики, интегрируется с существующими системами автоматизации бизнес-процессов предприятия, такими, как ERP, CRM, финансовые и другие вертикальные и горизонтальные решения.

Что касается требований к аппаратному обеспечению, необходимому для функционирования Autobahn, то они относительно невысоки. Так, с обработкой менее 100 ежедневных бизнес-транзакций справится сервер на базе 1-ГГц Pentium III с 512 Мб памяти. Если же число таких транзакций превысит 500, то понадобится двухпроцессорный сервер на базе 2,8-ГГц Pentium IV с 2 Гб памяти. В качестве клиентского ПК вполне достаточно машины с 500-МГц Pentium и 128 Мб ОЗУ.