1 апреля корпорация Apple Computer (www.apple.ru) отметила тридцатилетие. Правильнее сказать: "Ей исполнилось 30 лет", поскольку никаких публичных мероприятий, приуроченных к юбилею, компания, насколько нам известно, не проводила. Другое дело, сообщество поклонников Apple. 27 февраля, например, был открыт специальный юбилейный сайт (www.happybirthdayapple. com), до 28 марта принимавший - за 2 долл. - поздравительные сообщения от всех желающих в адрес Стива Джобса и его сотрудников. После чего организаторы сайта обязались издать полученные поздравления в виде книги и вручить ее адресату в день рождения.

Между тем среди фанатов Apple упорно циркулировали слухи (кстати, это одна из особенностей Mac-сообщества) о возможности волнующих анонсов, которые компания якобы сделает в начале апреля.

В числе вероятных продуктовых новинок называли, например, субноутбук с возможностями планшета, а также очередной iPod - с сенсорным экраном и функциями мобильной связи.

Наверное, многие из почитателей компании помнят о событиях почти девятилетней давности, когда Apple выпустила специальную юбилейную модель (правда, более чем через год после своего фактического двадцатилетия - в мае 1997 г.) под незамысловатым названием - Twentieth Anniversary Macintosh (TAM). Она имела 12,1-дюймовый экран (разрешение 800х600 точек), была оснащена системной платой, уже примененной до этого в компьютере PowerMac 5500, и использовала тот же процессор PowerPC 603e (с тактовой частотой 250 МГц). Отличительной же особенностью TAM стали ее необычный по тем временам изящный дизайн, а также интегрированные теле- и FM-тюнер, видеовход (S-Video) и аудиосистема производства фирмы Bose со встроенными стереодинамиками и внешним сабвуфером. Непривычным было также вертикальное расположение встроенного дисковода CD-ROM. Интересно, что компания в то время называла его не обычным персональным компьютером, а "центром развлечений".

TAM выпускался в ограниченном объеме и первоначально стоил около 10 тыс. долл. (затем его цена снизилась до 2000); его производство было прекращено в марте 1998 г.

Возможно, специальная "праздничная" версия понадобилась Apple для того, чтобы поднять дух своих почитателей, поскольку компания в тот период переживала не лучшие времена. Поговаривали даже о ее возможной продаже (в числе покупателей назывались, например, Sun Microsystems и Oracle).

Сегодня дела у Apple обстоят не в пример лучше (утверждается даже, что компания находится в самом благоприятном за всю свою историю финансовом положении). И, похоже, что настроение ее руководства не могут испортить даже судебные разбирательства со звукозаписывающей фирмой Apple Corporation.

Впрочем, некоторые продуктовые анонсы в начале апреля все же состоялись. Можно отметить, в частности, выпуск общедоступной бета-версии ПО Boot Camp, обеспечивающей работу операционной системы Windows XP на платформе Mac, оснащенной процессорами Intel.

Конечно, в дни юбилеев вспоминают пройденный путь. У Apple, безусловно, большие заслуги перед компьютерной отраслью. Сама компания и ее поклонники, да и не только они, считают, что именно Apple изобрела персональный компьютер, вначале выпустив системную плату под названием Apple I (многие энтузиасты даже не восприняли его всерьез), а через год представив полноценный компьютер Apple II. Его главными новшествами стали пластиковый корпус (редко использовавшийся на тот момент) и цветной графический дисплей.

Вообще говоря, Apple II не первый ПК, но он оказался наиболее привлекательным не только для технических специалистов, работавших с вычислительной техникой профессионально, но и для людей, желавших иметь компьютер у себя дома.

Важным этапом стал выпуск в 1983 г. компьютера Apple Lisa. В нем впервые был реализован графический пользовательский интерфейс, который с тех пор стал вытеснять привычный алфавитно-цифровой способ обмена информацией с ПК. Однако высокая цена системы - около 10 тыс. долл. - вынудила многих пользователей перейти в стан конкурирующей PC-платформы от IBM. Правда, в следующем году вышел первый Macintosh с начальной ценой уже 2500 долл.

Хотя первый портативный ноутбук Macintosh Portable увидел свет в 1989 г., он не привлек внимания пользователей: их признание получил лишь вышедший в 1991-м PowerBook 100.

Следующим действительно новаторским продуктом стал карманный ПК Newton Message Pad, выпущенный в 1993 г. Он был оснащен адресной книжкой, календарем, обладал коммуникационными возможностями, имел перьевой ввод и функцию распознавания рукописного текста.

Большой всплеск энтузиазма в сообществе почитателей Apple вызвало появление в 1998 г. персонального компьютера, нацеленного на потребительский рынок (его главные приметы - стильный дизайн и цветовое оформление), а затем цифрового MP3-плейра iPod (2001 г.).  

Оценивая заслуги Apple, можно без преувеличения

сказать, что компания нередко раньше других угадывает тенденции развития рынка

Наконец, новым важным этапом в истории Apple стало прошлогоднее объявление Стива Джобса о переводе компьютеров Apple на использование процессоров Intel, что в начале года было подкреплено выпуском первых таких устройств (см. PC Week/RE, N 1/2006, с. 2).

Оценивая заслуги Apple, можно без преувеличения сказать, что компания нередко раньше других угадывает тенденции развития рынка, опережая многих с выводом на рынок новых технологий или отбрасыванием старых. Первой среди крупных поставщиков она отказалась, например, от использования в своих ПК флоппи-дисководов и добавила возможности беспроводной связи.

Apple раньше других уловила необходимость тщательной проработки дизайна продукции и, в частности, цветовых решений. Благодаря оригинальному оформлению продукции компании удалось завоевать новых поклонников: в свое время самыми горячими почитателями моноблочных iMac, например, стали молодые японки. Некоторые изделия Apple, скажем тот же iMac или iPod, породили вокруг себя целую субкультуру и стиль жизни, создав дополнительный бизнес на торговле выполненными в том же дизайнерском ключе одеждой, аксессуарами, предметами обихода.

Apple проявляет оригинальность не только при создании новых продуктов, но даже и в способах их продажи. Так, японские продавцы электроники в свое время с недоумением воспринимали попытки менеджеров компании научить их размещать изделия в торговом зале.

Популярность продукции Apple вызывает прилив энтузиазма не только у почитателей компании, но и у многочисленных подpажателей. С последними компания всегда вела непримиримую борьбу еще с тех пор, когда пресекла движение клонмейкеров.

Лидерство компании в области технологии и дизайна неизменно способствовало созданию настроения превосходства в сообществе почитателей Apple (за которое, правда, приходилось доплачивать: как известно, любая продукция фирмы всегда стоила недешево) над обладателями прочих компьютеров, создавая вокруг платформы Mac целые мифы. Не все из них выдержали испытание временем: совсем недавно, например, были разрушены представления о MacOS X как об абсолютно безопасной - в плане противостояния компьютерным вирусам - операционной среде.

Что ж, компания вступила в свой четвертый десяток. Будем ждать от нее новых идей и новых мифов.

Версия для печати