ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВА

В последнее время российские компании нередко объявляют о прорыве в области высоких технологий. Создается впечатление, что если не сегодня, так завтра на отечественном рынке появятся конкуренты известных западных брендов. В самом деле, почему бы не повторить успех основанной 22 года назад компании Cisco Systems с годовым оборотом более 20 млрд. долл.?

Ведь в России есть немало университетов ничуть не хуже Стэнфордского.

Давайте рассмотрим вопрос более детально. В состоянии ли мы сделать что-нибудь действительно новое, способное стать конкурентоспособным по отношению к западным разработкам? Может ли российская фирма повторить успех Apple и собрать что-нибудь в гараже, став через несколько лет ИТ-гигантом? К сожалению, ответ на все эти вопросы скорее отрицательный. Путь, которым следуют наши "производители", кажется мне тупиковым.

Фирмы, пытающиеся разрабатывать оборудование в России, несомненно, достойны всяческих похвал. Но если мы взглянем на рынок сбыта этого оборудования, то он пугающе мал. Заказ микросхем для создания продуктов под такие объемы приводит к тому, что конечные изделия становятся баснословно дорогими. Скажем, научно-технический центр "Рисса" самостоятельно разработал и изготовил отечественный мультиплексор уровня SТМ-4 и сертифицировал его в системе "Связь". Это достойное оборудование, но при той себестоимости, какую может иметь этот продукт, его цена не может быть существенно меньше, чем у конкурентных предложений.

Если заглянуть внутрь, то в оборудовании любых производителей стоят одни и те же микросхемы. Вспомнить хотя бы тяжбу Huawei и Cisco. Я сам лично открывал оба маршрутизатора похожих моделей. Сделать клон маршрутизирующего устройства теперь ничуть не сложнее, чем в начале 1980-х сделать клон компьютера IBM.

Их архитектура одинакова. Шина - PCI (типовое решение для любого оборудования). Контроллеры шины и процессоры изготавливаются на одном и том же заводе (правда, Huawei использует версии процессоров с чуть большей тактовой частотой, что объясняется просто: на момент разработки быстродействие процессоров увеличилось).

Печатные платы с одним и тем же качеством изготовят в Поднебесной. Осталась одна проблема - ПО. Но и ее Huawei успешно решила, объединившись с американской компанией 3Com. Кстати, у коммутаторов Enterasys система команд очень похожа на Cisco CLI (промышленный стандарт де-факто). Однако Cisco не подает в суд на Enterasys. Подобную же систему команд использует компания Telco Systems (США - Израиль).

Когда Huawei начинала создавать линейку маршрутизаторов, ставка была велика. Они сразу стали выпускать полную линейку, в чем-то повторяя технологические решения Cisco. Этому предшествовали довольно важные события, произошедшие на государственном уровне.

В 1986 г. Китай объявляет программу 863. Это первая программа НИОКР в промышленности, нацеленная на научно-техническое обеспечение главных задач, предусматриваемых в интересах национальной безопасности и конкурентоспособности страны. И в 1998-м создается флагман китайских телекоммуникаций - компания Huawei Technologies Co., Ltd.

С середины девяностых стартует программа "Золотой мост", направленная на создание информационной сети в общенациональном масштабе, включая информационную супермагистраль, которая должна быть реализована на отечественном (в данном случае китайском) оборудовании.

На сегодняшний день, по информации официального сайта компании, большинство тендеров для государственных учреждений в Китае выигрывает СП Huawei-3Com (www.huawei-3com.com). Имея же за спиной такие объемы продаж, а как следствие - низкую себестоимость, можно начинать экспансию на внешние рынки и вкладывать деньги в разработку новых решений, заполняя имеющиеся пробелы и догоняя лидеров.

Мы же в России идем своим, особенным путем. Любовь российского человека к "халяве" описана во многих юмористических рассказах. Тому есть множество примеров. Обычно так называемые российские производители телекоммуникационного оборудования копируют все целиком, т. е. выпускают под собственным брендом на рынок оборудование как известных, так и неизвестных китайских производителей. Переводят техническую документацию и начинают продвигать свою торговую марку.

Так, например, поступила малоизвестная российская компания, которая сертифицировала клон оборудования SDH производства Huawei Technologies Metro 1000 как T316С4. На сайте этой компании в разделе "оборудование" показана картинка одного и того же мультиплексора, но под разными названиями. Huawei могла бы обратиться в суд и доказать факт фальсификации, не вызывающий сомнения в связи с отсутствием какого-либо ОЕМ-соглашения, но не делает этого, поскольку продажа пяти-шести мультиплексоров в год не наносит ущерба имиджу компании.

Аналогична ситуация с радиорелейным оборудованием. Есть известная российская фирма, которая, с ее слов, продает аналоги радиорелейных устройств компании Alcatel (www.microlink.ru/ obr_rrl.htm). Она их ввозит и сертифицирует под собственной торговой маркой. Это оборудование как две капли воды похоже на Alcatel, включая ПО. Разница - сервис и цена. Российский "аналог" дешевле, но менее востребован.

Рязанский завод "Интеркросс" активно сотрудничает с китайской компанией ZTE. В оборудовании, которое он производит, угадываются модели, разработанные китайцами. Причем оборудование SDH поменяло свое наименование и теперь называется СМ-600, а оборудование DSL так и продается под китайской торговой маркой.

Если во всем мире в связи с развитием широкополосного доступа закупочная цена модемов ADSL2+ составляет 20 долл., компания "Стрим" продает такие модемы (уверен, что без всяких дотаций) за 40 долл., то на сайте "Интеркросс" вы можете их приобрести за 58 долл. (www. intercross.ru/speed_select1. php). Получается, что с ростом популярности технологии весь мир уже снизил цены на оборудование, но в Рязани об этом, видимо, еще не знают.

В мире телекоммуникаций есть много примеров так называемого цивилизованного копирования, когда не имеет смысла разрабатывать новое оборудование для небольших рынков и нишевых решений. К примеру, компания Alcatel работает с крупными операторами связи, у которых иногда возникает потребность в предоставлении услуг связи для удаленной группы пользователей. В любой российской деревне должна быть почта, Интернет, телефон. Что делать в таком случае? Можно абсолютно официально позаимствовать решение у компании-разработчика для рынка SoHo. Это позволяет убить двух зайцев одним патроном. С одной стороны - удовлетворить все потребности крупного и уважаемого заказчика (включая капризы), а с другой - не тратить деньги на разработку оборудования, рынок сбыта которого очень узок. DSLAM (Digital Subscriber Line Access Multiplexer - сетевое устройство, обычно применяемое в центральных офисах телефонных компаний, которое объединяет сигналы от нескольких абонентов DSL и передает мультиплексированный сигнал в высокоскоростной широкополосный канал) разработки ZyXEL (одна из моделей), существует на российском рынке в двух ипостасях - как оборудование от ZyXEL и как оборудование от Alcatel. Причем последнее продается дешевле. Разница - в сервисе и наличии склада. У Alcatel политика продаж направлена на прямое взаимодействие с заказчиками, у ZyXEL - двухуровневая модель дистрибуции. И всех мелких заказчиков забирает под себя тайваньская компания. Большой Alcatel экономически невыгодно стрелять из пушки по воробьям. Их стихия - крупные проекты.

Также не секрет, что оборудование передачи данных СП Huawei-3Сom на российском рынке продают две компании - собственно Huawei и 3Сom. Разница между ними - цены в канале, сервис и окраска оборудования. Huawei предпочитает по-военному серый цвет, а 3Сom до недавнего времени тяготела к белому.

Похожая ситуация происходит и с более мелкими телекоммуникационными вендорами. Помнится, три года назад в России была проблема со шлюзами VoIP. Крупный московский оператор устанавливал оборудование SoftSwitch фирмы ECI Telecom. В качестве небольших аналоговых шлюзов с интерфейсами FXS рекомендовалась неизвестная на тот момент в России фирма Mediatrix. Несколько входивших в поставку экземпляров быстро закончились. Встал вопрос: а что делать дальше? И абсолютно случайно выяснилось, что это же оборудование уже существует на российском рынке. У Allied Telesyn в линейке присутствовал продукт AT-VP604, являющийся родным братом Mediatrix 1104. Естественно, сертификаты, необходимые для использования этих устройств в России, имелись только у Allied Telesyn. Это сейчас я с удивлением обнаружил, что в Интернете объявления о продаже Mediatrix развешаны буквально на каждом углу (см. http://pcweek.ru/?ID=476605).

Частная компания Allied Telesyn, представленная на российском рынке, не имеет мощностей и возможностей для разработки собственной линейки оборудования VоIP. Единственный шанс для нее - вступить в альянс с другой компанией, специализирующейся непосредственно на разработке подобного рода решений. Но здесь возникает другая проблема - любые серьезные вопросы по поддержке подобной аппаратуры заканчиваются восклицанием: "Автора! Автора!".

Компания, не являющаяся разработчиком данных устройств, - всего лишь первая ступень, отсекающая глупые вопросы пользователей. Если реально "железка" не работает, решить проблему сможет только производитель, при условии, конечно, что его удастся найти.

Я столкнулся с этим, переписываясь с рядом тайваньских фирм, производящих оконечное оборудование (модемы ADSL). Их просто огромное количество. Заказать на заводе плату, отлить корпус и т. п. - дело одного дня. А какие прекрасные презентации своих компаний они присылают! Там и программа развития, и оборот за прошедшие 10 лет, и упоминания про 10% от прибыли, якобы выделяемые на разработку оборудования. Всё как учили.

Но при ближайшем рассмотрении (мы заказали образцы) выясняется, что поддерживаются только функции, заложенные в микропрограмму производителем базовой микросхемы, из которой и состоит этот модем. Даже логотип оставлен старый. Нет, он, конечно, присутствует и на красивой коробочке, и на листочке, вложенном в упаковку, и на самом устройстве, но стоит воспользоваться встроенным Web-интерфейсом и попытаться настроить оборудование - и все сразу становится на свои места. В левом верхнем углу мы видим логотип компании - производителя чипсета. При попытке разобраться с реализацией какой-либо функции весь отдел разработки неожиданно уходит в бесконечный отпуск. Устройство поставляется по принципу "as is" (как есть). Такая компания, выпустившая на рынок оборудование, по сути, ничего, кроме красивой упаковки, сама не делает.

Если потребуется какое-нибудь изменение на программном или аппаратном уровне, - можно столкнуться с огромными проблемами. Скорее всего, деньги окажутся потраченными зря. Причем нет никакой разницы, российский это производитель или малоизвестная китайская компания. Учитывая реалии современного российского рынка, можно купить не только кота в мешке, но, что еще страшнее, - его точную клонированную копию.

Здесь можно провести полную аналогию с овечкой Долли, которая единственная из 276 зародышей выросла во взрослое животное и неожиданно скончалась. Все, что от нее осталось, - свитер в британском музее науки. Это может произойти с любым клоном. Закончить свое существование он может и без видимых причин. Поэтому не стоит забывать, что скупой всегда платит дважды.

Если взглянуть на мировой рынок, - ничто не мешает французам (Alcatel), шведам (Ericsson), финнам (Nokia), немцам (Siemens), канадцам (Nortel), американцам (Cisco и до недавнего времени Lucent), китайцам (Huawei и ZTE) иметь компании, выпускающие телекоммуникационное оборудование, разрабатывая и производя его с нулевого цикла.

Так и хочется задать себе вопрос: "А чем мы, собственно, хуже?". Учитывая обилие на сегодняшний день "национальных проектов", следует обратить внимание на телекоммуникации. Та же Huawei занимает в Китае первое место по оборудованию передачи данных, обгоняя компанию Cisco (в марте 2005-го подал в отставку президент Cisco в Китае Дю Джианбинг). Сказывается тот факт, что документация сначала пишется на родном китайском языке, а только затем переводится для международного рынка на английский. Здесь компания Cisco Systems оказывается в невыгодном положении - ведь ей предстоит выполнять "лишнюю" работу. Cisco разрабатывает документацию на английском языке, а затем переводит ее на китайский. От этого страдает не только качество, но и количество документации. А как следствие - оборудование теряет конкурентные преимущества, которые безоговорочно переходят к китайским производителям.

Конечно, мы делаем шаги по вхождению на мировой рынок. Об этом свидетельствует объединение всех наших авиационных предприятий и многое другое. Но как было бы здорово, если бы департамент национальных проектов при правительстве РФ обратил внимание на нашу телекоммуникационную отрасль и прежде всего - на микроэлектронику. Развитие этих наукоемких технологий позволило бы России более уверенно чувствовать себя на мировом рынке, в том числе и при вступлении в ВТО.

 С автором статьи, директором компании "Verysell Проекты" по работе с ключевыми вендорами, можно связаться по адресу: SazonovSV@verysell.ru.

Версия для печати