СЛИЯНИЯ
"Красная шапочка" расширяет сферу интересов
Одна из самых горячих новостей прошедшего апреля из мира Open Source - объявление Red Hat (www.redhat.com), мирового лидера по поставкам дистрибутивов Linux, о намерении приобрести другого ведущего игрока этого сегмента - компанию JBoss (www.jboss.com). Сделка должна завершиться в мае: покупка обойдется Red Hat в 350 млн. долл. (из них 40% - наличными, остальное - непривилегированными акциями) единовременно плюс еще примерно 70 млн. долл. в течение двух ближайших лет по достижении, как сказано в официальном заявлении, определенных результатов работы.
В целом это слияние отражает идущий сейчас процесс консолидации и коммерциализации отрасли Open Source и, по мнению аналитиков, приведет к созданию суперкомпании в данном сегменте. Конечно, ее суммарный оборот (немногим более 300 млн. долл.) пока далек от показателей софтверных лидеров-ветеранов, но весьма значителен по меркам Open Source, к тому же нужно учитывать высокие темпы роста бизнеса обоих участников.
Последний финансовый год Red Hat закончился 28 февраля: она получила 278 млн. долл. дохода и 80 млн. долл. чистой прибыли, превысив прошлогодние результаты соответственно на 42 и 75%. Компания использует бизнес-модель, по которой вместо единовременной покупки лицензий заказчики платят за подписку на продукты и за услуги по их текущей поддержке (по итогам 2006 г. подписка принесла 230, а услуги - 48 млн. долл.).
Деловые показатели JBoss гораздо скромнее, и вообще эта компания не очень известна в России. И тем не менее она считается одним из современных технологических лидеров софтверного рынка, демонстрирующим при этом жизнеспособность и перспективность ведения бизнеса на принципах Open Source. Фирма специализируется на разработке ПО связующего слоя на базе платформы J2EE, и тут ее прямыми конкурентами выступают такие гиганты, как IBM и BEA Systems. Ее первый продукт - JBoss Application Server - появился в 1999 г., а юридически компания оформилась лишь два года спустя. Для развития бизнеса она использовала главным образом собственные средства и лишь в 2004-м получила венчурный капитал в размере 10 млн. долл. Формально ее собственниками являются свои же сотрудники (150 человек во главе с основателем и генеральным директором Марком Флери) плюс четыре венчурных инвестора (в том числе Intel Capital). Сегодня ПО JBoss представляет собой комплекс JBoss Enterprise Middleware System (JEMS), включающий сервер транзакций, портал, систему обработки сообщений, средства разработки и ряд других продуктов.
В последнее время бизнес JBoss быстро развивается: по оценкам наблюдателей, в 2005 г. ее доход составил 20-30 млн. долл., а в 2007-м может вырасти до 60 млн. Конечно, это намного меньше по сравнению с лидерами middleware: IBM и BEA в этом сегменте получают соответственно 2,7 и 1,0 млрд. долл. Однако формальные финансовые показатели не отражают полную рыночную картину. Дело в том, что JBoss ведет свой бизнес на принципах Open Source (ее продукты можно свободно загрузить и использовать) и получает деньги только за услуги по сопровождению. А подписку на такой сервис оформляет лишь весьма небольшая доля реальных пользователей ее продуктов. Так что, уступая конкурентам по деньгам, компания находится в числе лидеров по количеству инсталляций своих продуктов (некоторые исследования показывают, что ее сервер приложений является сейчас одним из самых популярных в мире)*1.
_____
*1 Кстати, BEA Systems тоже начала с нуля и не так уж давно (в 1995 г.) стала осваивать сегмент Java - middleware. Но, используя традиционную модель “закрытого” ПО, достигла гораздо более весомых финансовых результатов.
Не менее важный момент заключается в том, что JBoss изначально сделала ставку на объединение бизнес-модели открытых кодов (Professional Open Source Model) и технологий Java и в какой-то мере её можно считать идеологическим лидером этого объединенного сообщества, где она пользуется особым авторитетом. Фирма всегда очень большое значение придавала взаимодействию с широким кругом разработчиков, которые сегодня представлены группой JBoss.org.
Однако вернемся к теме слияния Red Hat и JBoss. В комментариях руководителей компаний по этому поводу говорилось о близости их корпоративного менталитета, основанного на идеях Open Source и сервисно-ориентированной модели ведения бизнеса. Но тут нужно обратить внимание и на одно важное различие. Дело в том, что если JBoss - это истинный разработчик ПО, то Red Hat обычно представляется как дистрибьютор Linux. Более того, в адрес "красной шапочки" порой раздаются едкие замечания вроде того, что она - "Microsoft на поле Linux, вот только лишь не разрабатывает ПО". И этот упрек имеет основания: по большому счету компания все годы своего существования занималась лишь формированием дистрибутивов Linux на базе чужих продуктов Open Source (хотя нужно признать, что это тоже очень непростая технологическая задача).
Безусловно, эта покупка позволит Red Hat расширить спектр предлагаемых на рынке программных решений и продвинуться в сторону модного нынче сегмента ПО сервисно-ориентированной архитектуры (SOA). При этом она сможет тем самым преодолеть свою Linux-ориентированность, тем более что в последние годы JBoss меняет сложившийся образ разработчика Java-инструментария на роль поставщика ПО связующего слоя с поддержкой Java, PHP и .NET.
В свою очередь JBoss, которая в составе объединенной компании станет независимым подразделением, получит доступ к развитой партнерской и сервисной сети Red Hat. Правда, в то же время Red Hat намерена продолжать продажи и собственного сервера Java-приложений, основанного на ПО с открытым кодом Jonas французского консорциума ObjectWeb, и будет инвестировать этот проект в дальнейшем. Но, как заявило руководство компании, приоритет отдается JBoss J2EE Application Server.
Приобретение JBoss означает, что Red Hat вступает на тропу конкуренции с сильными мира софта: IBM, Oracle, BEA, Microsoft. Впрочем, это является естественным следствием развития бизнеса. По такому поводу IBM уже сделала заявление, что она будет продолжать стратегическое сотрудничество с ведущими поставщиками Linux - Red Hat и Novell. А в неофициальном комментарии ее представители выразили надежду, что, попав в состав Red Hat, JBoss снизит свой интерес к поддержке .NET и больше сосредоточится на Java.
За частным случаем - общая тенденция
Как будет развиваться совместный бизнес Red Hat + JBoss, покажет будущее, а сейчас стоит обратить внимание на интересные моменты истории этого объединения. Дело в том, что объявлению данной сделки предшествовали многомесячные слухи по поводу возможного приобретения JBoss. Среди претендентов была и Novell, но самым вероятным покупателем в феврале - марте казалась Oracle. Западные эксперты говорят, что переговоры с Oracle закончились неудачей из-за недостаточной суммы оплаты (называлась величина в 320 млн. долл.).
Правда, руководитель JBoss Марк Флери никогда не говорил о других желающих приобрести его компанию, но в своем комментарии уже после объявления о сделке отметил, что присоединение к Red Hat позволит избежать возможного несовпадения концепций Open Source и традиционной схемы лицензирования закрытого ПО в случае покупки другой крупной софтверной компанией. Союз с Red Hat - это хороший вариант и для пользователей открытого софта, так как Oracle могла бы просто закрыть JBoss и всех перевести на собственные продукты.
Со своей стороны Oracle также не комментировала сделку Red Hat и JBoss, но уже после ее объявления в интервью газете Financial Times глава корпорации Ларри Эллисон заявил, что в будущем его компания может приобрести какого-то Linux-игрока. После обсуждения плюсов и минусов идей Open Source он сказал: "Мы будем не бороться с Open Source, а использовать его". Так что, возможно, Oracle, не сумев приобрести Jboss сегодня, чуть позднее купит её в составе Red Hat.
Хотя нужно сказать, что с покупкой бизнеса Open Source у Oracle дела идут не так гладко, как с поставщиками "закрытого" ПО. Так, в феврале в западной ИТ-прессе прозвучала информация о неудачной её попытке купить компанию MySQL (доход которой в 2005 г. составил почти 40 млн. долл.) - поставщика популярной одноименной СУБД с открытыми кодами (об этом заявили представители MySQL, а Oracle комментариев не давала).
Интерес к сегменту Open Source проявляет не только Oracle. Самую большую активность тут уже много лет демонстрирует IBM, предпочитающая вести дела без излишней газетной шумихи. Совсем недавно Голубой гигант приобрел за 50 млн. долл. совсем небольшую компанию Gluecode, разрабатывающую сервер Java-приложений. Конечно, за всеми подобными сделками можно увидеть вполне прозаичные цели: приобретение идей, технологий, кадров, устранение потенциальных конкурентов.
Однако тут следует подчеркнуть и еще один важный момент: ведущие поставщики ПО внимательно изучают опыт реализации больших программных проектов силами независимого сообщества разработчиков. Об использовании такой бизнес-модели в своих внутренних разработках еще пару лет назад открыто заявила IBM, да и Microsoft, хотя и не сильно афишируя это, берет на вооружение подобные методы создания ПО (см. PC Week/RE, N 32/2005, с. 57).
Так что, возвращаясь к основной теме этой статьи, можно довольно уверенно предположить, что, с одной стороны, сегмент Open Source будет неизменно развиваться в сторону дальнейшей коммерциализации своей деятельности, а с другой - мы будем свидетелями дальнейшей взаимной интеграции технологий открытого и закрытого ПО, а также объединения моделей их создания.