СОЦИУМ

Владимир Дрожжинов, Александр Штрик

Население европейских стран быстро стареет (см. рис. 1), а нагрузка на работающих по финансовому обеспечению пенсионеров возрастает (рис. 2). При этом, если не снижать жизненный уровень занятых в общественном секторе и не повышать возраст выхода не пенсию, следует активно вовлекать пожилых людей, как, впрочем, и инвалидов, в общественную жизнь, чтобы они, достигнув пенсионного возраста, продолжали трудиться. Аналогичная проблема стоит в США, Китае и других странах*1.

_____

*1 В России эта проблема до сих пор еще не получила должной огласки. Хотя В. Путин уже и выбросил флаг поддержки рождаемости для исправления демографической ситуации в своем последнем послании Федеральному собранию, мы по-прежнему читаем объявления о найме на работу с ограничением по возрасту сверху (30-45 лет). То есть продолжается незаконная возрастная сегрегация найма сотрудников не только отечественными компаниями, но и представительствами иностранных фирм, законопослушных у себя на родине, но не в России.

Рис. 1. Старение населения ЕС

Рис. 2. Отношение числа пенсионеров к числу работающих в ЕС

Рассматривая эту проблему, специалисты исследуют возможный "вклад" информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в перенос выхода людей на пенсию на более поздние сроки, чем определено в законах, т. е. в пролонгацию их "электронного включения" (e-inclusion) в жизнь электронного же общества. На определение этого вклада направлен проект Европейского Союза eInclusion@EU (www.einclusion-eu.org), реализация которого продолжится до декабря нынешнего года. В чем заключается вклад, вы поймете из дальнейшего. Промежуточные результаты проекта опубликованы, и мы исходим из них*1.

_____

*1 eInclusion@EU Strengthening eInclusion &eAccessibility across Europe IST-502553 D1.1 Analytic framework - eInclusion and eAccessibility priority issues Final October, 2004.

Задача проекта - поиск инновационных политических методов и необходимых мероприятий для реализации этой идеи. Сюда также входят проблемы обучения инвалидов и пожилых людей обращению с ИКТ и услугами информационного общества (электронная достижимость, e-accessibility).

По мнению специалистов, высокие технологии обладают большим потенциалом для решения проблем активной старости и повышения уровня занятости немолодых людей. Однако сейчас роль ИКТ еще недооценивается и нередко даже воспринимается скептически.

Соответствующие политические меры, содействующие использованию ИКТ, могут увеличить возможности трудоустройства пожилой части населения, которая в настоящее время нередко оказывается исключенной из деятельности в общественном секторе. Ведь благодаря информационным технологиям рабочие места станут более гибкими, и их можно будет адаптировать к индивидуальным предпочтениям, обязанностям и ограничениям, которые характерны для пожилого возраста. К тому же люди смогут получить опыт работы с ИКТ и практические навыки, которые им пригодятся и в других сферах жизни. Это становится все более актуальным, так как многие страны ЕС проводят политику постепенного увеличения пенсионного возраста.

В скандинавских странах, особенно в Финляндии, активная старость является общепризнанной концепцией. Однако ряд новых государств - членов ЕС, где продолжительность жизни ниже, а уровень безработицы выше, отстают в понимании и развитии такого подхода.

Другим препятствием на пути более быстрого продвижения этой идеи является недостаточно тесное сотрудничество между людьми и учреждениями, отвечающими за социальную политику, решение проблем активной старости и создание благоприятных условий для использования ИКТ.

Чтобы лучше увязывать решение проблем активной старости с политикой электронного вовлечения, государственным деятелям и предпринимателям необходимо рассмотреть и решить целый ряд важных вопросов, таких, как инвестирование в электронную грамотность работников пожилого возраста, разработку информационных технологий, учитывающих особенности возрастных изменений с точки зрения восприятия, ловкости и освоения рабочих процессов. Информация по политике электронного вовлечения, а также результаты национальных исследований в этом направлении накапливаются в диалоговой базе знаний. Рекомендации по инновациям, проверенные стратегии и методы, дополненные средствами достижения реалистических целей, будут описаны в окончательном отчете по проекту в конце текущего года.    

Направления реализации электронного вовлечения и задачи, решаемые в их рамках

Проект eInclusion@EU концентрируется на трех аспектах электронного вовлечения:

- электронная достижимость как компонент электронного вовлечения;

- электронная достижимость и электронное вовлечение для обеспечения работой и повышения занятости;

- улучшение условий онлайнового обслуживания и обеспечение гарантий того, что определенные группы людей (пожилые люди, инвалиды) не окажутся исключенными из этой сферы.

Каждый из перечисленных аспектов электронного вовлечения в свою очередь разбивается на самостоятельные задачи, кратко перечисленные в таблице.

Рассмотрим первые два направления более подробно, поскольку по третьему направлению еще не получены значимые результаты.

Электронная достижимость как компонент электронного вовлечения. В этом направлении рассматриваются четыре проблемы:

- анализ задач, которые подлежат решению;

- исследование и выбор политики решения выбранных задач;

- роль и значение электронной достижимости как средства решения выбранных задач;

- выработка приоритетов решения выбранных задач.

Для решения первой проблемы была разработана специальная матрица, которая связывает те или иные физические недостатки людей (например, слабое зрение или полное его отсутствие, глухота, невозможность выполнять какую-то работу из-за ампутации конечности и др.) с теми действиями, которые должны быть предприняты для их преодоления (скажем, использование клавиатур со шрифтом Брайля, специальные приспособления и т. д.). Кроме того, в матрице указаны возможности принципиального решения/нерешения по преодолению конкретных физических недостатков. По каждому решению выполняются соответствующие НИР и ОКР.

В принципе, эта проблема (обеспечение доступа к средствам ИКТ инвалидов) не нова, еще в прошлом веке в ЕС выполнялись исследовательские работы под названием "Проектирование для всех" (Design-for-All) и СOST 219 (http://www.stakes.fi/cost219/219ter-MoU.htm ); сейчас они распространяются на доступ к мобильным сетям связи.Так, для людей с недостатками зрения возможны следующие решения:

- визуализация информации на различных устройствах доступа - компьютерах, веб-сайтах, телефонах с дисплеем, банкоматах и др.

- адаптация размера шрифта, цветов, контрастности на устройстве доступа;

- считывание информации с экрана и использование голосовых синтезаторов, дисплеев с поддержкой шрифта Брайля, электронных луп и т. д.

С точки зрения приоритизации работ большое значение имеют статистические данные по количеству пожилых людей в странах ЕС, обладающих тем или иным физическим недостатком. Вот данные по 15 европейским странам: недостатками зрения страдают почти 10 млн. жителей; трудности со слухом наблюдаются у 40 млн. человек; физическими недостатками страдают более 20 млн. человек. Таким образом, необходимость преодоления "физического барьера" между пожилыми людьми и ИКТ в масштабах Европейского Союза выглядит весьма внушительно.

При решении второй проблемы исследователи провели огромную работу и сформировали структуру и основные элементы политики поддержки электронной достижимости. Существуют две основные политики для обеспечения электронной достижимости в целях поддержания активной старости: во-первых, использование общедоступных и широко распространенных "стандартных" ИКТ, а во-вторых, разработка и внедрение специальных инструментов и технологий, нивелирующих физические недостатки пожилых людей.

Одних только рыночных механизмов для поддержки электронной достижимости недостаточно. Законодательство или регулирование здесь также играют ключевую роль. Правовая среда должна обеспечивать соответствующие возможности и условия, необходимые мероприятия для поддержания и облегчения трудовой деятельности людей с физическими недостатками. К примеру, в США в законе о реабилитации инвалидов в статье 508 сказано, что федеральные и штатные учреждения обязаны создавать все условия для их работы.

Реализация благоприятных условий для развития электронной достижимости выливается в перечень следующих задач:

- разработка стандартов, руководящих принципов и иных подобных инструментов по адаптации рабочих мест к физическим возможностям инвалидов;

- поддержка получения образования в области ИКТ людьми с физическими недостатками, развитие практических навыков работы с ИКТ и оказание технической помощи в эксплуатации средств доступа к ИКТ;

- повышение степени осведомленности пожилых людей и людей с физическими недостатками о возможностях доступа к ИКТ;

- государственная поддержка и развитие рыночных механизмов в производстве средств нивелирования физических недостатков людей для доступа к ИКТ;

- обеспечение финансирования работ по э-достижимости;

- создание благоприятных условий для работы пожилых людей и людей с физическими недостатками;

- регулярный мониторинг и оценка эффективности проводимых работ;

- проведение научных исследований и разработок;

- разработка и предоставление вспомогательных технологических услуг.

Все перечисленные задачи по обеспечению электронной достижимости очень детально разрабатываются в рамках проекта eInclusion@EU, и главная цель здесь - обеспечение равных возможностей всем гражданам стран ЕС. При этом исключительно важное значение уделяется развертыванию целенаправленной и согласованной деятельности по данным вопросам на различных уровнях: международном (ООН, Совет Европы, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная торговая организация, Международная организация стандартизации и т. д.); уровне Европейского Союза (структурные фонды, стандартизационные, правовые и правозащитные, различные неправительственные организации, ассоциации и т. д.); на национальном и региональных уровнях в каждой стране ЕС.

Сложность проблемы и большой перечень подлежащих решению задач требуют определения порядка их рассмотрения. После тщательного анализа и учета мнений всех заинтересованных сторон были идентифицированы четыре основные линии работ по проблеме электронной достижимости:

- электронная достижимость в области проведения государственных закупок;

- соблюдение авторских прав на цифровой контент, который для людей с физическими недостатками должен быть представлен в виде печатных материалов;

- обеспечение электронной достижимости с помощью предоставления универсальных услуг связи;

- обеспечение равенства и недискриминационности в электронной достижимости, использование возможностей национального омбудсмена (ответственного в стране за соблюдение международно признанных прав человека) в решении проблемы электронной достижимости, в борьбе с дискриминацией и в обеспечении равных условий доступа к ИКТ.

Электронная достижимость и электронное вовлечение для обеспечения работой и повышения занятости. В eInclusion@EU этот вопрос является едва ли не центральным. Проведенный в рамках проекта анализ позволил выявить ряд тенденций в области занятости.

1. Изменения в характеристиках отраслей трудовой занятости и работы:

- увеличение количества предприятий малого и среднего бизнеса, образование более крупных организаций, постоянные реорганизации в компаниях и фирмах;

- переход на контрактные и аутсорсинговые формы работы, рост сектора услуг;

- перемены в форматах трудовой занятости (постоянная, временная, частичная занятость), в использовании рабочего времени (гибкий график работы, дистанционная работа) и в показателях трудовой интенсивности (привязка показателей труда работников к показателям деятельности компаний);

- усовершенствования в организации рабочего процесса;

- деформация структуры рабочей силы - старение работников, повышение доли женского труда, появление и рост иммиграционных потоков.

2. Физические недостатки людей (слабое зрение и слух; недостатки речи; инвалидность; недостаточные возможности в области освоения новых знаний; низкий уровень образования и грамотности; ограничения по перемещению и т. д.) и необходимость обеспечить их трудовую занятость и доступ к работе.

3. Появление целевых групп людей, которым необходима поддержка в увеличении занятости: люди с физическими недостатками; женщины; мигранты; служащие с низким уровнем квалификации; безработные; домашние работники; люди пожилого возраста и старики.

Проведенный в рамках проекта анализ возможностей использования ИКТ и соответствующей политики в области решения проблем активной старости сводится к следующим рекомендациям:

- ИКТ следует рассматривать как помощника и как средство компенсации имеющихся функциональных ограничений у конкретного человека, а также как эффективный инструмент при трудоустройстве данного индивидуума. В соответствии с существующими у конкретных людей проблемами эти средства должны быть подобраны таким образом, чтобы в максимальной степени компенсировать имеющиеся у них физические недостатки и функциональные ограничения (например, плохая физическая подвижность, неподвижность, тугодумство, умственные и сенсорные ограничения и др.);

- ИКТ являются инструментом, позволяющим увеличивать индивидуальную гибкость и адаптируемость к условиям деятельности рабочих и служащих по отношению к современным требованиям рынка труда и к росту требований работодателей;

- ИКT служат средством для оперативного предоставления своим пользователям информации: а) о предлагаемых на рынке рабочих местах, б) о требованиях к претендентам на рабочие места, в) о порядке взаимоотношений практически здоровых служащих с работниками, обладающими физическими недостатками, или с людьми пожилого возраста, г) о готовности фирм и организаций к использованию труда инвалидов и пожилых людей;

- ИКТ представляют собой инструмент для усовершенствования качества работы и средство, позволяющее создавать новые рабочие места для занятости людей с нестандартными возможностями и потребностями.

Версия для печати