ОБЗОРЫ

Беспроводной доступ помимо очевидного удобства стимулирует развитие множества смежных отраслей - это и продажа карманных компьютеров, ноутбуков, и повышение индекса инноваций у операторов сотовой связи (за счет покупки времени в хот-спотах через SMS-запрос), и в целом увеличение популярности Интернета. Правда, работать с технологией Wi-Fi могут пока только в больших городах - здесь для этого имеется необходимая кабельная инфраструктура. Возможно, совсем скоро Москва по количеству точек доступа даже догонит другие мегаполисы планеты.

Хот-споты наступают и выигрывают

В ближайшие полгода на столичном рынке беспроводного доступа должен начаться "золотой век". Если все планы реализуются, то к уже существующим 285 точкам доступа будет добавлено еще как минимум 400, что обеспечит беспроводным доступом в Интернет всех страждущих москвичей и гостей столицы. Дело в том, что три компании "Системы-Телеком" объединились с целью строительства и интеграции единой сети хот-спотов в городе. Учитывая то, что к делу привлечены такие компании, как МТС, "Комстар - Объединенные Телесистемы" и МГТС, проект выглядит вполне реалистичным.

Первое направление работы - объединение более чем 80 точек беспроводного доступа "Wi-Fi МТС" (поддерживаются компанией "Таском") и 70 хот-спотов сети "Комстар - ОТС" в одну систему, оплатить работу в которой можно с помощью SMS-запроса на короткий номер оператора связи (предложение действует только для абонентов МТС). В ответ клиент получает логин и пароль, который может использовать частями или единовременно - стоимость определена в 5 долл. в час, что является одной из самых низких в столице ("срок годности" неиспользованных денег - 365 дней с момента первой активизации). Ограничения по трафику не будет, а минимально возможная скорость для одного абонента - 56 кбит/с в зависимости от загрузки точки доступа.

По словам представителей МТС, сейчас рассматривается возможность онлайновой тарификации потребляемых услуг, т. е. списание со счета абонента будет идти в режиме реального времени, но этот вопрос может быть решен не ранее начала 2007-го. Кстати, до конца нынешнего года, по информации Дмитрия Коровина, начальника отдела проектного управления "Комстар - ОТС", к существующей сети хот-спотов будет добавлено еще примерно 200 точек доступа - их смонтируют по всему городу с учетом места пребывания потенциальных абонентов.

С технологической точки зрения у "Комстара" все готово для строительства сразу 50 точек в московской лицензионной зоне. Но, как отмечает ведущий эксперт компании "Прайм-Консалт" Маргарита Зобнина, реальная проблема, с которой может столкнуться компания, - это поиск площадок для хот-спотов и переговоры с их владельцами о размещении точек доступа. Еще не все люди, особенно далекие от телекоммуникационного бизнеса, понимают, зачем в их заведении нужен "Интернет без проводов".

Антенна SpeedRay 3000 превращает

любой автомобиль в передвижной хот-спот

С возможностью быстро построить такое количество хот-спотов согласны и другие аналитики - технологические и финансовые возможности у компаний есть. Но встает еще вопрос окупаемости подобных сетей. Дело в том, что воспользоваться беспроводным широкополосным Интернетом готово не так много людей, да и тех "переманивает" к себе "Скайлинк" с введенным в действие протоколом передачи данных EV-DO (запущен в коммерческую эксплуатацию в Москве и Санкт-Петербурге); к тому же все федеральные операторы активно развивают проекты по оснащению бизнес-пользователей PC-картами GPRS/EDGE (часто без Wi-Fi). Однако спрос ограничен той частью владельцев ноутбуков и карманных компьютеров, которая готова оплачивать такой доступ. Надо учесть, что значительное количество пользователей, имеющих мобильные компьютеры, владеют и кабельным широкополосным Интернетом дома и в своем рабочем офисе, откуда в основном и заходят в Сеть.

Тем не менее все больше мобильных профессионалов приезжает в Москву в командировку (хот-споты нужны в отелях), переговоры зачастую проводятся в более приятных местах, чем офисы (к примеру, в ресторанах и кафе, где тоже нужны точки доступа), а доступ к почте может понадобиться в самое неожиданное время, особенно для людей с "рваным" рабочим графиком (надо ставить точки доступа еще и в развлекательных заведениях, фитнес-центрах, сервис-центрах по ремонту автомобилей и на заправках).

Кроме того, имеет смысл делать ставку на корпоративных пользователей. Хотя в некоторых крупных компаниях (к примеру, в Lucent Technologies) и не разрешено организовывать доступ к корпоративной сети с помощью протокола передачи данных Wi-Fi по соображениям безопасности, в случае применения технологии VPN риск все-таки не очень велик. Да и доступ к рабочему электронному ящику, выполненный с криптографической защитой, не представляет чрезмерной опасности для целостности корпоративной сети. Ведь если удастся убедить крупные компании разрешить своим сотрудникам получать доступ в сеть Интернет именно по Wi-Fi, сроки окупаемости проекта могут значительно уменьшиться. По мнению Маргариты Зобниной, если пользоваться Интернетом будут только частные клиенты, то сеть хот-спотов окупится примерно года через три, а если к ним добавятся еще и корпоративные, - это произойдет в два раза быстрее (кстати, на крупные компании можно "переложить" часть стоимости оборудования).

Для отелей и их бизнес-центров в проекте "Комстара" будет предусмотрен специальный посуточный тариф - около 40 долл. за 24 ч работы без ограничения трафика, но пока это дорого (для сравнения: наиболее распространенный тариф в Европе - около 25 долл. в сутки). Хот-споты будут размещены и в ресторанах, кафе, владельцы которых готовы расширить ассортимент услуг возможностью доступа в Интернет с карманных компьютеров и ноутбуков, - оплата будет, скорее всего, повременной, а стоимость 1 Гб информации - около 160 долл. (для сравнения: в проводных сетях широкополосного Интернета этот же объем стоит в 50 раз дешевле).

Второе направление, осуществляемое параллельно, - монтаж совместной сети компаний "Комстар - ОТС" и МГТС из специальных таксофонов производства Siemens, оснащеных хот-спотом Wi-Fi. От привычных аппаратов они почти не отличаются, разве только специальной антенной и особой наклейкой, информирующей пользователей о том, что беспроводной Интернет уже "разлит" в воздухе рядом с ним. Стоимость часа работы - 5 долл., но процесс оплаты через таксофоны организован чуть сложнее. Для работы придется приобрести карту МГТС, установить ее в таксофон, выбрать в меню "Интернет-доступ по Wi-Fi", необходимое количество времени (от 5 мин до 1 ч), придумать себе любой логин, пароль (ввести его можно с помощью клавиатуры таксофона) и только после этого активизировать подключение через карманный компьютер или ноутбук.

Таким образом, столичный регион в самом скором времени может быть охвачен точками беспроводного доступа не хуже, чем любая другая европейская столица. Кстати, подобные проекты дадут и побочный экономический эффект - ускорится развитие сервисов голосовых звонков через Интернет, вырастут продажи как гибридных телефонов, в которых кроме GSM-средств будет установлен и Wi-Fi-модуль, так и мобильных модемов с Wi-Fi-модулями, смонтированных на pcmci-картах; скорее всего, пойдут вверх продажи ноутбуков, субноутбуков, карманных компьютеров и смартфонов с адаптерами беспроводного подключения к Сети. В итоге это позволит менеджерам разного уровня постоянно быть на связи, что, несомненно, повысит скорость их реагирования на вопросы бизнеса и приведет к реальному увеличению эффективности умственного труда.

Реалии мирового WLAN-роуминга

При строительстве любой географически распределенной сети немаловажным является вопрос роуминга. В описанном выше московском проекте компании, которые его реализуют, собираются открывать роуминг для своих абонентов с хот-спотами в Санкт-Петербурге и Ижевске - передача данных будет осуществляться с помощью компаний МТТ, "Танго-телеком" и РТКомм. А вот речь об объединении с глобальными сетями хот-спотов в других странах и едином мировом роуминге, как это делает "ВымпелКом" (правда, у компании меньше 10 хот-спотов "собственного производства"), пока не идет, хотя подобное развитие проектов представляется крайне перспективным - потенциально рынок очень большой. Самые крупные Wi-Fi-сети в мире - это Boingo, насчитывающая более 45 тыс. хот-спотов Wi-Fi по всему миру. Затем идут сети с WLAN-роумингом - у WeRoam и Trustive, каждая насчитывает более 10 тыс. Wi-Fi точек доступа, причем их платформа - это комбинация разных технологий (Wi-Fi - лишь одна из них), поскольку они предлагают роуминг и абонентам GSM 2G/3G.

Установить партнерские отношения с этими компаниями было бы, конечно, мечтой любого российского игрока. Однако, по словам Станислава Мирина, ведущего аналитика департамента "РосБизнесКонсалтинга", это вопрос политический - скорее всего, МТС пока не устраивает цена, предлагаемая западным брокером. Для справки: цена роуминга в случае с "ВымпелКомом" для стран Европы составляет 15,6 долл. в час, что примерно втрое выше, чем стоимость доступа в России и минимум вдвое больше, чем пришлось бы заплатить за работу через местного оператора.

К сожалению, для пользователя самая жизнеспособная модель тарификации за пределами страны (как, впрочем, и в подавляющем большинстве точек доступа внутри страны) - это конечно же по времени. Специфика отечественного Wi-Fi в том, что человек может сидеть часами в Интернете, не качая трафика - просто проверяя почту или общаясь в ICQ. Операторам это невыгодно, они предпочитают взимать плату за час и предоставляют пользователю неограниченный объем трафика (но с ограниченной скоростью передачи данных). Это гарантирует оператору какой-то доход.

Модель, к которой уже перешли на Западе и к которой мы придем еще не скоро, - это абонентская плата. Как отмечает консультант аналитического агентства J’son & Partners Алексей Шелестенко, при таком подходе абонент ежемесячно платит определенную сумму и за это получает доступ ко всем хот-спотам в Сети (т. е. если это Boingo, то бесплатный внутрисетевой роуминг по всему миру). Это крайне выгодно людям, которые часто пользуются Wi-Fi и много путешествуют. Скорее всего, роуминг между городами России станет реальностью только тогда, когда количество общественных хот-спотов значительно возрастет и когда какой-нибудь крупный игрок (не исключено, что тот же "Комстар") скупит местные сети. Иначе роуминг не имеет смысла - вряд ли кто-то захочет ехать в другой конец города только потому, что именно там есть хот-спот "своего" оператора, ведь можно найти что-то ближе и заплатить 5-10 долл. за час-другой доступа. Роуминг будет иметь действительно большой успех только в том случае, если базовая сеть предоставляет пользователям повышенные гарантии безопасности (VPN, сложное шифрование и т. д.). Только такие услуги и возможности в сочетании с гибкими тарифными планами и широкой распространенностью базовых станций беспроводного доступа, привлекут путешествующих бизнесменов.

Если пользоваться Интернетом будут только частные клиенты, то сеть хот-спотов окупится примерно года через три, а если к ним добавятся еще и корпоративные, - это произойдет в два раза быстрее.

Надо отметить, что Wi-Fi-роуминг для российских пользователей пока слишком дорог. Операторы по большей части создают эти услуги в надежде на корпоративного пользователя, которому просто недосуг заниматься вычислениями наиболее адекватной стоимости - эти счета за него оплачивает компания. Однако для тех, кто умеет считать, есть более простой способ. Но для этого, правда, необходимо быть пользователем любого интернет-банкинга. Дело в том, что подавляющее большинство хот-спотов в Европе и США при авторизации предлагает оплатить пользование по кредитной карточке, - достаточно вбить ее номер и данные в специальную форму, и как только она будет проверена в режиме реального времени, пользователь сможет выбрать, сколько денег он готов заплатить за беспроводной доступ. После авторизации и оплаты (это можно сделать со своего карманного компьютера или ноутбука) будет выдан логин/пароль, который действителен минимум год по всей территории крупной европейской или американской сети хот-спотов.

Кстати, совершенно необязательно "подставлять" для таких, прямо скажем, небезопасных платежей, свою основную кредитку - это будет очень неразумно. Проще завести специальную карточку только для оплаты товаров и услуг в киберпространстве - по статусу она равна Visa Classic и в интернет-банке отображается отдельным счетом, но физически не имеет магнитной полоски, платить с нее можно только в киберпространстве. Интернет-банкинг обязателен для того, чтобы оперативно переводить на эту карту деньги для каждой отдельной транзакции небольшими порциями. Тогда, даже если электронные взломщики узнают ее номер, имя владельца, дату действия и номер cvv2, воспользоваться деньгами они не смогут - все запросы на снятие сколько-нибудь значимой суммы будут возвращаться им с сообщением об ошибке.

Мировой опыт "хот-спотостроения"

Столичный проект "Комстара" вписывается в общемировую тенденцию - за последние пару лет Wi-Fi превратился в одну из самых перспективных технологий на рынке беспроводной связи. В настоящее время расширение зон доступа в Интернет является одним из приоритетов в развитии современных мегаполисов - работы по обеспечению максимально возможного покрытия городской территории ведутся в Лондоне, Нью-Йорке, Сиэтле и других крупных городах..

Показательный пример - Новый Орлеан, который сразу после прошлогоднего наводнения начал монтаж бесплатной городской Wi-Fi-сети, чтобы помочь восстановить экономику города. Оборудование для беспроводного доступа монтируется прямо на уличных фонарях, а данные передаются от одного Wi-Fi-спота к другому без промежуточных кабельных или проводных соединений. Благодаря этому удалось быстро подключить даже районы с полностью разрушенной инфраструктурой, в которых кабельная связь до сих пор не восстановлена. А в случае очередной катастрофы Wi-Fi-сеть можно будет использовать и для передачи телефонных разговоров. Ее пропускная способность на данный момент составляет 512 кбит/с.

Подобный проект захотели реализовать и власти Чикаго - существующих 500 точек доступа им показалось недостаточно, и они объявили тендер на разработку и повсеместное внедрение в городе беспроводного доступа в Интернет. Сеть должна охватить весь город (стоимость проекта - 18 млн. долл.), а по скорости передачи превосходить кабельные сети и цифровые абонентские линии и дать жителям способ получать необходимую информацию, где бы они ни находились - на улице, дома, в офисе или в магазине. Уже к концу этого года в черте города установят 7500 небольших передающих антенн.

Лидеры по количеству точек

беспроводного доступа в Интернет

Появляются и курьезные проекты, связанные с беспроводными технологиями. К примеру, содержание людей под стражей никогда не считалось чем-то высокотехнологичным, но шериф графства Пинеллас (шт. Флорида) решил перевести исправительные заведения на новую ступень эволюции и развернул в одной из тюрем сеть Wi-Fi. Она используется не только для доступа в Интернет с карманного компьютера или ноутбука, которые есть у всех надзирателей, но и для определения местоположения заключенных (всем надевают электронные браслеты), быстрого доступа к базе данных, ведения журналов отчета и для связи между представителями правопорядка (с использованием технологии Voice Over IP).

Кстати, в масштабе США статистическая служба корпорации Intel составляет рейтинг городов с наиболее плотным Wi-Fi-покрытием - таким, при котором пользователь с ноутбуком в большинстве мест города может выйти в Интернет хотя бы через одного из местных провайдеров, предоставляющих услуги беспроводного доступа. В 2004 г. таким титулом был награжден Сиэтл, в 2005-м - Сан-Франциско, именно эти города наиболее полно охвачены беспроводными сетями, обеспечивающими пользователям мобильных устройств возможность доступа в Интернет с помощью интерфейса Wi-Fi. При этом стоит отметить, что именно США являются бесспорным лидером по количеству установленных хот-спотов.

Самым же "беспроводным" городом в мире считается Сеул - здесь больше 2,1 тыс. хот-спотов, рассредоточенных по всему мегаполису. На "пятки" ему наступает Лондон с 1,2 тыс. точек доступа, на третьем месте - Париж (0,9 тыс.). Компания Intel, чувствуя, что в объеме продаж растет доля процессоров для мобильных компьютеров, уже несколько лет помогает муниципалитетам крупных городов создавать беспроводные интернет-системы - по сути обеспечивая себя заказами на долгие годы вперед.

В финальной стадии реализации находятся проекты в трех городах - Тайбэе (Тайвань), Корпус-Кристи (шт. Техас) и в Кливленде. В Тайбэе беспроводная технология уже помогает городским службам осуществлять связь без бумажных носителей и обеспечивает обмен информацией по загруженности парковок для автомобилей и количеству машин на улицах в режиме реального времени в масштабах всего города. В Корпус-Кристи специальные видеокамеры, имеющие доступ в сеть Интернет через городские хот-споты, помогают инспекторам по строительству отслеживать процесс возведения зданий, а также облегчают контроль за передвижением транспорта. Все просто: когда все видно на мониторе компьютера в режиме реального времени, нет необходимости в личном инспектировании.

Столичный регион в самом скором времени может быть охвачен точками беспроводного доступа не хуже, чем любая другая европейская столица.

Таким образом, количество хот-спотов продолжает стремительно увеличиваться. По данным компании JiWire, аналитики которой уже три года составляют список точек Wi-Fi, на начало 2006-го в мире было зарегистрировано 100 тыс. публичных хот-спотов, но из них только 8,1 тыс. предоставляют возможность пользоваться Интернетом бесплатно. Больше всего точек Wi-Fi расположено в отелях (26 330) и ресторанах (19 653). Довольно часто оборудование для Wi-Fi устанавливают также в кафе (13 815 точек) и в крупных магазинах (13 827).

Отдельная тема - это хот-споты в автомобилях и других средствах передвижения, что тоже немаловажно для развития беспроводной услуги. Согласно опросу взрослых пользователей из США, проведенному компанией Harris Interactive, 34% респондентов или членов их семей уже брали с собой ноутбуки, отправляясь на отдых вдали от дома, а половина (51%) собираются сделать это в следующий раз. Немудрено, что самолеты трех десятков авиакомпаний сейчас предлагают компании Boeing сервис Connexion, который позволяет подключаться к Интернету в полете - он доступен пассажирам нескольких сотен международных рейсов. Связь осуществляется через спутник, поэтому, в отличие от всех предыдущих компьютерных услуг на борту самолетов, теперь пассажиры смогут вести переписку с Землей в режиме реального времени. Стоимость варьируется в зависимости от авиакомпании, но редко превышает 30 евро за полет вне зависимости от его продолжительности. Правда, для дальних перелетов возникает вполне естественная проблема емкости батарей - либо брать с собой запасной аккумулятор, либо ограничить потребление информации - электричество к сиденьям в экономклассе не подведут (слишком дорого и по большому счету не нужно), а об установке на борту специальных автоматов экспрессзарядки батарей остается только мечтать.

Аналогичным путем пошли производители хот-спотов для менее скоростных видов транспорта. К примеру, компания RaySat, поставщик спутниковых антенн для автомобилей стандарта DBS (Direct broadcast satellite), представила устройство, позволяющее превратить любой автомобиль в точку высокоскоростного доступа в Интернет. По сути, это компактный хот-спот, соединенный с небольшой спутниковой антенной, которая устанавливается на крышу машины. При этом система позволяет пассажирам автомобиля смотреть спутниковое телевидение и пользоваться Интернетом не выходя из машины. Возможно, это решение будет интересно для туристических автобусов, а также поездов-экспрессов и даже частных лимузинов. Создатели SpeedRay 3000 (так называется устройство стоимостью 7 тыс. долл.) обещают уверенный прием сигнала даже на больших скоростях и заявляют, что эта система будет незаменима в путешествии, когда сотовая связь или другие способы выхода в Сеть недоступны.

А компании Ford Motors и Delphi выпустили в продажу устройство, которое объединяет в себе функции радио AM/FM, CD-проигрывателя, спутникового радио Sirius, а также умеет загружать музыку посредством Wi-Fi. Необходимость выпуска на рынок такого устройства продиктована увеличивающимся числом домашних сетей Wi-Fi и постоянно растущей популярностью сервиса по загрузке музыки из Интернета. Цель компании - предоставить пользователям устройство, которое позволит посредством бортовой системы оплатить парковку, бензин, заказать еду или скачать музыку из Интернета или с домашнего компьютера.

С автором статьи можно связаться по адресу: mb@viem.ru.

Версия для печати