"Размеры бизнеса сегодня решают все"

ИНТЕРВЬЮ

Тайваньская компания Acer за последние пару лет совершила резкий рывок на компьютерном рынке, заставив лидеров перестраиваться и пересматривать свои подходы к бизнесу. Подобно Интернету, предоставляющему населению планеты быстрые и недорогие каналы доступа к информации, Acer сегодня создает и динамично совершенствует чрезвычайно эффективные сбытовые каналы. 17 мая Москву посетил президент компании Джанфранко Лянчи, с которым беседовал обозреватель PC Week/RE Иван Рогожкин.

PC Week: Сегодня во всем мире отмечается такая долговременная глобальная тенденция, как перенос центра деловой активности с Запада на Восток, в частности в Индию и Китай. Участвует ли Acer в этом процессе?

Джанфранко Лянчи

Джанфранко Лянчи: Несомненно, рынок движется с Запада на Восток. Рынок Китая, Индии и даже Восточной Европы растет намного быстрее, чем рынок Западной Европы и США. Замечу, что Acer пришла с Востока, мы изначально - тайваньская компания. Для нас довольно естественно рассматривать Азию и даже Индию как потенциально перспективный рынок. Помимо этого, будучи глобальной компанией, мы очень хорошо представлены в Восточной Европе и других странах.

Если говорить о компьютерных технологиях, то они до сих пор разрабатываются в основном в США. Оттуда поступают процессоры и большинство других ключевых компонентов. Эта страна все еще служит локомотивом для новых технологий. Кроме того, американцы владеют значительным количеством интеллектуальной собственности. Безусловно, иногда серьезные разработки для архитектуры ПК делаются в других регионах, причем в последнее время все чаще.

Стоит отметить, что персональные компьютеры и соответствующие технологии сегодня становятся менее стратегически важными, чем, скажем десять лет назад. ПК все больше начинают походить на товары широкого потребления. Тем не менее, думаю, пройдет немало времени, прежде чем другие страны смогут догнать США в технологическом отношении.

PC Week: Компания Acer сама поспособствовала переносу компьютерной индустрии на Восток, приобретя в свое время бизнес по производству ноутбуков у Texas Instruments. Видите ли вы возможности для подобных приобретений или слияний в будущем?

Д. Л.: Да, я считаю, что мы станем свидетелями дальнейшей консолидации в компьютерной индустрии. Потому что размеры бизнеса сегодня решают все. Если вы хотите успешно конкурировать, вам нужно быть крупной компанией. Это с одной стороны. С другой стороны, я думаю, игрокам второго эшелона в перспективе будет очень трудно. Без масштабов в этом бизнесе выжить невозможно, поскольку только при высоких оборотах можно обеспечить низкую себестоимость продукции и малые операционные затраты.

PC Week: Занимаясь долговременным планированием, используете ли вы результаты демографических исследований?

Д. Л.: В нашей индустрии демография - очень хороший ориентир. Наряду с ростом экономики. Мы видим значительный потенциал развития в таких странах, как Индия и Китай, а также Россия, Украина и Турция. Все они имеют большое население в сравнении с европейскими странами и при этом быстро растут в экономическом отношении.

PC Week: Некоторые западные компании получают существенную долю прибыли от финансовых подразделений. В качестве примера можно привести IBM. Как с этим обстоит дело в Acer?

Д. Л.: С нашей точки зрения, конечно же очень важно предлагать клиентам удобные финансовые условия. В некоторых западноевропейских странах мы для этого сотрудничаем с компанией GE Capital. Однако финансовая сфера лежит за пределами нашего основного бизнеса.

Я не думаю, что для компьютерной компании финансовые услуги могут стать важным источником дохода. ПК стоит 1000 долл., а то и меньше, другое дело - автомобиль за 10-30 тыс. долл. Это совсем иной продукт, который обычно покупается в рассрочку. Корпорация IBM, скажем, прибегает к услугам своего финансового подразделения, когда организует крупные проекты. А отдельные компьютеры, как мы уже говорили, все больше напоминают ширпотреб. В случае необходимости мы намерены вступать в альянсы со специализированными фирмами и банками, чтобы предложить соответствующий сервис нашим клиентам.

PC Week: Еще одна долговременная глобальная тенденция наблюдается на рынке сырьевых товаров. Цены на медь, пластмассу, олово и сталь растут, причем быстрыми темпами. Если предположить, что такая тенденция сохранится, то через какое время компьютерные компании будут вынуждены начать поднимать цены на свою продукцию?

Д. Л.: Среди разных видов сырья наибольшее значение в компьютерном производстве, на мой взгляд, имеет пластик. Углеволокнистый и тому подобный. Однако в сравнении с другими затратами (на амортизацию оборудования, выплату роялти держателям патентов и т. д. - Прим. ред.) цена сырья пока незначительна. Оно, конечно, дорожает, но существенного влияния на цену конечного продукта не оказывает. По моему мнению, такое положение сохранится по меньшей мере в течение пяти лет.

Сейчас основная доля стоимости ПК приходится на процессор и операционную систему. За последние пять лет цена ОС в долларовом измерении не менялась, а стоимость компьютера постоянно снижалась.

PC Week: Подразделяет ли Acer своих клиентов на категории, подобно фирме Lenovo, и если да, то как?

Д. Л.: Lenovo - это несколько другая история. Эта компания изначально работает с крупными корпоративными и государственными клиентами. Мы же фокусируемся на малом и среднем бизнесе, а также на потребительском рынке.

Однако у нас тоже есть определенное разделение: продукты и предложения для индивидуальных потребителей, продукты и предложения для малого и среднего бизнеса. Для последних мы предусматриваем такие вещи, как расширенную гарантию, финансовые услуги, модернизацию и т. д. Кроме этого у нас есть имиджевые продукты. Например, мы заключили соглашение с Ferrari - выпускаем специальным образом оформленные, модные мониторы и ноутбуки с использованием новейших технологий и компонентов, углепластика и т. д.

PC Week: Когда вы ожидаете следующий цикл замены компьютерной техники в крупном бизнесе?

Д. Л.: Я думаю, нам с этим придется подождать до середины 2007 г. Грандиозный цикл обновления техники прошел в преддверии 2000-го. А поскольку крупные компании меняют оборудование раз в 3-4 года, ближайший срок - 2007-й.

PC Week: Корпорации Intel и AMD придерживаются различных стратегий. Первая продвигает "платформенный" подход, ограничивая производителей в выборе комплектующих. Вторая, наоборот, предоставляет им максимальную свободу. Какой подход ближе для Acer?

Д. Л.: В бизнесе мы, несомненно, предпочитаем свободу, а не ограничения. Однако замечу, что в обоих случаях есть свои "за" и "против". Заручившись поддержкой Intel, вы попадете под определенные ограничения, но получите 100%-ную гарантию работоспособности платформы. Если же вы пойдете по пути AMD, то у вас будет гораздо больше свободы, но не будет полной уверенности в беспроблемной работе ЦП с любыми комплектующими. Здесь требуются дополнительные усилия по тестированию и отладке.

PC Week: Acer - быстрорастущая компания. Сталкиваетесь ли вы с проблемами роста?

Д. Л.: Нам приходится управлять своим ростом. С одной стороны, мы быстро развиваемся, с другой - нам нужно выплачивать дивиденды держателям акций, обеспечивать рост продаж и прибыльность. Поэтому мы вынуждены балансировать между затратами на развитие и прибыльностью. Мы также соблюдаем баланс разных регионов: EMEA, США и Азии. При этом, конечно, в каждом регионе свои проблемы. Например, в EMEA нам сейчас приходится внимательно следить за распределением долей рынка настольных систем и ноутбуков. В Азии мы видим большие перспективы роста в некоторых странах, таких, например, как Китай. Кроме того, мы внедряемся на родной для основных компьютерных компаний рынок - в США. В каждом случае у нас особые задачи и особый подход.

PC Week: Фирмы Acer и Dell в мировом масштабе являются конкурентами, при этом Dell, насколько нам известно, минимизирует свои затраты на исследования и разработки. Acer же, напротив, поддерживает их финансирование на достаточно высоком уровне. Обе компании развиваются успешно и динамично. Как вы считаете, чей подход окажется более перспективным в долгосрочном плане?

Д. Л.: Я думаю, что любой ПК-компании нужен определенный уровень исследований и разработок. Для интеграции систем, для упрощения их использования (в нашем случае это Empowering Technology) и т. д.

Полагаться в развитии технологий исключительно на Intel и Microsoft, на мой взгляд, неосмотрительно. Компьютеры становятся слишком похожими друг на друга и, как уже отмечалось, переходят в категорию ширпотреба. Вновь создаваемые ПК должны обладать некими уникальными отличительными особенностями, дающими заказчикам дополнительные преимущества. Я считаю, что успешная компания должна нести определенные затраты на исследования и разработки. Может быть, не такие большие, как пять или десять лет назад.

Основное различие между Dell и нами заключается в модели обслуживания клиентов. Они используют модель прямых продаж, мы же работаем исключительно через партнеров. Прямые продажи, я полагаю, - очень хороший подход во взаимодействии с крупными заказчиками. Опора на партнерскую сеть имеет преимущество в том случае, когда компания нацелена на частных пользователей и малый бизнес.

PC Week: Сегодняшний ландшафт делового мира напоминает жарящуюся яичницу: то здесь, то там вздуваются финансовые пузыри. Может ли стать так, что направление "цифрового дома" в какой-то момент дойдет до состояния пузыря, грозящего лопнуть? Слишком много сегодня шума вокруг него.

Д. Л.: Вы правы, куда ни глянь, везде пузыри. Но только не в компьютерной индустрии. После того как сдулся пузырь NASDAQ, компьютерная сфера находится в нормальном состоянии.

"Цифровой дом", по моему мнению, может стать крупным рынком, поскольку это хорошее решение для пользователя. Разумеется, в поддержку ему нужна хорошая связная инфраструктура, широкополосные соединения по разумной цене, целый ряд условий. Не секрет, что сегодня мы получаем контент в основном через эфир.

PC Week: Производители процессоров постепенно переходят на многоядерную архитектуру. Когда многоядерные процессоры станут доминирующими в изделиях Acer?

Д. Л.: Уже сегодня у нас есть большое количество ноутбуков на процессорах Intel Core Duo с двумя ядрами. Корпорация AMD тоже очень скоро выйдет с аналогичной продукцией. Я думаю, что в IV квартале почти все ноутбуки будут основаны на двухъядерных процессорах, кроме самых недорогих.

PC Week: Как вы относитесь к мобильным компьютерам нового форм-фактора, с легкой руки Microsoft называемого Origami? По размерам они больше карманных, но меньше ультрамобильных ПК.

Д. Л.: Мне кажется, что подобные устройства могут породить большой сегмент рынка, если мы предложим пользователю ряд ключевых характеристик, среди которых и длительная автономная работа. Я считаю, что эти машины должны быть основаны на архитектуре x86, чтобы обеспечивать привычные для пользователя возможности, а кроме того, они должны обладать отличным набором коммуникационных средств: Wi-Fi, GPRS, в будущем WiMAX. Чтобы люди могли не только читать почтовые сообщения, но и смотреть телевидение, фильмы и т. д. Так что успех затеи зависит от того, во что выкристаллизуется концепция Origami.

PC Week: Корпорация Intel продвигает предложение для небольших компаний-сборщиков: набор стандартных компонентов, облегчающих сборку и модернизацию мобильных компьютеров. Как вы считаете, есть ли перспектива у этой инициативы?

Д. Л.: Ничего нового здесь нет. Intel уже почти три года продвигает эту инициативу - безо всякого успеха. Просто потому, что ноутбук существенно отличается от настольного компьютера. Для небольшой компании довольно рискованно работать с ноутбуками. Компоненты к настольным ПК стоят немного, обычно порядка 40-50 долл. А вот в ноутбуке есть весьма дорогостоящие компоненты, например основа с системной платой и дисплеем стоимостью более 250 долл. Если вы ошибетесь с их выбором, можете понести значительные убытки. Крупная компания справится с ними, а мелкая может и не выдержать.

Кроме того, не забывайте о проблеме интеграции компонентов ноутбука. Здесь требуется особая тщательность, не то, что в случае настольного ПК. Я не думаю, что идея Intel будет работать. Ведь даже в сфере настольных ПК мелкие сборщики сегодня теряют преимущества перед крупными. Они не могут соревноваться ни по стоимости, ни по скорости внедрения новинок. И это без учета затрат на сборку.

PC Week: Экологические требования Евросоюза (RoHS) предусматривают введение ограничений на использование свинца и других вредных для человека веществ в электронной продукции начиная с 1 июля нынешнего года. А как насчет России? К нам будет поставляться прежняя продукция?

Д. Л.: Нам невыгодно поддерживать несколько разных видов производств. Тем более что затраты на перестройку технологии не слишком велики. RoHS-совместимая продукция, соответствующая экологическим требованиям Евросоюза, будет поставляться по всему миру. Можно сказать, что Евросоюз оказал всем странам мира добрую услугу.

PC Week: Фокусируясь на потребительском рынке и сегменте SMB, готовит ли Acer предложения для корпоративных клиентов?

Д. Л.: В некоторых странах Европы у нас уже есть серьезные контракты с государственными структурами. Кроме того, обеспечив хороший рост продаж в малом и среднем бизнесе, мы намерены повернуться лицом к крупному. В следующем году или даже в конце нынешнего мы предпримем для этого определенные шаги.

PC Week: Спасибо за беседу!

Версия для печати