ГОСУДАРСТВО

В июле на борту теплохода "Георгий Чичерин" прошла научно-практическая конференция "Электронное государство: подходы к реализации и перспективы развития", в которой приняли участие более ста человек, включая членов Совета федерации, представителей Государственной думы, министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов РФ, а также руководителей российских и зарубежных предприятий. Основная цель мероприятия состояла в том, чтобы рассмотреть вопросы информатизации российских регионов и создания электронного правительства.

Участники плавучей конференции обсудили текущее состояние дел с внедрением ИКТ в федеральном и региональном секторах России. При этом последний является особенно важным. Ведь именно в регионах предоставляется бoльшая часть услуг гражданам и бизнесу страны. Недостаточно предложить модель "электронного государства". Надо также выделить круг проблем, решение которых позволит ведомствам сократить внутренние издержки на управление, уменьшить время выполнения административных процедур, а гражданам даст новые механизмы электронного взаимодействия с государством.

Внедрение ИКТ в регионах идет весьма неравномерно. На основе анализа данных мониторинга*1 субъекты Российской Федерации можно разделить на следующие группы регионов:

_____

*1 "Концепция региональной информатизации до 2010 года" только что утверждена Правительством РФ; в статье приводятся данные по ее первому варианту образца 2004 г.

- с высоким уровнем информатизации (23% от общего числа регионов). Здесь сформирована нормативная правовая база, в органах государственной власти образованы структурные подразделения по управлению процессами распространения ИКТ, приняты и реализуются программы информатизации, выделяются бюджетные средства, ведутся работы по интеграции систем различных органов власти, создаются общие ресурсы, телекоммуникационные сети, специализированные организации и подразделения по обслуживанию средств ИКТ и оказанию услуг населению;

- со средним уровнем информатизации (35%). В таких регионах приняты основные нормативные правовые акты по внедрению ИКТ, разработаны соответствующие концепции и программы, в органах государственной власти образованы структурные подразделения по управлению процессами развертывания ИКТ, созданы и функционируют системы органов государственной власти субъектов РФ, ведутся работы по организации их взаимодействия с системами органов местного самоуправления;

- с низким уровнем информатизации (42%). Разрабатываются программы внедрения ИКТ, функционируют отдельные системы органов власти.

Интересно, что между социально-экономическим уровнем развития региона и степенью его информатизации нет жесткой связи. В регионе-доноре могут быть слабо развиты ИКТ, а в дотационном - сильно. Это еще раз доказывает, что ИКТ лишь фиксируют существующую систему государственного управления, но сами по себе не улучшают и не ухудшают ее. Совершенствуют систему государственного управления люди в ходе административной реформы.

Рис. 1. Архитектура комплексной информационной системы

Ханты-Мансийского АО на основе регионального центра обработки данных (РЦОД)

На конференции обозначились два стратегических подхода к информатизации, уже реализованные на практике, - "горизонтальный", принятый в Ханты-Мансийском АО (рис. 1), и "вертикальный", используемый в Ямало-Ненецком АО (рис. 2). Эти округа входят в число регионов с высоким уровнем внедрения ИКТ. Оба метода реализуются в рамках программного подхода*1 (см. таблицу). Различаются они тем, что в первом случае при создании системы управления социально-экономическим развитием региона акцент делается на размещении заранее определенного набора информационных систем различного назначения на "плоскости" региона, а во втором имеет место последовательное наслаивание систем учета ресурсов региона, таких, как недра, природа (леса, реки и др.), транспортная инфраструктура (дороги, судоходные реки, трубопроводы и т. д.), города и поселки (недвижимость), население, транспорт (автомобильный, авиационный, водный), атмосфера.

_____

*1 Есть несколько определений программного подхода. Вот одно из них: "Под программным подходом к реформам мы понимаем комплексный подход, расстановку приоритетов и определение сроков, структурно-функциональное представление реформ. Каждый их этап должен иметь свои четкие цели. Это позволит избежать как необоснованного самогипноза, что ряд мероприятий (или отсутствие таковых) является экономической панацеей, так и проведения несовместных действий, сочетание которых только затруднит достижение целей". Источник: www.yabloko.ru/Union/MMYA/programma/ourprog2.html. См. также www.e-programme.com и www.eval-net.org/.

Программный подход к созданию э-правительства региона

В решении конференции участники сформулировали ряд предложений для Мининформсвязи и Минэкономразвития РФ, направленных на совершенствование региональной информатизации. Ими были одобрены предложенная компанией "Систематика" концепция создания и архитектура типового решения АИС "Электронное правительство региона", а также основные положения доклада Минэкономразвития "О совершенствовании государственного управления на основе использования информационных технологий". Кроме того, несколько поручений получила комиссия по ИКТ Сенаторского клуба: разработать план мероприятий по содействию формированию типового решения "Электронное правительство региона" и его реализации в регионах; предусмотреть создание критериев для оценки эффективности внедрения технологий э-государства на муниципальном и региональном уровнях; разработать соглашение между рабочими органами комиссии и регионами о совместной деятельности по подготовке типовых требований (стандартов) к АИС "Электронное правительство региона" с участием субъектов РФ; организовать подписание этого соглашения руководителями заинтересованных регионов к осенней сессии Сенаторского клуба и направить предложение о его поддержке в Минэкономразвития*1 и Мининформсвязи.

Рис. 2. Архитектура единой комплексной

информационной системы Ямало-Ненецкого АО

_____

*1 Пока эта статья готовилась к публикации, стало известно, что отдел новой экономики Департамента корпоративного управления Минэкономразвития выведен за штат. Этот отдел последние 5 лет был в эпицентре реализации и развития ФЦП "Э-Россия", сопровождал ее по линии Минэкономразвития, являлся единственным из всех подразделений всех федеральных министерств и ведомств РФ, сертифицированным по ИСО 9000 на качество управления проектами и возглавлял целую структуру формирования общедоступной базы знаний выполненных проектов по линии Минэкономразвития, экспертизы выполненных проектов, формирования технического задания на новые проекты и стандартизации ПО, разработанного по заказам Минэкономразвития. Мы с напряжением следим за дальнейшей судьбой отдела новой экономики и ее лидера - Церена Церенова.

Версия для печати