ERP

Семейство ПО "1С:Предприятие 8.0" вскоре пополнится еще одним важным и давно ожидаемым прикладным решением - в конце июля фирма "1С" объявила о выпуске бета-версии "1С:Консолидация". Данный продукт предназначен для автоматизации процесса сбора и обработки корпоративной отчетности, в первую очередь для подготовки консолидированных финансовых и операционных отчетов групп компаний и филиальных структур. Окончательный вариант "1С:Консолидации" не заставит себя ждать: по информации "1С", он появится уже во второй половине нынешней осени, и клиенты смогут использовать его при подведении итогов года.

Для начала обратим внимание на то, что в традиционной практике "1С" термин "бета-версия" означает не совсем то, что под этим обычно понимается на софтверном рынке. На самом деле такое объявление компании говорит о высокой готовности приложения. Более того, это ПО уже полностью оформлено как продукт (коробка-упаковка, документация, ключ защиты, регистрационная карточка) и распространяется за деньги через партнерскую сеть (однопользовательский вариант - 420 долл.). Но все же на данном этапе программа предназначена только для целей ознакомления или выполнения пилотных проектов. Разработчик же несет ограниченную ответственность за его работоспособность и оставляет за собой право изменения функционала.

Первая реакция на объявление о выпуске "1С:Консолидации" выражается примерно так: "Фирма сильно затянула с выпуском подобного решения". Интеграция финансовых данных уже давно является одной из наиболее актуальных проблем для российских предприятий. Например, довольно часто бывает, что на предприятии используются разные решения для различных областей финансового учета. Другой характерный случай - ведение собственного финансового учета автономными подразделениями компании. Для России, в частности, весьма характерно создание группы малых фирм (в большинстве своем пользователей "1С"!) вокруг головной компании с целью минимизации налогообложения. В последние два-три года на передний план также выходит круг задач, предполагающих необходимость представления бухгалтерской отчетности по разным стандартам - российским (РСБУ) и международным (МФСО, GAAP).

Общая архитектура решения “1С:Консолидация 8.0”

Для выполнения подобных задач сегодня используются либо зарубежные продукты, где такой функционал обычно является частью ERP-решения (например, R/3 SAP), либо отечественное специализированное ПО (в частности, "Контур Корпорация" разработки Intersoft Lab и "Нострадамус" фирмы "ПрограмБанк"). Самое любопытное здесь заключается в том, что основными источниками финансовых данных являются как раз "1С"-приложения, используемые в отдельных подразделениях предприятий.

Ранее функционал консолидированного учета на платформе "1С:Предприятия 7.7" уже был представлен в решениях для бюджетной сферы ("1С:Свод отчетов"). Но там был реализован относительно простой вариант сбора и интеграции данных из однородных источников по довольно простым схемам интеграции исходных сведений.

Для коммерческих же структур требуется более гибкое и мощное ПО. При выполнении подобных интеграционных проектов франчайзи "1С" иногда использовали собственные решения (например, "1С:Рарус" в группе компаний "Исток"), но все же на уровень создания тиражных продуктов по консолидации финансовых данных партнеры фирмы самостоятельно выйти не смогли. Теперь, похоже, недалек тот день, когда реализацию такого рода комплексных систем учета можно будет полностью выполнять на платформе "1С:Предприятия".

В целом "1С:Консолидация" включает достаточно полный набор функций и средств, необходимых для решения задач по подготовке консолидированной отчетности, включая формирование справочной информации, регистрацию организационных изменений, настройку отчетов и работу с ними, управление процессами, файлами, бизнес-аналитику (см. рисунок). Тут особо хотелось бы выделить использование механизма workflow для управления бизнес-процессами. Отметим также возможности трансформации отчетности между различными видами учета (РСБУ, МСФО - IFRS, US GAAP, управленческий учет).

Однако здесь нужно вспомнить, что одной из ключевых задач консолидации является умение системы работать в неоднородной среде различных учетных систем и источников данных. "1С:Консолидация" в своем нынешнем виде явно нацелена на работу внутри "1С:Предприятия" - приложение может напрямую взаимодействовать с основными прикладными решениями на базе этой платформы версий 7.7 и 8.0, а также с форматом табличных документов MXL (это внутренний формат "1С"). Обмен с внешними источниками возможен только с помощью документов XLS (Excel). Это, конечно, достаточно универсальное решение, но совершенно очевидно, что при подобном файловом обмене данными могут возникнуть проблемы с созданием высокопроизводительных и распределенных систем. Использование более совершенных интеграционных механизмов (типа Web-сервисов) пока не предусмотрено.

Второй важный аспект технологий консолидации данных - производительность и масштабируемость. Тут можно вспомнить о проекте управления учетом в компании "Евросеть" (см. PC Week/RE, N 5/ 2006, с. 31), в 1600 точках продаж которой, разбросанных по всей стране, установлено решение "1С:Рарус-Магазин-Евросеть", созданное на платформе "1С:Предприятия 7.7", а для консолидированного учета в головном офисе используется SAP R/3. Возможно, сегодня "1С:Консолидация" не сможет поддерживать системы такого масштаба, но все же было бы интересно узнать какие-нибудь оценки пропускной способности нового решения.

Впрочем, ответы на подобные вопросы будут получены совсем скоро: новый продукт должен выйти на рынок в течение ближайших трех месяцев. К тому же "1С" обещает поделиться результатами реализуемых уже сегодня довольно масштабных пилотных проектов. Кроме того, фирма планирует выпустить финальную версию продукта в нескольких вариантах, которые будут ориентированы на пользователей различного типа и масштаба, а также будут существенно различаться по функциональным возможностям и цене.