ГОСУДАРСТВО

Увлеченные информатизацией собственных органов власти и местного самоуправления, мы мало внимания обращаем на действия в этом направлении бывших братских республик. У них, конечно, не такие ресурсы и масштабы, как у России, но, может быть, именно это заставляет их концентрировать свои усилия на более узком фронте, избегать концептуального расхождения между ведомствами и с помощью международных организаций и передовых стран создавать у себя электронные правительства. Возможно, их опыт*1 окажется полезным и для наших поборников э-правительства и информатизации госорганов.

_____

*1 Этим летом в столице Казахстана состоялся круглый стол на тему "Развитие "электронного правительства" и КазНЕТ". Материалы круглого стола находятся по адресу: www.aic.gov.kz/ru/news_sobyt_pod.asp?stat=10&id1=339.

Программа построения э-правительства Казахстана

Несколько лет назад в Республике Казахстан были заложены законодательные основы создания э-правительства, в частности принят закон "Об электронном документе и электронной цифровой подписи". Агентство по информатизации и связи Казахстана изучило опыт строительства э-правительств в Южной Корее, Сингапуре, Италии, Германии и Эстонии, после чего в стране с помощью международных экспертов была разработана и в 2004 г. утверждена "Государственная программа формирования электронного правительства на 2005-2007 годы". Она выполняется в четыре этапа - такая практика уже стала общепринятой во всем мире (см. рисунок). Заметим, что в российской ФЦП по административной реформе об этапах реализации государственных услуг вообще нет речи (см. www.ar.economy.gov.ru).

На первом этапе - информационном - внедряются порталы, на которых разместится информация о деятельности центральных органов власти, необходимая гражданам и бизнесу. На втором, интерактивном этапе (он намечен на следующий год) будет введен в эксплуатацию удостоверяющий центр (УЦ) электронно-цифровой подписи (ЭЦП) для населения и бизнеса, а также ведомственные информационные системы госорганов и акиматов (регионов), предназначенные для реализации наиболее востребованных населением и бизнесом интерактивных услуг, таких как электронные государственные закупки, выдача лицензий и разрешительных документов, подача электронных таможенных деклараций, электронное обучение. На третьем этапе (начнется в 2008 г.) госорганы должны начать предоставление транзакционных услуг. Для этого будет построена инфраструктура электронных платежей и решены соответствующие задачи, включая нормативно-правовое обеспечение электронных платежей, создание платежного программного шлюза, интегрированного с банками второго уровня и обеспечивающего проведение денежных транзакций, его интеграция с порталом электронного правительства и информационными системами ведомств и акиматов. На четвертом этапе произойдет полный перевод деятельности правительства на ИКТ и интеграция органов власти на всех уровнях административного деления страны.

Этапы создания э-правительства Казахстана

Для внедрения э-правительства в Казахстане будет выделено более 10 млрд. тенге (примерно 85 млн. долл.).

Таким образом, созданы законодательные условия для претворения в жизнь национальной задачи, поставленной президентом Назарбаевым, по вхождению республики в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира*1.

_____

*1 Сейчас в рейтинге ООН по готовности к э-правительству группу первых 50 стран замыкает Россия, а Казахстан находится на 65-м месте (см. United Nations Global E-Government Readiness Report 2005, unpan1.un.org/intradoc/groups/public/documents/un/unpan021888.pdf).

В нынешнем сентябре заканчивается информационный этап программы и начинается интерактивный. Портал электронного правительства (www.e.gov.kz) уже работает с апреля и предлагает более 500 информационных услуг гражданам и бизнесу.

Первые шаги

Но для реализации э-правительства недостаточно лишь разработать программу его внедрения. Нужно также готовить людей, которые, владея компьютерной грамотностью и имея доступ к ИКТ, смогут взаимодействовать с э-правительством в любой географической точке страны. На решение этой проблемы направлена программа обучения жителей, госслужащих и военных. В будущем при приеме на работу в госорганы от претендентов потребуется сертификат компьютерной грамотности, а граждане при предъявлении такого сертификата получат скидки на приобретение домашних компьютеров. Кроме того, разработана и запущена программа сокращения цифрового неравенства, которая предусматривает развертывание в 2007-2009 гг. сети пунктов общественного доступа в Интернет по всей стране.

Технопарк по имени ПИТ

Казахстан не отстает от России и по части ИТ-технопарков, правда, там они создаются как свободные экономические зоны (СЭЗ). Недавно в рамках проекта Парка информационных технологий (ПИТ) в Алма-Ате состоялось первое заседание казахстанско-индийской рабочей группы, на котором обсуждались проблемы создания технической и законодательной базы для развития ИТ и реализации э-правительства.

Первый в Казахстане ПИТ будет создан в поселке Алатау, где расположен Институт ядерной физики. Выбор территории основывается на близости крупных международных транспортных узлов и возможности создания анклава, необходимого для решения таможенных вопросов и обеспечения безопасности иностранных инвесторов. Да и соседство с Алма-Атой имеет не последнее значение. Ожидается, что открытие парка состоится в сентябре нынешнего года, а его площадь составит 314 га.

ПИТ - это некая территория, обладающая необходимыми условиями для привлечения капитала и новейших технологий. На ней будет создаваться развитая инфраструктура, включающая производственные, лабораторные и офисные здания, современную компьютерную и телефонную сеть и прочие необходимые компоненты. Технопарки в Казахстане должны будут решать задачи создания ИТ международного уровня, содействовать наиболее полному использованию научного и интеллектуального потенциала страны. Для их организации предполагается задействовать имеющиеся научные и инженерные кадры.

С 1 сентября 2006 г. на 25% уменьшится тариф на услуги Интернета. Но для доступа к новым государственным интерактивным услугам людям потребуется электронная идентификационная карта (e-ID), которая должна появиться в скором времени в рамках программы создания национальной идентификационной системы (НИС). С такой картой гражданин сможет зайти на портал э-правительства и получить любые справки в электронном виде, избежав утомительного стояния в очередях.

Национальная идентификационная система

Программа формирования НИС начнется в Казахстане в сентябре 2007 г. Соответствующее решение было недавно принято на совещании под председательством премьер-министра республики Даниала Ахметова. Благодаря НИС для получения государственных услуг гражданам будет достаточно лишь двух документов - е-ID-карты и электронного паспорта*1. Последний им будет нужен только для выезда за границу, а е-ID-карта - для удостоверения личности внутри страны. Она также снабжена электронным чипом, в котором содержатся данные о владельце. В настоящее время неэлектронные идентификационные карты используются в 110 странах мира, а электронные паспорта - в 85 государствах.

_____

*1 Электронный паспорт - это разновидность удостоверения, в котором для установления личности используются биометрические данные. Он содержит бесконтактный радиочастотный чип с данными владельца (фото, отпечатки пальцев, радужные оболочки глаз и др.), заверенные электронной подписью для обеспечения целостности информации и защиты от подделки.

Согласно программе правительства создание НИС завершится к концу 2007 г., и тогда 15-18 % экономически активного населения Казахстана получит е-ID-карты. Внедрение НИС напрямую связано с инфраструктурой открытых ключей и соответствующих УЦ.

Отсутствие единых правил идентификации граждан и организаций во взаимоотношениях с государственными органами привело к созданию в Казахстане (как и в России) ведомственных механизмов идентификации, таких, как регистрационный номер юридического лица, учетный номер налогоплательщика, социальный индивидуальный код и пр. В результате юридическим лицам приходится многократно регистрироваться в налоговых инспекциях, органах юстиции, статистики и иметь для этого несколько документов. Это, а также отсутствие эффективного информационного взаимодействия между различными регистрирующими органами осложняет и без того трудную задачу отслеживания изменений сведений об организациях, которые создаются, закрываются, сливаются и разъединяются.

Предполагается, что данные проблемы будут решены после создания государственных баз данных "Физические лица" и "Юридические лица", основными функциями которых являются генерация и присвоение идентификационного номера. Кроме того, для унификации всех почтовых адресов Казахстана и их машинной обработки будет внедрен единый адресный регистр и каждый адрес получит свой идентификационный номер.

Сравнение государственных вертикалей информатизации России и Казахстана

Будут внесены соответствующие изменения в нормативную правовую базу в сфере применения идентификационных номеров физических и юридических лиц и адресной информации. Если перечисленные решения будут реализованы, процедура регистрации субъектов упростится, электронные услуги станут более адресными, а развитие ведомственных ИС - скоординированным.

Инфраструктура открытых ключей (PKI) позволит с помощью цепочки доверительных отношений аутентифицировать потребителей на основе ЭЦП. Для генерации, хранения и применения идентификационных данных и ключей ЭЦП планируется использовать технологию смарт-карт. УЦ для физических и юридических лиц Казахстана будет также выполнять сертификацию удостоверяющих центров. Для регистрации и выдачи ключей организуются центры регистрации. Создание национальной идентификационной системы позволит обеспечить санкционированный доступ к ИС и ресурсам государственных органов.

В ближайшее время агентство по информатизации и связи Казахстана займется поиском и выбором системного интегратора для внедрения НИС. "Тендер должна выиграть фирма, которая уже занималась подобными системами в Западной Европе или США", - подчеркнул Даниал Ахметов. Глава правительства также поручил изучить возможность производства считывающих устройств для e-ID-карт в технопарке "Алатау".

е-ID-карты будут также служить платежными инструментами. В этой связи премьер поручил национальному банку и комитету национальной безопасности разработать соответствующие средства защиты информации.

Заключение

Как видно из изложенного, в общих чертах планы Казахстана и России совпадают (см. PC Week/RE, N 21/2006, с. 41) с той разницей, что Казахстан уже создал необходимое работающее законодательство для э-правительства и собирается перескочить через этап внедрения электронных социальных карт, определил сроки внедрения e-ID-карт и предусмотрел в бюджете необходимое финансирование. Думается, что такая целеустремленность связана, в частности, и с тем, что в Казахстане на самом верху имеется единственный источник государственной политики в области ИКТ - Комиссия по координации работ по формированию и развитию национальной информационной инфраструктуры под председательством заместителя премьер-министра, реализация же этой политики осуществляется вертикалью органов внедрения ИКТ на центральном, региональном и местном уровнях (см. таблицу), что позволяет избежать межведомственных долгосрочных противостояний, тормозящих развитие единых общегосударственных и межведомственных ИКТ-систем.

Однако бросается в глаза и то, что в публичных выступлениях руководителей информатизационной отрасли Казахстана внедрение ИКТ пока никак не связывается с реформой государственного управления. Вместе с тем создание э-правительства в республике осуществляется при участии международных экспертов, имеющих опыт реализации подобных программ в странах, значительно продвинувшихся в этом деле, и есть надежда, что они привнесут в программу работ по э-правительству Казахстана идею совершенствования госуправления (читай: административной реформы) на основе применения ИКТ. В России только на четвертом году исполнения ФЦП "Э-Россия" было принято решение синхронизировать ее с только что запущенной ФЦП "Административная реформа".

Версия для печати