ОПЫТ

    

     Стандартная методология поможет эффективнее управлять закупками ит-продуктов и услуг

General Motors написала целую книгу о закупке информационных товаров и услуг - в буквальном смысле. Это произошло недавно, но начало было положено еще три года назад, когда директор информационной службы GM Ральф Шигенда приступил к реализации своей знаменитой программы аутсорсинга, направленной на привлечение сторонних фирм, которые должны как сотрудничать, так и конкурировать между собой. Тогда он сказал, что корпорация вступает в новую эпоху менеджмента, где потребуются особые навыки управления множеством подрядчиков.

После заключения в нынешнем июне серии новых аутсорсинговых контрактов с компаниями Electronic Data Systems (EDS), Hewlett-Packard, IBM Global Services, CapGemini и Wipro двое сотрудников GM выпустили подробное руководство под названием CMMI-ACQ (Capability Maturity Model Integration for Acquisition, см. www.sei.cmu.edu/pub/documents/06.reports/pdf/06sr005.pdf), отражающее передовой опыт в области закупки компьютерного оборудования, ПО и услуг. Работа над документом проводилась вместе с питтсбургским Институтом разработки ПО университета Карнеги - Меллона (Software Engineering Institute of Carnegie Mellon University, SEI).

Как улучшить процесс закупки ИТ

Для этого служит новая методология CMMI-ACQ, которая:

- определяет стандартные процедуры приобретения компьютерного оборудования, ПО и услуг;

- стандартизирует порядок взаимодействия покупателей и продавцов ИТ;

- помогает организациям стать “лучшими в своей категории” при приобретении информационных товаров и услуг.

Источник: GM.

Значение этого руководства выходит далеко за рамки деятельности GM. Когда организации начинают действовать в глобальном масштабе, им приходится стандартизировать процессы, чтобы воспроизводить их с незначительными модификациями в различных уголках мира. Поэтому новая методология должна помочь крупным покупателям информационных технологий из разных стран заполнить вакуум в области управления ИТ. “Во всем мире компании и правительственные организации могут использовать эту модель, чтобы стать “лучшими в своей категории”, - говорится в заявлении Шигенды. - А поставщики ИТ могут применять ее для расширения набора услуг и повышения эффективности поддержки своих корпоративных клиентов”.

“Эта методика обеспечивает тот фундамент, который действительно нужен всем организациям независимо от особенностей их работы, - считает Дебора Йедлин, директор по поставкам подразделения информационных систем и услуг GM. - Базовые методы закупки могут быть приспособлены к конкретным условиям различных отраслей”.     

“Компании могут использовать эту модель,

чтобы стать лучшими в своей категории”.

Ральф Шигенда

Поставщики также рассчитывают получить выгоды от новой методологии, говорит Дэвид Шерб, менеджер по развитию бизнеса из компании SEI. “Разработчикам ПО нравится, что новая модель позволяет им повысить уровень зрелости своего бизнеса. Ведь если клиент не умеет сформулировать собственные требования, то в результате хаотичных закупок он может испортить все, что делают разработчики”, - сказал он.

GM использует новую методологию для упрощения ведения дел с поставщиками, уверена Йедлин: “Это в равной мере выгодно и поставщикам. Масса времени тратится впустую. А значит, чем выше эффективность этих процессов, тем им лучше”.

Первый вариант методологии CMMI-ACQ описывает передовой опыт в области заключения соглашений с поставщиками и размещения заказов, в управлении закупками продуктов и услуг с помощью набора стандартных процедур и в создании критериев приемки и доставки заказов.

Сейчас, когда корпорация GM находится в трудном положении, ей необходим положительный импульс, причем не важно, какой. Сегодня автомобильный концерн борется за то, чтобы снова стать прибыльным. А это непросто, так как в последние годы его некогда огромная доля на американском рынке постоянно сокращается. Но попытка автогиганта усовершенствовать процесс закупок ИТ, возможно, совпала с наступлением благоприятного времени для него. По инициативе акционера GM Керка Керкориана начались переговоры между Nissan Motor, Renault и GM о расширении франко-японского соглашения и участии в нем американского автопроизводителя. Ведь именно закупка больших объемов деталей и услуг во всемирных масштабах является одним из главных факторов эффективности нынешнего партнерства Nissan и Renault. И они могут еще больше укрепить свои позиции, если GM привнесет свои новые методики в рамках возможного будущего трехстороннего соглашения.

“Мы два дня вели переговоры с поставщиками GM. Сначала они выражали беспокойство, но затем сказали, что им будет легче работать с GM на основе CMMI-ACQ”, - рассказывает Шерб.

Министерства обороны и внутренней безопасности США также проявляют большой интерес к проекту. “Новая методология CMMI-ACQ должна служить конкретным руководством для подразделений, занимающихся закупками и управлением поставками. Мы запустили эту новую модель в пробную эксплуатацию при работе по программе US-VISIT, направленной на контроль за приезжими и иммигрантами, потому что считаем, что с ее помощью сможем усовершенствовать процесс закупок”, - заявил представитель министерства внутренней безопасности. US-VISIT представляет собой программу министерства, призванную укрепить безопасность страны.

Версия для печати