ЭРИК ЛАНДКВИСТ: МЕНЕДЖМЕНТ     

    

    

Идея планирования ИТ с нуля проста: попробуйте взглянуть на свою техническую инфраструктуру так, будто начинаете строить ее на пустом месте. Как бы вы поступили, если бы сегодня вам нужно было заново создать вычислительный центр, приложения и организационную структуру?

Раньше такой подход применялся как теоретическое упражнение на курсах по менеджменту. Теперь же, на мой взгляд, планирование с чистого листа достойно гораздо большего внимания. В прошлом заниматься этим не хотелось просто потому, что вы знали: какие блестящие планы ни разрабатывай, все равно ничего не изменится.

Нынче же стратегия “зеленого поля” вполне может воплотиться в реальной деятельности компании. Почему, спросите вы? Растущие тарифы на электроэнергию, необходимость резервирования ресурсов, использование серверов-лезвий, влекущее за собой постоянный рост плотности компоновки оборудования, - все это настолько повышает стоимость модернизации инфраструктуры, что обновление становится попросту нерентабельным. Вскоре может оказаться, что построить новый вычислительный центр будет намного быстрее, дешевле и выгоднее, чем модернизировать имеющийся пожиратель энергии. Готовьтесь к тому, что расходы на электричество, обогрев и охлаждение очень скоро превысят ту сумму, что ваша компания тратит на вычислительные мощности.

Аналогично складывается и ситуация с приложениями. На протяжении последних лет компании постоянно пытались модернизировать, интегрировать и осовременивать устаревающие программы. Но специалисты, умеющие с ними работать, постепенно уходят на заслуженный отдых, и интеграция старых приложений превращается в настоящую бюджетную дыру. Объединив две старые программы, получишь всего-навсего два объединенных старых приложения - и ничего больше. Попытка придать им более современный вид достойна похвал, но как ни нова будет одежка, вряд ли принарядившийся в нее “старик” сумеет успешно конкурировать в мире современных технологий.

К тому же в корпоративную среду сейчас активно проникает та смесь приложений, что давно уже завоевала популярность в Интернете. Комбинация картографических, финансовых и других удобных сервисов пригодится корпоративному пользователю не меньше, чем потребителю, выискивающему с помощью Web-приложений выгодные предложения по недвижимости. Системы CRM (Customer Relationship Management - управление отношениями с клиентом), развертывание которых всего пять лет назад обходилось в миллионы долларов, сегодня могут показаться старомодными и неэффективными. Особенно на фоне новинок, позволяющих выводить информацию о клиентах, текущих ценах и складских запасах прямо на карту, причем в таком виде, что все будет понятно даже самому занятому продавцу.

При планировании с нуля невозможно обойтись без участия руководителя ИТ-отдела и его сотрудников. Технические специалисты должны занимать как минимум равное положение c другими работниками в корпоративной иерархии. Можно легко испортить даже самый лучший план, если ИТ-отдел подчинить финансистам, разделить его на группы, выполняющие задания разных подразделений, или рассматривать как аморфный коллектив, никому конкретно не подчиняющийся и обслуживающий всех. Сегодня, когда на первый план выходит необходимость соблюдения законодательства, когда вовсю используются аутсорсинг, услуги офшорных компаний и широко внедряются Web-технологии, старые организационные структуры, имеющие форму пирамиды, отгороженные от внешнего мира и сильно зависящие от опыта сотрудников, совершенно не соответствуют новым условиям и потребностям. Не берусь говорить, как должна выглядеть новая структура, но твердо уверен, что прежняя безнадежно устарела.

Сегодня стратегия планирования ИТ c нуля вполне может воплотиться в жизнь

Вот уже не первую неделю я постоянно слышу о новой роли руководителя ИТ-отдела. Об этом говорилось и на нашей конференции Ziff Davis CIO Summit, и на симпозиуме Массачусетского технологического института MIT Sloan CIO Symposium. В ходе этих мероприятий я четко понял: сегодня технология развивается с такой скоростью, что компании не успевают использовать ее преимущества. Вот здесь и должна прийти на помощь стратегия планирования с чистого листа. Только она позволит применить последние технологические достижения для создания современных приложений, разработать такие организационные структуры, которые смогут их поддерживать и оптимизировать. Наконец-то у нас появилась надежда, что планы все начать с нуля не будут больше пылиться на полках, а приведут к коренному обновлению стратегии в области информационных технологий.

Версия для печати