ДЖИМ РАПОЗА: НАПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Наступают хорошие времена для совместной работы! Ну ладно, допустим, на самом деле Кул и его группа об этом не пели. Но тусовка состоялась. И в очень значительной мере она связана с темой совместной работы и сотрудничества. Тусовка, о которой я говорю, посвящена Web 2.0. В наши дни вы не сможете познакомиться с сайтом по техническим вопросам, посетить конференцию или просто потолкаться среди работающих в области Интернета и технологии без того, чтобы не возникла тема Web 2.0. Это самая популярная тема в ИТ-сообществе.

А одной из важнейших составляющих многих посвященных Web 2.0 сайтов и технологий является сотрудничество. К числу главных задач Web 2.0 относится использование знаний и труда многих людей для создания ценностей.

Именно поэтому фирмы, рассматривающие Web 2.0 в качестве детской игрушки, допускают ошибку. Если внимательно присмотреться, окажется, что главная задача у Web 2.0 такая же, как практически у любой компании.

Вам нужны еще доказательства ценности сотрудничества в наши дни? Взгляните на Microsoft. Когда Билл Гейтс решил отказаться от занимаемых им постов, разве для замены Гейтса в качестве главного архитектора ПО был выбран столь же твердолобый майкрософтовец?

Нет. В действительности Microsoft назначила того, кто проработал в компании всего один год. И этот человек - Рэй Оззи - просто был некогда одним из ведущих сотрудников фирмы, которую Microsoft намеревалась уничтожить 15 лет назад.

Но когда я вижу, как Оззи поднимается на один из высших постов в Microsoft, я продолжаю думать о теме сотрудничества. Можно с довольно большой уверенностью в своей правоте поспорить, что никто в мире не знает о сотрудничестве больше, чем Оззи.

В конце концов, Оззи попал в Microsoft, когда она приобрела его компанию, Groove, производившую один из наиболее интересных продуктов для организации совместной работы, появившихся за последние годы. И конечно же до этого Оззи помогал создавать для нас небольшое старое приложение под названием Lotus Notes.

Так что, когда я наблюдаю за взлетом Оззи в Microsoft, мне кажется, что люди там видят будущее компьютинга в сотрудничестве и взаимосвязях и что им необходимо будет воплотить возможность коллективного участия и - да, да - сотрудничества во всех своих продуктах.

Пока все идет нормально. Но Microsoft надо преодолеть несколько давно стоящих на ее пути препятствий, прежде чем она будет полностью готова к Web 2.0.

Чтобы стать крупным игроком на поле Web 2.0, Microsoft должна сделать свои продукты по-настоящему “тонкими” и действительно быстрыми.

Во-первых, корпорация все еще ориентируется на объемистые, "толстые" клиентские приложения и привязывает к ним пользователей. Это видно даже в SharePoint - лучшем продукте компании для Web 2.0.

Сам по себе SharePoint - довольно хороший портал и платформа организации сотрудничества через Web. Но чтобы сделать его прекрасным продуктом, вам нужно обеспечить его полную интеграцию с нынешним поколением клиентских программ Office. Такая задача может оказаться весьма сложной для компаний, работающих в реальном мире, где не каждый, кому необходимо взаимодействовать при реализации проекта, обладает последней версией пакета Microsoft.

Проблема "толстого" клиента стоит не только перед всей корпорацией, но и лично перед Оззи. Хотя он знает, как организовать сотрудничество, он знаком и с "толстыми" клиентами. Notes всегда был несколько великоватым клиентом для своего времени, а один из крупнейших недостатков приложения Groove заключается в том, что оно является ресурсоемким тяжеловесом.

Если Microsoft действительно хочет стать крупным игроком на поле Web 2.0, где главную роль будет играть сотрудничество, ее продукты должны значительно сбросить вес и "бегать" по-настоящему быстро. В наше время это не является невозможным благодаря прогрессу в области Web-разработок, таких, как AJAX. А продукты с открытым исходным кодом, предназначенные для организации сотрудничества, наподобие пакета Zimbra (обзор которого опубликован ранее - см. PC Week/RE, N 44/2005, c. 30), показывают, как можно сделать клиентскую программу вроде Groove, работающую в браузере, не жертвуя ее функциональностью.

Если Microsoft создаст Groove следующего поколения и подобные ей инструменты для организации сотрудничества, они, вероятно, будут очень популярны. Но если Microsoft будет следовать своим традиционным курсом, предлагая половинчатые решения в виде нескольких тощих функций обеспечения сотрудничества и привязывая их к своим "толстым" клиентам, многие компании обратятся к другим разработчикам.

Потому что в мире Web 2.0 - точно так же, как во времена музыки "диско", - если вы хотите и имеете возможность сотрудничать, то вам нужна легкость.

С директором лаборатории Джимом Рапозой можно связаться по адресу jim_rapoza@ziffdavis.com.

Версия для печати