ИНТЕРВЬЮ

Александр Тихонов: "Дистанционные технологии должны помочь экспортировать отечественное образование"

В недавнем разговоре с Александром Николаевичем Тихоновым, директором Государственного института информационных технологий и телекоммуникаций "Информика", о стратегии и тактике развития ИТ (см. PC Week/RE, N 25/2006, с. 23) была затронута еще одна существенная тема - дистанционное обучение. Разумеется, в силу научно-вузовской ориентированности "Информики" речь у нас шла преимущественно о ситуации с ДО в высшей школе.

Александр Тихонов

PC Week: Каковы, на ваш взгляд, сегодняшние тенденции развития ДО в вузах?

Александр Тихонов: В настоящее время этот сегмент активно растет, и вот свежий пример: у меня на днях был проректор Ульяновского государственного технического университета и рассказывал о состоянии ДО в УлГТУ. Я прекрасно знаю, что еще несколько лет назад там ничего в данной сфере не было, а сегодня уже ведется обучение, используются практически все компоненты ДО, выстроены нормальные технологии. Сейчас, по моим данным, около 30% вузов в стране уверенно работает в этой области, имеет современные центры дистанционного обучения. Причем во многих университетах оно нацелено не только "внутрь", но и "вовне": многие вузы ориентируют свои программы ДО как на российских студентов, так и на обучающихся из других стран. Например, некоторые сибирские вузы выступили в качестве организаторов Сибирского университета дистанционного образования, который во многом работает на Казахстан: там организованы филиалы, посредством спутниковой связи обеспечивается удаленный доступ.

PC Week: Такие примеры имеются только в отношении стран ближнего зарубежья? Там ведь действительно живет немало русских.

А. Т.: Ну почему же? У нас есть примеры взаимодействия и с дальним зарубежьем: уже активно работаем с Израилем; после завершения постройки канала в Китай планируем транслировать свои обучающие программы и туда. Впрочем, дальневосточные вузы уже сейчас начинают активно сотрудничать с Китаем в этой сфере. Университеты Москвы, Петербурга, Калининграда, Петрозаводска больше тяготеют к сотрудничеству со странами Балтии: там организуются и пункты доступа, и подготовка тьюторов. Вузы средней полосы работают с Украиной (Крымом, в первую очередь Севастополем). Из дальнего зарубежья помимо Израиля и Китая могу назвать Чехию, Иран, Индию, Польшу, Болгарию, Венгрию, Финляндию, Южную Корею. У ведущих вузов уже сейчас есть четкое понимание надвигающейся демографической проблемы: совсем скоро число абитуриентов может оказаться меньше количества студенческих мест. Кроме того, развитие ДО - это привлечение денег, которые для вузов совсем не лишние. Так что сегмент ДО развивается; однако по-хорошему для его продвижения необходима протекционистская политика государства, т. е. четкая и продуманная программа экспорта российского образования. Разумеется, она должна включать не только ДО.

PC Week: Что должно быть главным в такой программе?

А. Т.: Чтобы результаты спрашивали не только с министра образования, но и с министра иностранных дел. Чтобы в ее реализации участвовали и МИД, и посольства РФ в разных странах. Я могу привести в пример работу посольства Австралии в нашей стране: еще когда я работал в Министерстве образования, главной задачей посольства было продвижение австралийского образования. В Австралии это рассматривается на уровне национальной программы - там хорошие вузы, но количество населения невелико. Поэтому и у посла, и у его жены это было основным направлением деятельности. Прошло время, посольство Австралии возглавляет другой посол, но главная задача его та же. Спросите любого нашего посла, что он сделал для продвижения российского образования за рубежом, - внятного ответа вы не услышите. А ведь деньги, которые за это можно выручить, - это прямые инвестиции в наше образование. Не говоря уже о том, что наше образование достойно таких усилий, достойно более широкого распространения.

PC Week: А взаимодействуют ли с Сетью и между собой (посредством ИКТ, разумеется) школы и другие учреждения среднего образования?

А. Т.: Да, конечно. В нынешнем и следующем году, надеюсь, это можно будет реально увидеть: сейчас идет активное подключение школ, создание поддерживающей этот процесс инфраструктуры - организуются межшкольные и региональные ресурсные центры, разрабатываются регламенты взаимодействия, идет обучение учителей. Мы тут, правда, несколько подзадержались: ведь объявлено об "интернетизации" школ было давно, еще во времена, когда министром образования был В. М. Филиппов. Однако тогда, как мне кажется, была выбрана не совсем верная концепция, предусматривавшая практически одностороннюю трансляцию данных школам через спутниковый доступ. Здесь же, на мой взгляд, нужна не трансляция, а полноценный выход в Интернет. К этим недостаткам концепции добавился небольшой на тот момент объем соответствующего контента - кто тогда занимался его разработкой для школ? В настоящее время и этот пробел уже во многом заполнен, и руководителям образования стали ясны многие организационные и структурные вопросы. Например, для школ существует такое понятие, как базисный план (и его вариативные компоненты), он должен быть целиком обеспечен соответствующими ресурсами: учебными пособиями, библиотеками, базами данных, медиаресурсами, методическими материалами. Сейчас в рамках Федеральной программы развития образования идут работы по созданию хранилища для этих ресурсов, которое будет доступно для всех учебных заведений. Подключением школ к нему ведает Министерство информатизации и связи.

PC Week: Как предполагается организовать техническую поддержку этого процесса в плане кадров, оплаты трафика, разработки контента и т. п.?

А. Т.: Что касается оплаты трафика, то за канал будут платить федеральные структуры, а "последнюю милю" в регионах оплатят муниципальные власти. Технической поддержкой ИТ в школах займутся специалисты межшкольных центров, а контентную поддержку смогут осуществлять учителя информатики, их обучение уже началось. Разработкой же контента (электронные учебники, медиатеки и пр.) занимаются разные структуры, в том числе и коммерческие фирмы, которые выигрывают соответствующие лоты в рамках ФПРО и других целевых программ. Таким же образом создаются и системы управления контентом, внутри- и межшкольными сетями*1 (например, с возможностью двусторонней связи "школа - департамент образования" и "школа - родители") и т. п.

_____

*1 О подобном проекте создания мультисервисной информационно-коммуникационной образовательной сети наш еженедельник писал в апреле (PC Week/RE, N 13/2006, с. 23). - Прим. ред.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати