ПИЛОТНЫЕ ПРОЕКТЫ
Внимание общественности к развитию и проблемам начального и среднего профессионального образования (соответственно НПО и СПО) возросло после встречи в марте Президента РФ с представителями крупного и среднего бизнеса, на которой эти вопросы активно обсуждались. Тому способствовал ряд причин, в первую очередь - острый дефицит рабочих кадров (по данным Роструда, он составляет от 60 до 80% от общего числа вакансий на рынке труда), и тенденции не сулят ничего утешительного в ближайшем будущем (см. цветную врезку). Иными словами, тема модернизации профессионального образования нынче на слуху: разрабатываются комплексные программы развития, концепции реструктуризации системы, готовятся предложения о включении НПО и СПО в приоритетный национальный проект “Образование” (ПНПО), программы поддержки учреждений профобразования, внедряющих инновационные образовательные программы.
Понятно, что одно из важнейших мест в модернизации образовательных учреждений всех уровней сегодня занимает внедрение и использование информационных технологий. Столичный Департамент образования уже более десяти лет активно работает в этом направлении: здесь еще в 1993 г. был основан Информационно-аналитический центр (ИАЦ; www.iacedu.ru), которым руководит Владимир Яблонский (об основных направлениях работы ИАЦ см. PC Week/RE, N 13/2006, с. 23). Одним из важнейших проектов 2005-2006 гг. здесь стала разработка концепции дистанционного обучения для учреждений профессионального образования и ее реализация, начавшаяся совсем недавно.
Дистанционный "пилот"
В рамках концепции решено было для отработки технологий реализовать пилотный проект на базе четырех московских колледжей, чтобы затем использовать полученный опыт при создании единой сети ДО для системы профессионального образования. “Мы предполагаем использовать тот же подход, что и для общего среднего образования, - отработать единые методики и централизованно, системно их применять, - рассказал Владимир Яблонский. - И это отличает стратегию информатизации в сегменте среднего профессионального образования от таковой для вузов. Если академии и университеты зачастую имеют собственные ресурсы (и финансовые, и интеллектуальные) для постановки дистанционных технологий и интеграции их в учебный процесс, то учреждения профессионального образования не всегда могут осилить этот нелегкий путь. А между тем они нуждаются в ДО не меньше, а иногда и больше вузов. Один из аспектов применения ДО в целом и его отдельных технологий (например, e-learning), который мы считаем очень важным сегодня, - полноценное включение в учебный процесс и социализация инвалидов, студентов с ограниченными физическими возможностями. Именно ИТ позволяют сделать это оптимальным образом. Кроме того, именно в среднем (в том числе и профессиональном) образовании весьма велика потребность в методиках и технологиях, позволяющих более индивидуально подойти к обучению. Ведь не секрет, что практически в любом учебном коллективе в процессе обучения выявляются три группы: со средней успеваемостью, отстающие и “убегающие вперед”. Традиционные методики нацелены в основном на первую группу, другие же две частенько “остаются не у дел”. И помочь преподавателю контролировать процесс и дать каждому студенту задание по силам могут как раз ДО и e-learning. Кроме того, дистанционные технологии дают возможность обучающимся общаться с педагогом не только в учебное, но и во внеурочное время (например, посредством электронной почты)”.
О состоянии российского начального и среднего профессионального образования Система НПО представляет собой сеть из 3415 учебных заведений, в которых обучается около 2,1 млн. человек (в том числе 1,5 млн. по дневной форме обучения). В число учреждений СПО входит 2781 учебное заведение (из них 168 негосударственных) с общим количеством обучающихся около 2,6 млн. человек (в том числе 1,9 млн. по очной форме обучения). Ежегодный выпуск квалифицированных рабочих по всем формам обучения составляет 700 тыс. человек (по очной форме обучения - около 500 тыс.). В то же время от 60 до 80% вакансий региональных рынков труда приходится на вакансии рабочих и особенно высококвалифицированных рабочих, доля которых в общем количестве занятых в экономике рабочих составляет в России, по экспертным оценкам, лишь чуть больше 5% против 40% в развитых странах Европы и США. Средний возраст российского рабочего: 53-54 года. До 2005 г. уровень информатизации системы профессионального образования можно было оценить как низкий, не соответствующий современным требованиям. Отдельные закупки вычислительной техники происходили в ограниченном объеме, зачастую за счет внебюджетных средств колледжей. По мнению представителей крупного бизнеса, высказанному на встрече с Президентом России в марте этого года, в самое ближайшее время нас ожидает острый дефицит рабочих кадров, который может стать тормозом развития российской экономики. В московской системе профессионального образования, которая насчитывает 92 учреждения, реализующих программы НПО и СПО, и пять вузов, уже активно идет модернизация, включающая как организационные и методические мероприятия, так и техническое переоснащение. |
Столичные колледжи, задействованные в пилотном проекте (N 27, 31, 39, 58), специально отбирались так, чтобы были представлены образовательные учреждения разных масштабов, различной оснащенности техникой, локализованные и распределенные территориально, выпускающие специалистов не только технического профиля, но и гуманитарной, социальной направленности (педагогов, библиотекарей и т.д.). При этом, разумеется, учитывалось желание администрации и педагогических коллективов принять участие в проекте.
Владимир Яблонский: “Наша
цель - быстрое и системное
движение в сфере ДО”
За прошедший год выполнен немалый объем работ: колледжи - участники проекта были доукомплектованы серверным оборудованием и новыми рабочими станциями (а некоторые оснащены практически заново); произведены также монтаж и настройка локальных вычислительных сетей, установка современного ПО и обучение администраторов его поддержке, а потенциальных пользователей - работе с этими программами. Особого внимания потребовал выбор платформы дистанционного обучения, ее установка и адаптация для нужд колледжей.
Платформа ДО: нелегкий выбор
Нелегким он оказался потому, что на стадии отбора пришлось проанализировать около 30 решений для ДО - как отечественных, так и зарубежных. “Специалистами нашей лаборатории информатизации образования была разработана система критериев (более 50), она включала как основные требования к платформе, так и их весовые характеристики, значимость для решения вопроса, - вспоминает Владимир Яблонский. - Среди этих критериев были, например, такие, как поддержка наиболее распространенных стандартов*1 и протоколов, использование в системе терминологии, принятой в образовательных учреждениях, вариативность интерфейса (возможность его подстройки к требованиям и вкусам пользователя), наличие развитой и подходящей к образовательным целям системы тестирования, простота установки и администрирования, устойчивость к сбоям и многое другое. В целом подобный выбор представляет собой задачу из области критериального системного анализа, решение которой позволило нам остановиться на продуктах, имеющих необходимый и достаточный (и при этом - не избыточный) набор свойств и характеристик”.
_____
*1 Здесь имеются в виду как форматы представления данных (HTML, XML и др.), так и специализированные стандарты представления контента (такие, как SCORM и т. п.).
Такими продуктами стали пакеты Е-learning Server 3000 и E-Author (разработчик - компания “ГиперМетод”). Это ПО привлекло не только ИТ-специалистов (например, по признаку устойчивости работы: при нештатном отключении информация сохраняется, и можно снова начать работу с прерванного фрагмента), но и преподавателей колледжа: они по достоинству оценили предлагаемую систему тестирования. В ней, к примеру, имеется 15 вариантов представления тестовых заданий: по типам “один из многих”, “несколько из многих”, “поменяйте местами”, “отметьте на рисунке” и пр. Кроме того, благодаря ряду функций этот пакет способен заменить другое специальное ПО: так, опция “Распределение аудиторий” заменяет широко востребованную в школах и техникумах программу “Составление расписания”. Важным было и наличие в составе выбранной платформы пакета E-Author, который не только ИТ-специалистам, но и преподавателям-предметникам позволяет легко создавать электронные учебные курсы с элементами мультимедиа.
Политехнический колледж N 39: как это было
По пути информатизации колледж N 39 существенно продвинулся еще до включения его в пилотный проект по ДО (см. врезку “Политехнический колледж N 39): к середине 2005 г. его компьютерное оснащение было близко к мировым стандартам - 7 компьютеров на 100 учащихся. ИТ здесь не только преподавались в курсе информатики, но и использовались в обучении по другим предметам. “Мы заметили, - вспоминает заместитель директора колледжа по информатизации Лилия Шутилина, - что меняются и сами студенты (сегодня многие, приходя на первый курс, знакомы с компьютером), и весь строй жизни - она становится динамичнее, предъявляет к человеку повышенные требования как в смысле квалификации, так и в отношении способности к ее повышению, к постоянному обучению. Кроме того, нам уже сегодня приходится считаться с тем, что появляется слой людей, желающих получить специальность, но не имеющих возможности сделать это традиционным способом, - например, те, кто вынужден работать, чтобы кормить семью; люди, живущие в других городах, где нет учебных заведений с нужной им специальностью; наконец, люди с ограниченными физическими возможностями. Кстати, в нашей практике есть опыт обучения этой категории: в колледже имеются специальности для особого типа студентов - слабослышащих. Мы успешно работаем в этой области, однако подчас трудно некоторые моменты учебного процесса передать с помощью сурдоперевода - именно поэтому мы пришли к необходимости большей визуализации обучения. Информационные технологии открывают здесь почти неограниченные возможности”.
Лилия Шутилина: “Информатизация
образования, использование ДО -
это не дань моде, эти технологии
существенно расширяют наши
возможности и методически, и
территориально, и социально”
Разумеется, важно, что руководство колледжа (во главе с директором, С.П. Мадиловым) прекрасно понимает, что информатизация образования - это не прихоть отдельных сотрудников, не дань моде, а инструмент, который позволяет решать большой спектр вопросов - от обновления методики преподавания до совершенствования административных и организационных аспектов управления учебным заведением.
“Мы с большим интересом включились в проект по внедрению ДО, - отметила Лилия Шутилина. - Многие наши педагоги активно использовали ИТ в учебном процессе - один из компьютерных классов в колледже предназначен именно для работы преподавателей-предметников, здесь имеется и федеральный контент, и библиотечка учебных курсов от ведущих российских производителей обучающих пакетов, и собственные разработки (как педагогов, так и штатных программистов); в проекте же по ДО появилась возможность подняться на новый уровень. Так, мы долго искали подходящую оболочку для конструирования тестов, делали попытки заказать ее разработку. Многие наши педагоги пользовались электронными тестами для проведения контрольных и итоговых работ, но когда познакомились с теми вариантами, что предлагаются в системах ДО, отчетливо увидели и те возможности, которые здесь открываются. Очень важно, что, с одной стороны, опыт их работы с технологиями тестирования пригодится при использовании новой платформы ДО, а с другой - сделанные наработки не пропадут, их планируется перенести на эту платформу для дальнейшего применения и совершенствования”.
Политехнический колледж N 39 (Москва) Политехнический колледж N 39 является государственным образовательным учреждением СПО с широким спектром образовательных программ: основного общего образования (9 классов), среднего (полного) общего образования (11 классов), НПО, СПО, профессиональной подготовки, переподготовки кадров, повышения квалификации, дополнительного образования. НПО и СПО представлены следующими специальностями: - НПО - станочник широкого профиля, слесарь механосборочных работ, автомеханик, монтажник радиоэлектронной аппаратуры, оператор ЭВМ, секретарь и др. - СПО - менеджмент (по отраслям), коммерция (по отраслям), техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники, средства механизации и автоматизации (по отраслям), технологии машиностроения, аналитический контроль качества химических соединений, экологический контроль и пр. В настоящий момент в колледже обучается около 1800 студентов. Среди преподавателей колледжа - 16 кандидатов и докторов наук. Высшую квалификационную категорию имеют более половины преподавателей. В колледже функционирует девять компьютерных классов (более 110 ПК), в шести из которых установлены ПК на базе Pentium 4. |
Не менее важен, по мнению Владимира Яблонского, и еще один аспект: зачастую каждый колледж вынужден создавать пособия, писать учебники “под себя” - не всегда удается найти подходящие книги и методички по специальности. С введением единой платформы ДО существенно расширится возможность обмена опытом - например, можно будет использовать уже имеющиеся электронные ресурсы (учебники, лабораторные работы, симуляторы и пр.), применять их целиком или брать из них необходимые темы, которые разработаны подходящим образом.
“Кроме того, уже сегодня наши студенты используют библиотечку обучающего ПО для самоподготовки, для повторения, дополнительного изучения тем, плохо понятых в классе, - добавляет Лилия Шутилина. - Так что электронное обучение и дистанционные технологии мы планируем внедрять максимально полно - и для очного обучения (электронные учебники, вариативные курсы, электронные лаборатории и пр.), и для преподавания студентам с ограниченными возможностями (визуализация, удаленный доступ для инвалидов, обучающихся на дому и т. д.), и для иногородних студентов (ДО с применением интернет-технологий). Надеемся, что внедрение ДО станет началом нового этапа нашей информатизации”.