ТЕЛЕФОНИЯ

К началу 2007 г. в России окончательно сложится новая структура оплаты услуг фиксированной связи. Все городские телефонные сети обновляют свои тарифы для основной категории пользователей - физических лиц. По аналогии с сотовыми операторами абонентам будет предложен выбор из трех основных групп тарифов. В одних регионах это случится уже нынешней осенью, в других - в январе 2007-го. Введение "повременки" станет возможным только после утверждения новых тарифов соответствующей федеральной службой. Ожидается, что для большинства регионов это произойдет в течение ближайшего квартала.

Обзор новых предложений

Как показывает практика, воспринять возможность перехода на повременную оплату фиксированной телефонной связи как новость может только столичный житель, являющийся абонентом МГТС. Для остальной России это давно уже стало повседневной реальностью. Еще в 2004 г., когда вступила в силу новая редакция закона "О связи", операторы городских телефонных сетей были обязаны предоставить абоненту два типа тарифов - предусматривающих повременную оплату "по факту потребления" и месячную абонентскую плату за неограниченное количество голосового трафика. Вышедшее в том же году, но чуть позже правительственное постановление давало компаниям фиксированной связи, чьи тарифы регулируются государством (таких в России большинство), право предоставить абоненту уже не менее трех тарифных планов (ТП) - добавилась "комбинированная" оплата с количеством включенных в абонентскую плату минут. Таким образом, за прошедшие два года межрегиональные компании (МРК) "Связинвеста" были оснащены современными биллинговыми решениями, которые позволяют им вести учет стоимости переговоров и теоретически вводить любые тарифные планы, какие пожелает служба маркетинга. Причем, как показывает практика, в регионах уже очень много абонентов пользуются "повременкой" (к примеру, порядка 50% абонентской базы такого крупного оператора, как "Уралсвязьинформ"), главным образом по той причине, что в свое время их перевели на нее "добровольно-принудительно".

Единственный регион, где возможность повременной оплаты переговоров для физических лиц будет внедрена впервые, - это Москва. В основном такой разрыв по времени связан с политическими факторами: столичные абоненты весьма активно выступали против введения подобной тарификации, и городские власти, особенно в период многочисленных выборов, искусственно тормозили переход МГТС на систему "повременки" ввиду высокой социальной значимости этого вопроса. Теперь ситуация изменится.

Столичный опыт

Большинство российских "фиксированных" операторов, несмотря на свое монопольное положение в регионах своего присутствия, обслуживают крайне скромное количество абонентов (по сравнению, к примеру, с компаниями сотовой связи) - обычно десятки или сотни тысяч проводных линий. В этом смысле МГТС сложнее: счет ее пользователей идет на миллионы, и любые изменения будут носить весьма масштабный характер. Нелишним будет более тщательно посмотреть, что предлагает столичная городская телефонная сеть своим абонентам сегодня. Один из этих ТП уже знаком абонентам, так как по нему обслуживается доминирующее количество пользователей, - это тариф с абонентской системой оплаты, предусматривающий фиксированную плату за неограниченный объем телефонных соединений. Правда, соединения могут быть только внутрисетевыми - за звонки в область, на мобильные телефоны и в другие регионы пользователю будет выставлен дополнительный счет. Сейчас стоимость этого тарифа в столице составляет 200 руб. (для сравнения: средняя месячная абонентская плата пользователя фиксированной связи по России - 160 руб.), в то время как точка безубыточности при оказании такой услуги, по мнению экспертов, равна 210 руб. Для того чтобы компании могли работать с прибылью, скорее всего средняя месячная плата одного пользователя будет увеличена до 350-370 руб. и даже несколько превзойдет среднее значение ARPU по сотовой связи в столице (сейчас это порядка 300 руб. в месяц). Стоит отметить, что абонентская плата у конкурентов МГТС за подобную "безлимитку" чуть выше - к примеру, у оператора "Центральный телеграф" она находится на уровне 450 руб. для абонентов кода 495 и 200 руб. для владельцев номера в коде 499.

Второй тариф, который, собственно говоря, и называется "повременкой", включает плату за пользование абонентской линией и поминутную оплату соединений начиная с первой минуты разговора. Скорее всего стоимость аренды будет установлена на уровне 100-130 руб., а цена минуты - порядка 30-40 коп. в зависимости от объема потребления. И третий тариф - с комбинированной системой оплаты. Он предусматривает абонентскую плату, в которую включены тарифы за пользование абонентской линией (уже указанные 100-130 руб.) и плата за определенный объем телефонных соединений. Вероятно, по примеру сотовых операторов абонентская плата МГТС будет включать различные пакеты потребляемого трафика - несколько сотен минут. Разговоры сверх этого объема оплачиваются дополнительно по повременной системе, однако ставка будет прогрессирующей: чем больше говорит абонент, тем дешевле ему обходится каждая минута. В дополнение стоит отметить, что, как и в сотовых сетях, тарифицироваться будут только исходящие звонки, а входящие с любых номеров будут бесплатны. Для сравнения отметим, что в похожем тарифном плане компании "Комстар - Объединенные Телесистемы" абонентская плата составляет от 400 до 550 руб., стоимость минуты - около 50 коп.

Как пояснила Татьяна Толмачева, старший консультант аналитического агентства IKS-Consulting: "По данным наших исследований, на повременную оплату в основном переходят те пользователи, которые хотят сэкономить на счетах за проводную телефонную линию. ARPU у оператора, безусловно, может снизиться, если подобная миграция будет массовой, - средний счет абонента, использующего повременный тариф, будет даже меньше тех 200 рублей, которые предусмотрены тарифом с безлимитными разговорами внутри сети".

Правда, практику переключения специалисты МГТС обещают сделать максимально мягкой и лояльной. В каждом из счетов, присылаемых сейчас столичным абонентам, указана их активность с января 2006 г. - то есть сколько минут они потратили не просто на разговоры, а на исходящие вызовы с конкретного телефонного аппарата. Далее абонент сам должен выбрать в прилагаемой к уведомлению анкете тот вариант, который ему нравится больше. Тех, кто от выбора самоустранится, оператор переведет на один из трех тарифов по собственному усмотрению - скорее всего на тот, который получит статус "базовый". Правда, какой из трех станет этим базовым, понять пока сложно.

Выгодное направление вызова

С введением новых тарифных планов у МГТС столичным пользователям придется углубиться в изучение прайс-листов всевозможных операторов связи, в том числе и альтернативных. Однако кроме уже упоминавшихся "Центрального телеграфа" и "Комстар - Объединенные Телесистемы" на этом рынке практически никого больше нет. У оператора "Комкор ТВ" существует пилотная зона предоставления услуг голосовой связи в Зеленограде, но дальше пробного проекта дело пока не идет. Есть свой коммутатор в Москве и у "Ростелекома", оператора дальней связи, но к нему подключено весьма ограниченное количество корпоративных пользователей. Остальные игроки - те, кто занимается этим как побочным бизнесом, - имеют единичные подключения и на рынке погоды не делают. Таким образом, абонентам МГТС придется выбирать между тремя проводными операторами связи или полностью переходить на сотовую. Особенно в этом отношении повезло жителям новых домов: большинство из них обеспечивают связью именно альтернативные операторы, выигравшие конкурс застройщика, а не столичный монополист. Причем в таких домах пользователь получает по одному каналу и несколько телефонных линий, и быстрый доступ в Интернет - то, что считается вполне рядовым сервисом в любой стране Западной Европы, а в России пока диковинка.

Интересна в этом плане ситуация со стоимостью вызовов. Если не брать в расчет всевозможные тарифные модификаторы, с помощью которых сотовые операторы снижают стоимость внутрисетевых звонков между своими абонентами в рамках одного региона, то средняя стоимость звонка с телефона фиксированной связи к сотовому абоненту одного региона будет дешевле, чем вызов типа "мобильный - мобильный" из различных сетей опять же одного региона: примерно 5 центов при звонке "фиксированный - мобильный" против 10-12 центов для "мобильный - мобильный". Да и отдельной платы за первую минуту вызова фиксированные операторы в отличие от сотовых не берут. При условии сохранения подобных цен и готовности абонентов оплачивать счета МГТС (о способах оплаты чуть ниже) они могут даже сэкономить на звонках на номера сотовой связи. Но вот обратный вызов типа "мобильный - фиксированный" будет стоить крайне дорого: порядка 18-22 центов за минуту.

Вместе с тем, по мнению аналитиков из iKS-Consulting, со значимым повышением стоимости услуг МГТС в таком развитом в телекоммуникационном плане мегаполисе, как Москва, количество пользователей, увеличивающих потребление услуг мобильной связи в ущерб фиксированной, будет возрастать лавинообразно. По сути определенная часть активных абонентов отлично понимает, что выгодно платить за безлимитный тариф, но интереснее это делать именно с подвижной связью, у которой еще есть роуминг и огромное количество дополнительных цифровых сервисов, в то время как от фиксированного телефона МГТС можно ожидать только голосовой связи.

Ориентация на рынок

Вместе с изменением тарифов МГТС развивает целую серию дополнительных услуг, которые позволят ей из ниши оператора, пригодного для передачи только голосового трафика, перейти в нишу действительно многофункциональной компании связи. Безусловно, многочисленных услуг на основе интернет-доступа и организации видеоконференций от МГТС ожидать не приходится - этим займутся родственные компании по холдингу "Система-Телеком" (к примеру, "Стрим"), а вот такие давно известные в сотовых сетях услуги, как SMS, цифровой АОН, "горячая линия", переадресация, конференцсвязь, ожидание и удержание вызова, тоновый набор, компания обещает развивать гораздо активнее. На ее веб-сайте (www.mgts.ru/menu.html? ID_DOC=1498) даже опубликована специальная форма для проверки возможности подключения дополнительных услуг к конкретному телефонному номеру, но она так глубоко "закопана" в структуру сайта, что без предварительной подготовки найти ее быстро не представляется возможным. Да и текущий уровень цифровизации компании (порядка 40%) не позволяет предоставлять пакет этих услуг всем без исключения абонентам - чтобы каждый желающий мог пользоваться широким спектром сервисов у этого абонента, учитывая ввод в строй современных АТС, уйдет еще как минимум от четырех до пяти лет.

Для своих абонентов МГТС предлагает три тарифных плана: с абонентской платой и безлимитным объемом голосового трафика; с поминутной оплатой ("повременка"); с небольшой абонентской платой и предоплаченным пакетом голосового трафика.

Для компании развитие дополнительных услуг - сейчас больше стратегическое направление развития, чем тактическое. По мнению аналитиков из iKS-Consulting, в данный момент они не дают значимых доходов, поскольку уровень информированности абонентов о таких сервисах крайне низок. Понимая текущее состояние рынка, МГТС не торопится с этим, но постепенно просвещает пользователей, формируя их интерес и будущий рынок "под себя". Ведь несмотря на оперативность реагирования и весьма активную маркетинговую инициативу, альтернативные операторы связи стараются продавать только услуги доступа, не решаясь конкурировать с сотовыми компаниями на поле электронных сервисов - даже голосовые отдаются на аутсорсинг (яркий пример - компания "Аудиотеле").

Оплата номера

Одновременно с вводом новых тарифов у абонентов появятся дополнительные возможности для контроля своих расходов. Один из вариантов - уточнить сумму задолженности по междугородным переговорам, позвонив на телефонный узел соответствующего оператора дальней связи ("Ростелеком", МТТ и т. д.). Второй вариант - получить распечатку телефонных номеров, на которые совершались звонки в режиме местной связи. Это будет возможно как при повременной, так и при комбинированной системе оплаты - правда, за дополнительные деньги. Безусловно, согласно нормативным актам, МГТС не обязана делать это бесплатно: в ежемесячном счете оператор должен дать только сведения о суммарном трафике, стоимости минуты и суммарной стоимости разговоров. Однако в первые месяцы действия новых тарифов, дабы избежать непонимания со стороны абонентов, МГТС, на наш взгляд, было бы разумно представлять детализацию в бесплатном режиме, как это делают все операторы сотовой связи.

Третий вариант, на который компании необходимо обратить самое серьезное внимание, - управление услугами через Интернет. Учитывая тот факт, что широкополосное или коммутируемое подключение есть у значительной части пользователей МГТС, это может существенно разгрузить call-центры компании и снять множество вопросов по тарифам и услугам. Заказать детализацию на интернет-сайте оператора и получить ее по электронной почте было бы крайне удобно - на это способны даже школьники, если учесть уровень компьютерной грамотности молодежи. Однако существующая сегодня процедура регистрации в интернет-кабинете МГТС довольно утомительна. Пользователю предлагается обратиться на телефонный узел, который его обслуживает, постоять в очереди и, заполнив некоторое количество бумаг, получить заветное сочетание цифр. Чтобы уточнить информацию или задать вопрос, лучше, конечно, сразу ехать по тому же адресу - в рабочее время телефоны справочно-сервисного центра обычно отзываются короткими гудками или скороговоркой автоответчика, вещающего, что все операторы в настоящее время заняты.

Звонить с фиксированного телефона на мобильный

в пределах одного региона зачастую дешевле, чем

с мобильного на мобильный.

В первом случае не предусмотрена плата за соединение, а стоимость первой минуты - такая же, как и всех последующих.

Более приятная ситуация в сегменте приема платежей. У МГТС весьма активно развиваются способы оплаты - если еще пару лет назад для того, чтобы заплатить за услуги компании, не было других вариантов, кроме похода в Сбербанк с бумажной квитанцией, заполненной от руки, то в настоящее время есть как минимум девять равноценных способов оплаты, семь из которых используют платежные системы, работающие в режиме реального времени (www.mgts.ru/menu.html?ID_ DOC=2130). Безусловно, оплата через банк остается основным способом для людей старшего возраста - перечислить деньги на основании ежемесячного счета можно одновременно с оплатой за квартиру не позднее десятого числа каждого календарного месяца. А вот для тех, кто готов воспринять более "продвинутые" способы, есть свои альтернативы. Один из самых быстрых - это, например, Объединенная система моментальных платежей и специальные платежные терминалы, которые можно встретить на улицах города. Оплатить счет МГТС не сложнее, чем заплатить за мобильный телефон, - достаточно набрать номер абонента и добавить деньги в купюроприемник. Способ подходит для тех, у кого нет желания стоять в очереди в Сбербанк. Второй способ - для интернет-пользователей. Здесь предлагаются платежные системы e-port, "Киберплат.Ком", Универсальная финансовая система, "Рапида" - в любой из них пункт" "оплатить МГТС" присутствует как минимум с начала 2006 г., сделать это можно и банковской карточкой, и с помощью пользовательского счета. Кроме того, в МГТС принимают и электронные валюты, например "Яндекс.Деньги". Фактически для просвещенных пользователей снимается проблема оплаты номера фиксированного телефона, как это было раньше.

Кстати, при оплате услуг МГТС стоит обратить внимание на изменение правил зачисления средств. Теперь при оплате полученного единого счета можно внести аванс, указав его сумму в соответствующей строчке документа. С внесенного аванса будет производиться списание начисленных сумм не только за звонки на мобильные, но (причем в первую очередь) и за абонентскую плату, и за другие базовые услуги МГТС.

Версия для печати