ГОСЗАКУПКИ

    

В прошлом году Госдума утвердила закон о госзакупках, цель которого - покончить с коррупцией при приобретении товаров и услуг для госнужд и снизить госрасходы. В соответствии с ним с 1 января 2006 г. госорганы закупают товары и услуги, "...для которых существует сложившийся рынок и сравнение которых возможно только по цене...", исключительно на аукционах, если цена контракта превышает 250 000 руб. Нестандартизированные заказы на большую сумму можно распределять только через конкурсы. При этом перечень требований к участникам конкурса должен быть ограниченным и закрытым, чтобы заказчик не мог выставлять дополнительные требования, отсекая "не свои" компании. Госорганы обязаны размещать извещения о торгах не только в СМИ, но и на своих сайтах в Интернете, а Минэкономразвития создало единый портал для оповещения о федеральных, региональных и муниципальных закупках, проводимых по всей стране (http://pgz.economy.gov. ru//index.html).

На заседании 28 сентября 2006 г. Правительство Российской Федерации рассмотрело среди прочих вопрос о реализации Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Были обсуждены практически все аспекты системы госзакупок: ее функционирование; динамика основных показателей, характеризующих ситуацию с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; развитие нормативной правовой базы о размещении заказов; контроль в сфере размещения заказов; информационное обеспечение размещения заказов; прогнозирование и планирование закупок.         

В докладе, который представило Минэкономразвития, отмечены первые позитивные результаты исполнения закона: на 8% выросла доля контрактов, заключенных по результатам конкурсов и аукционов (сейчас через них размещается 68% заказов), а доля "безальтернативных" договоров снизилась на 9%. Расходы на размещение госзаказов не выросли, зато уже начала ощущаться реальная экономия: в I квартале 2006 г. федеральные ведомства заплатили поставщикам на 6% меньше первоначальной цены, а во II квартале экономия достигла 17,5% (примерно 35 млрд. руб.).

Контроль за исполнением закона возложен на Федеральную антимонопольную службу (www.fas.gov.ru/stateorder/ a_8506.shtml), которая выявила ряд нарушений в сфере размещения заказов путем проведения торгов, в том числе такие:

- заказчики не соблюдают сроки опубликования информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в официальном печатном издании и на официальном сайте;

- в извещении о проведении торгов и в конкурсной документации заказчиками не устанавливаются критерии и оценки заявок на участие в конкурсе;

- заказчики не определяют порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе и не устанавливают соответствующие критерии;

Минэкономразвития отметило первые положительные результаты исполнения закона о госзакупках: на 8% выросла доля контрактов, заключенных по результатам конкурсов и аукционов (сейчас через них размещается 68% заказов), а доля "безальтернативных" договоров снизилась на 9%.

- в конкурсной документации заказчики предъявляют не предусмотренные законом требования к участникам размещения заказа - например, такие как опыт выполнения данных работ (оказания услуг), наличие квалифицированного персонала, производственных мощностей и материально-технических ресурсов;

- заказчики нарушают предусмотренные законом о размещении заказов сроки проведения процедур вскрытия конвертов, рассмотрения заявок на участие в конкурсе, порядок оценки и сопоставления заявок;

- в конкурсной документации заказчики устанавливают требование о том, чтобы вместе с заявкой на участие в конкурсе представлялись документы и сведения, не предусмотренные законом.

При применении закона о размещении заказов выявились проблемы, не учтенные законодателями. Например, порядок информирования потенциальных поставщиков о предстоящих госзакупках слишком забюрократизирован, в результате чего расходуются лишние бюджетные деньги. Минэкономразвития предлагает разрешить госзаказчикам отказаться от публикации печатных протоколов, ограничившись электронной публикацией. Распространение электронных торгов тормозится из-за того, что законодательно не урегулирован вопрос идентификации тех, кто принимает участие в аукционе в режиме дистанционного доступа. А действующее бюджетное законодательство не позволяет госзаказчикам тратить сэкономленные деньги по своему усмотрению, лишая их мотивации к более эффективным закупкам. Чтобы устранить эти и другие проблемы, министерство готовит поправки в закон о госзакупках и в бюджетный кодекс.

Правительство РФ приняло к сведению доклад Минэкономразвития России по данному вопросу. На заседании было отмечено, что подготовка нормативных правовых актов по реализации Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" неоправданно затянулась. В связи с этим министерству совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти поручено принять исчерпывающие меры по подготовке и внесению в правительство страны соответствующих нормативных правовых актов и доложить о результатах в октябре 2006 г.

Минэкономразвитию, Минобороны, Минфину и Федеральной антимонопольной службе России поручено вместе с заинтересованными органами исполнительной власти проработать вопросы, касающиеся:

- уточнения вида документа, подтверждающего основание для заключения контракта, требований по направлению сведений о его исполнении, а также сроков направления государственными заказчиками информации, необходимой для ведения реестра государственных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов;

- возможности заключения государственного контракта с другим участником торгов в случае неисполнения условий победителем конкурса;

- определения особенностей размещения заказов в сфере культуры и искусства;

- уточнения случаев размещения заказов у единственного поставщика и сроков оформления и опубликования протоколов заседаний комиссий;

- определения порядка доступа к информации об участниках размещения государственного заказа.

Соответствующие предложения должны быть внесены в правительство страны в установленном порядке.

Версия для печати