ВЫСТАВКИ

Выставка SofTool с каждым годом становится все более национальной не только по форме, но и по содержанию. Во всяком случае такова тенденция того ее раздела, в котором представлены системы корпоративного управления и учета. Из первой семерки вендоров, контролирующих, по данным IDC (см. PC Week/RE, N 34/2006, с. 1), 93% российского рынка ERP-решений, на нынешнем SofTool’е, проходившем в конце сентября в Москве, не была представлена ни одна западная компания. Более того, отсутствовали там и местные партнеры этих вендоров. Нередко можно услышать сетования на то, что выставки в последние годы стали не столь эффективным средством продвижения продуктов и поиска клиентов, как на этапе становления отечественного ИТ-рынка. Но ведь эта беда касается всех компаний - и наших, и зарубежных. Мне кажется, причина в том, что для крупных игроков участие в экспозиции носит главным образом имиджевый характер, а западные поставщики путем многолетнего агрессивного маркетинга в этом отношении создали себе задел на годы вперед. Отсюда, впрочем, не следует, что столь посещаемое мероприятие невозможно использовать с выгодой для себя.

Один из способов успешной конкуренции с грандами - создание узкоспециализированных отраслевых решений и накопление опыта

их внедрения и эксплуатации.

Пример, как и в прошлые годы, показала фирма "1С", демонстрировавшая на как всегда огромном стенде два наиболее ценных своих актива: решения на платформе "1С:Предприятие" 8 и разработки лучших представителей франчайзинговой сети "1С". Ее специалистами был также проведен однодневный семинар. А ведь буквально на следующий день после закрытия SofTool началась трехдневная ежегодная партнерская конференция "1С". Подробный отчет о новинках компании будет сделан в специальном репортаже с этого мероприятия. Но мне бы хотелось отметить показанную на выставке бета-версию "1С:Предприятие" 8.1, в которой впервые реализована кластерная конфигурация системы, позволяющая повысить ее масштабируемость и надежность. Спектр поддерживаемых программных платформ расширился за счет ОС Linux и СУБД PostgreSQL - продуктов, распространяемых на началах Open Source. Впервые здесь также поддерживается механизм Web-сервисов: их можно не только вызывать из внешних SOA-ориентированных приложений, но и создавать на базе "1С:Предприятия". Все это, а также ввод в эксплуатацию сервиса защищенного электронного обмена коммерческими данными "1С:Сеть" открывает новые возможности по интеграции решений "1С" с внешними бизнес-приложениями.

Продолжают совершенствовать свои продукты и два других лидера отечественного рынка ERP - корпорации "Галактика" и "Парус". Первая показала очередную версию своей флагманской системы "Галактика ERP" 8.1, позволяющей теперь вести учет и формировать отчетность в компаниях с распределенной структурой. А ее линейка на платформе Ranet пополнилась модулями "Бизнес-Монитор" (мониторинг ключевых показателей эффективности KPI), "BI-Сбыт" (контроль сбытовой деятельности), "Консолидация" (сбор данных из разнородных учетных систем и генерация сводной отчетности). Новинки "Паруса" и "Галактики" по своей функциональной направленности оказались удивительно близки, что, по-видимому, свидетельствует о повышении спроса на подобные решения. В частности, в системе "Парус" появился модуль "Бюджетирование", главное отличие которого от существовавшего много лет "Управления финансами" в том, что с его помощью можно управлять бюджетным процессом в организациях с разветвленной системой центров финансового учета, в том числе и территориально распределенных. Аналогичным образом совершенствовался и модуль "Управление персоналом и штатным расписанием", который теперь поддерживает кадровые службы предприятий с развитой юридической структурой.

Один из способов успешной конкуренции с грандами - создание узкоспециализированных отраслевых решений и накопление опыта их внедрения и эксплуатации. Судя по всему, по этому пути движется фирма БЭСТ, демонстрировавшая на своем стенде систему "БЭСТ-5. Алко" для предприятий, торгующих алкогольной и парфюмерной продукцией (она способна, между прочим, выгружать отчетную информацию в печально известную ЕГАИС), и "БЭСТ-Питание" для ведомственных цехов и предприятий общепита.

Следует отметить, что упомянутые выше цифры из отчета IDC характеризуют далеко не весь российский рынок учетно-управленческих систем. Там, в частности, не приняты во внимание продукты, не являющиеся, по мнению аналитиков, столь производительными и масштабируемыми, чтобы попасть в категорию Enterprise Application Suite. Один из критериев - наличие трехуровневой клиент-серверной архитектуры. Напомним, что именно по нему в заветный список IDC долгое время (до выхода "1С:Предприятия" 8.0) не включались продукты фирмы "1С". Тем не менее традиционные клиент-серверные приложения благодаря своей дешевизне и простоте по-прежнему широко используются отечественными предприятиями из сегмента СМБ. Одно из них - полноценная, как утверждают ее разработчики, ERP-система для машиностроительных предприятий "Олимп", созданная небольшой ижевской фирмой "Градиент - Новые технологии" и эксплуатируемая на нескольких местных предприятиях. Думается, именно таким вендорам выставка Sof-Tool приносит наибольшую пользу, позволяя существенно расширить территориальный охват да и просто заявить о себе на всю страну. И если на стендах известных и крупных игроков этого рынка нередко трудно бывает найти не только первых лиц, но и PR-менеджеров, то на крошечных площадках небольших поставщиков посетители получают всю информацию буквально из первых рук.

Еще одно направление, на котором российские разработчики довольно успешно конкурируют с западными, - создание узкофункциональных модулей, автоматизирующих тот или иной контур корпоративного управления. Так, российская компания SoftProm, известная своим инструментом бюджетирования Plan Designer, наряду с ним показывала на выставке средства для управления эффективностью бизнеса (BPM) и совсем новый продукт Top&Down Merging, дающий возможность, как уверяют его разработчики, объединять модели управления, созданные разными системами автоматизации. Аналитическую платформу Deductor, поддерживающую широкий спектр методов интеллектуального анализа данных (Data Mining), предлагает рязанский разработчик Base Group Labs. На, казалось бы, насыщенном рынке систем CRM находит свое место и продукт Monitor CRM фирмы "Бизнес навигатор", позиционируемый ею как решение с богатыми аналитическими возможностями. Выяснилось, что пользователи этого продукта могут дополнить его собственные функции OLAP-анализа алгоритмами Data Mining упомянутой выше системы Deductor. Соответствующие средства интеграции включены в состав Monitor CRM.

Впрочем, один новый западный вендор, к тому же впервые предлагающий свои продукты в России, на SofTool’е был. Это американская компания Galantis, демонстрировавшая на стенде "Галактики" систему для электронного оформления, согласования и хранения договоров "CART - Ведение договоров". Большинство читателей, вероятно, помнит, что Galantis - это дочерняя фирма корпорации "Галактика", созданная в свое время с целью выхода на богатый ИТ-рынок США. По словам представителей "Галактики", деятельность фирмы Galantis на американском континенте вполне успешна, а ее решения получили там высокую оценку. Так почему бы не предложить их российским заказчикам? Что ж, будем надеяться, что мы являемся свидетелями зарождения новой тенденции - возвращения западных вендоров на SofTool.