БИЗНЕС

          

Среди многочисленных мероприятий, которые ИТ-компании традиционно проводят в начале осени, одним из самых масштабных был, безусловно, двухдневный партнерский форум фирмы "1С", прошедший в Москве на рубеже сентября и октября. Посудите сами: около 1400 участников, на пленарных заседаниях и 35 секциях было сделано 320 выступлений представителей 87 организаций. Отметим, что среди выступавших были докладчики из компаний, которые нечасто можно увидеть на одном мероприятии: Acer, Borland, IBM, Intel, HP, Microsoft, Red Hat, Symantec. На выставке в рамках форума свои разработки представили 55 партнеров "1С".

Рис. 1. Рост продаж продуктов

“1С:Предприятие” 8.0

Так получается, что точкой отсчета очередного делового года отечественной ИТ-отрасли уже давно стала дата 1 сентября. Поэтому не удивительно, что выступление руководителя фирмы "1С" Бориса Нуралиева на открытии форума стало как бы годовым отчетом о работе фирмы.

Главный тезис доклада: бизнес "1С" продолжает уверенно расти, опережая темпы развития российской ИТ-отрасли в целом (рис. 1). Ожидается, что общий объем продаж компании за 2006 г. увеличится до 48%. В последние годы фирма не называет абсолютные показатели своей деятельности, но, зная сведения прежних лет, можно предположить, что ее доходы приблизятся к отметке в 200 млн. долл.

Рис. 2. Динамика объемов продаж фирмы “1С”

Как известно, бизнес "1С" состоит из трех частей: разработка экономического софта, производство мультимедийной продукции (игры, аудиокниги и образовательное ПО) и дистрибуция программных продуктов российских и зарубежных вендоров. Хотя на долю экономического ПО приходится лишь около трети продаж "1С", но именно платформа "1С:Предприятие" и реализованные на ней прикладные решения составляют основу всего бизнеса фирмы. Не будет преувеличением сказать, что софтверная торговая марка "1С" по популярности уступает разве что только Microsoft. Так, по данным "1С", ее экономическое ПО применяют более 800 тыс. предприятий России и СНГ. Не стоит забывать и того, что от имени "1С" работают около трех тысяч ее партнеров-франчайзи. Впрочем, у частных пользователей ПК название компании больше ассоциируется с ее мультимедийной продукцией.

Два года на корпоративном рынке

Возвращаясь к экономическому ПО, нужно сказать, что последние три года бизнес "1С" определяется переходом на версию платформы "1С:Предприятие" 8.0 и создаваемые на ее основе семейства прикладных решений, что позволило компании начать широкий выход на рынок средних и крупных заказчиков. Однако фирма при этом придерживается эволюционной стратегии постепенного замещения продуктов, реализованных в рамках версии 7.7: именно они до сих пор составляют основную часть продаваемого делового софта. В то же время поставки ПО версии 8.0 растут опережающими темпами (рис. 2), и в результате за год (с августа 2005-го) его доля в общем объеме "1С:Предприятия" увеличилась с 26 до 40%.

По мнению Бориса Нуралиева, семейство ПО "1С:Предприятие" 8.0 вышло на проектную мощность еще в 2005 г., что обеспечило значительное увеличение доли решений "1С" на рынке интегрированных систем управления предприятиями (ИСУП).

Действительно, появление новых программных решений делового назначения сразу было отмечено рынком. По итогам 2004 г. "1С" впервые попала в отчет IDC, посвященный сегменту ИСУП, и с долей в 4,6% заняла в списке поставщиков почетное пятое место. Подчеркнем: IDC к категории ИСУП относит только комплексные решения "1С", реализованные на базе "1С:Преприятия" 8.0. В 2004-м это преимущественно было "1С:Управление торговлей". По результатам аналогичного отчета IDC за 2005 г. (см. PC Week/RE, N 34/2006, с. 1), объем продаж ИСУП-продуктов "1С" увеличился по сравнению с 2004-м на 155% и составил 23 млн. долл. (в ценах для конечного пользователя).

Этот уровень был достигнут во многом благодаря выходу на рынок в августе 2004 г. нового флагманского продукта "1С:Управление производственным предприятием", что позволило фирме существенно расширить круг заказчиков. Но все же для понимания реальных темпов роста "1С" в сегменте ИСУП нужно учитывать, что он в значительной степени был обеспечен за счет замещения продуктов версии 7.7 на 8.0.

Прошедший партнерский форум показал, что "1С" продолжает развивать систему "1С:Предприятие" по всем направлениям. Так, в новой версии 8.1 технологической платформы, которая должна выйти до конца этого года, будут реализованы новые архитектурные решения, направленные на повышение масштабируемости и надежности, улучшение соответствия принципам построения современных корпоративных систем, расширение области применения решений на базе "1С:Предприятия" (см. подробнее PC Week/RE, N 27/2006, c. 1).

Совершенствуются управленческие решения для корпоративного сектора: выпущена новая редакция "1С:Управления производственным предприятием", готовится к выпуску новое решение "1С:Консолидация" для подготовки корпоративной финансовой отчетности групп компаний (см. PC Week/RE, N 30/ 2006, c. 23).

Помимо выпуска базовых прикладных программных продуктов фирма "1С" ведет совместно с партнерами разработку специализированных отраслевых решений (см. PC Week/RE, N 45/2005, c. 62). В настоящее время их число уже перевалило за полтора десятка. Кроме того, многие компании (не только официальные партнеры "1С") создают свои собственные вертикальные приложения на базе "1С:Предприятия". Для них "1С" проводит сертификацию "Совместимо! Система программ "1С:Предприятие"", которую к настоящему моменту прошли уже более 900 продуктов 320 фирм примерно для ста отраслей и специализаций. Характерно, что в 2006 г. большинство новых партнерских решений выпускается уже на платформе "1С: Предприятие" 8 - за период с января по сентябрь на сертификацию "1С:Совместимо!" для "1С:Предприятия" 8.0 было представлено 73, а для версии 7.7 - 64 решения.

"1С: УПП" - позиции на рынке автоматизации предприятий

Два года назад "1С" выпустила свой флагманский продукт на базе новой платформы "1С:Управление производственным предприятием" 8.0 ("1С:УПП", см. PC Week/RE, N 35/2004, с. 50), который является комплексным решением, охватывающим основные контуры управления и учета на производственном предприятии (рис. 4).

Рис. 4. Состав основных функциональных модулей “1С:УПП” (выделены модули, представленные в автономных продуктах)

По данным "1С", на 13 октября 2006 г. 1943 предприятия приобрели 2246 комплектов "1С:УПП" (рис. 5). Полностью завершено около 600 проектов, остальные находятся в различных стадиях реализации. В среднем заказчики в одном конкретном проекте используют более половины функциональных модулей "1С:УПП". По данным регулярных опросов, более 97% клиентов удовлетворены сделанным выбором в пользу "1С:УПП" (оценку "отлично" дали 15,3% опрошенных, "хорошо" - 66,6%, "удовлетворительно" - 15,8%). Вот наиболее крупные (по числу рабочих мест) реализованные проекты: ОАО "Амурметалл" (400 мест), ОАО "Юнимилк" (300), "Камышинские колбасы Соловьева" (210), ОАО "Липецкэнерго" (200). Но все они используют несколько серверов "1С:Предприятие". Самый масштабный проект, реализованный на одном сервере "1С:Предприятие", - ОАО "Десятый подшипниковый завод" (140 рабочих мест).

Рис. 5. Распределение продаж “1С:Управление

 производственным предприятием”

по отраслям экономики

Как сообщил директор по производственным решениям фирмы "1С" Алексей Нестеров, анализ внедрений "1С:УПП" показывает, что с момента приобретения продукта до ввода в эксплуатацию первого автоматизированного участка требуется в среднем около 80 дней. Средний темп ввода системы в эксплуатацию - порядка 10 рабочих мест в месяц. При распространении готовой конфигурации по предприятиям холдинга скорость может возрастать до 40 рабочих мест в месяц.

К настоящему времени фирма "1С" совместно с партнерами выпустила семь отраслевых решений на базе "1С:УПП". В августе на рынок вышло "1С:УПП" редакции 1.2, в котором получили развитие подсистемы планирования, управления производством, ценообразования, управления взаиморасчетами, управления денежными средствами, расчета заработной платы и т. д., а также расширены сервисные возможности.

Не забывая о малом бизнесе

 

Усиливая свое присутствие на корпоративном рынке, "1С" совсем не собирается оставлять без внимания традиционный для нее сектор массовых учетных программ для широкого круга пользователей, начиная с самых маленьких предприятий и индивидуальных предпринимателей.

Первый вариант "1С:Бухгалтерии 8.0" был выпущен в канун 2005-го, но лишь почти год спустя вышла его редакция 1.5, которая полностью перекрыла функционал многолетнего бестселлера "1С:Бухгалтерия" 7.7. Именно поэтому, как отметил Борис Нуралиев, массовый переход потребителей на новый вариант программы начался в нынешнем году (рис. 3). Примечательно, что проведенный "1С" опрос пользователей показывает, что заметная их часть (15%) перешла на "1С:Бухгалтерию" 8.0 с программ других производителей или вообще не вела ранее компьютерный учет.

Рис. 3. Соотношение продаж “1С:Бухгалтерии” разных версий

Новым шагом в продвижении учетных программ фирмы стал выпуск прошедшим летом базовой версии "1С:Бухгалтерии" 8.0 (см. PC Week/RE, N 26/2006, c. 2), которая представляет собой доступный по цене коробочный продукт (90 долл. для конечного пользователя), продаваемый как через партнеров-франчайзи фирмы, так и через розничные и интернет-магазины, включая магазины "1С:Мультимедиа".

На повышение доступности ПО "1С" нацелен также августовский выпуск еще двух новых продуктов: "1С:Бухгалтерия 8.0. Учебная версия" и "1С:Предприятие 8.0. Версия для обучения программированию".

Дистрибуция, мультимедиа, образовательное ПО

Как было сказано выше, экономические программы - это ведущее, но далеко не единственное направление деятельности "1С".

По данным фирмы, направление дистрибуции ПО других вендоров (как российских, так и зарубежных) растет так же стабильно: рост за девять месяцев 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом 2005-го составил 71%. С 2004-го фирма "1С" развивает новый способ сотрудничества с разработчиками делового ПО - издание популярных продуктов под маркой "1С:Дистрибьюция". Сейчас в рамках этого направления выпущено около пятидесяти наименований популярных программных продуктов от тринадцати известных разработчиков. С января по сентябрь 2006 г. выпущено одиннадцать новых продуктов и шесть новых версий ранее изданных; к проекту присоединились четыре новых вендора, в том числе СА.

В последние годы "1С" занимает лидирующие позиции и в сфере разработки, локализации, издания и дистрибуции компьютерных игр на территории России, стран СНГ и Восточной Европы. Темпы продаж тут также очень высокие: 60% в 2006 г. Фирма продолжает активное сотрудничество с крупнейшими западными издателями, среди которых особо стоит отметить таких гигантов, как Microsoft, Activision и Take 2 Interactive. Кроме того, впервые в истории российской игровой индустрии был заключен контракт на издание игр Star Wars от знаменитой компании LucasArts.

Рынок аудиокниг в России существует всего несколько лет, но за это небольшое время на них сформировался массовый спрос, быстро растет круг постоянных покупателей. С 2004 г. "1С" издает в серии "1С:Аудиокниги" "литературные произведения для слушания" и музыкальные спектакли в форматах MP3 и AudioCD+MP3. Направление активно развивается: к концу 2005 г. было выпущено около семидесяти изданий, в сентябре 2006 г. их стало уже более двухсот. В текущем году стартовали новые проекты в этой области - например, линейка продуктов "1С:Аудиокниги. Английский в сказках", оригинальная методическая разработка для создания и быстрого наращивания у ребенка начального словарного запаса на английском языке. Или "1С:Аудиокниги. Аудиоэкскурсии" - совместный проект фирмы "1С" и издательства "Бестселлер", посвященный знаменитым улицам, архитектурным памятникам и другим достопримечательным местам. Вместе с фирмой "Мелодия" ведется работа по восстановлению и выпуску архивных записей. Уже реализовано 19 таких проектов, среди которых, в частности, музыкальная постановка "Алиса в стране чудес" с песнями Владимира Высоцкого.

В заключение обзора деятельности "1С" нужно сказать об образовательных программах - сейчас их список насчитывает более сотни наименований в пяти сериях. Отдельно стоит упомянуть о семействе образовательных комплексов "1С:Школа" на платформе "1С:Образование" 3.0 (см. PC Week/RE, N 34/2004, с. 61), которая представляет собой образовательную технологию, совмещающую удобство использования и при домашнем обучении, и в классно-поурочном учебном процессе. Выпущенные ранее девять продуктов этой серии ориентированы на старшеклассников. В 2006 г. представлены четыре новые разработки "1С:Школа" для средних классов. В настоящее время ведется разработка более чем тридцати новых образовательных комплексов по госзаказу и еще ряд по собственной инициативе компании.

Продукты серии "1С:Репетитор" предназначены для подготовки старшеклассников и абитуриентов к выпускным и вступительным экзаменам. Весной 2006 г. обновлена линейка из восьми программ этой серии в поддержку единого государственного экзамена (ЕГЭ) с учетом его новых спецификаций. Серии "1С:Образовательная коллекция", "1С:Познавательная коллекция", "1С:Мир компьютера" включают лучшие электронные издания отечественных разработчиков в поддержку школьных дисциплин, для обучения иностранным языкам и работе с популярным софтом, а также издания энциклопедического характера. В этих сериях в 2006 г. уже издано 16 новых продуктов.

Версия для печати