Согласно отчету бюджетного управления Конгресса США, растущие риски проекта по созданию боевых систем будущего - FCS, бюджет которого достиг 150 млрд. долл., заставляют искать альтернативные решения на случай его провала. Эксперты управления предлагают четыре более дешевых варианта, которые можно реализовать уже к 2010 г.:

- создание единой цифровой сети, связывающей автономные наземные датчики и беспилотные аппараты четырех основных классов (из 18 видов систем, запланированных для FCS);

- построение единой цифровой сети, связывающей автономные наземные датчики, стратегические беспилотники двух классов и автоматизированные артиллерийские комплексы нового поколения;

- разработка нескольких моделей легких бронемашин и, возможно, глобальной цифровой сети;

- создание только цифровой сети и постепенный выпуск новых моделей военных машин в течение 20 лет.

Эксперты особо недовольны тем, что задуманные в рамках FCS бронемашины фактически ничем не превосходят нынешнюю модернизированную технику. А основным препятствием в развитии FCS и альтернативных проектов остается армия устаревшей и неповоротливой бронетехники, требующей больших расходов на сопровождение.

***

Объединенные Арабские Эмираты ведут переговоры с Россией о закупке партии мобильных многофункциональных береговых ракетных комплексов Club-M на сумму около 300 млн. долл. Комплексы Club, поражающие цели с расстояния 300 км, разработаны екатеринбургским ОКБ "Новатор". Они, в частности, способны применять крылатую ракету 3М-54Э, которая летит над морем на высоте 10-50 м, при подлете к цели делает "горку" и отделяет сверхзвуковую часть, которая, обладая большой кинетической энергией, поражает корабль, раскалывая его на части или пробивая навылет. В поставку Club-M также входят противолодочные ракеты 91РЭ1/91РТЭ2, которые несут внутри себя торпеду. Они летят 50 км по воздуху и лишь затем сбрасывают торпеду, которая в результате обнаруживается подводной лодкой противника только в последний миг. Ударная ракета 3М-14Э поражает наземные цели и движется на малой высоте, огибая рельеф местности и корректируя траекторию по спутниковым системам навигации.

Все процессы подготовки и ведения стрельбы комплекса автоматизированы (Интерфакс-АВН).

***

Самой тяжелой американской противотанковой ракетой считается модель TOW массой 22,5 кг, управляемая по тонкому проводу типовой длины 1000 м, разматывающемуся в полете. Ее модернизацию осуществит компания Raytheon (www. raytheon.com). Вместо провода будет задействован беспроводной канал, что повысит дальность действия ракеты и упростит управление ею. Бюджет проекта составил 163 млн. долл.

***

Корпорация Oshkosh Truck (www. oshkoshtruckcorporation.com), известная как производитель дизель-электрических грузовиков и бронекомплектов для подобной техники, заключила соглашение с военным агентством передовых исследований DARPA (www. darpa.mil) на подготовку оригинального наземного робота к турниру Urban Challenge (гонки по городским улицам). На исследования выделен 1 млн. долл. Обычно участники подобных турниров создают аппараты на спонсорские деньги, но DARPA, судя по всему, намерена остановиться на машинах Oshkosh как долгосрочной платформе для наземных роботов. В прошлогодней гонке по пересеченной местности робот Oshkosh TerraMax стал одним из пяти победителей, прошедших всю дистанцию длиной 240 км, при этом он единственный изо всех базировался на модифицированном военном грузовике.

Очередная гонка состоится в ноябре 2007 г. Аппараты должны продемонстрировать способность маневра на городских улицах с соблюдением правил дорожного движения, езду в потоке машин и распознавание сигналов светофоров, что является весьма трудной задачей.

***

Компания Lockheed Martin (www.lockheedmartin.com) провела первое испытание системы MCA, которая устанавливается на армейские вертолеты и позволяет экипажу управлять группами беспилотников и наводить на цель фронтовые истребители. В ходе испытаний пилот вертолета UH-60 Black Hawk управлял воздушным роботом Hunter по сети Tactical Common Data Link, обменивался тактическими данными с экипажем истребителя F/A-18 по каналу Link 16 и по соединению Improved Data Modem передавал информацию о целях на вертолет Apache.

***

DARPA прекратило программу X-50A Dragonfly по созданию беспилотного аппарата, способного взлетать и садиться подобно вертолету, а на основном участке траектории лететь, как обычный самолет с фиксированными крыльями. При этом винт должен отключаться в процессе движения. В рамках бюджета в 51,8 млн. долл. компания Boeing разработала два прототипа, но оба они разбились вследствие потери управления - операторам не удавалось выполнять сложные маневры в реальном времени. Эксперты рекомендовали улучшить бортовое ПО и повысить автономность аппарата, однако бюджет проекта был почти исчерпан.

***

По сообщению издания NewScientist.com, ученые Массачусетского технологического института совместно с инженерами Phantom Works (исследовательское подразделение Boeing) разрабатывают технологии автоматического управления большими группами миниатюрных беспилотников, которые масштабируются и на крупные воздушные роботы. Судя по представленным видеозаписям, "стая" аппаратов достаточно успешно выполняет задачи согласованного динамического контроля за обстановкой. В первых экспериментах в помещении лаборатории небольшие вертолеты сопровождали игрушечные машины с радиоуправлением, приближаясь к ним на малую высоту, и самостоятельно приземлялись на движущуюся платформу. Они также умеют при необходимости автоматически пристыковываться к зарядному устройству, после чего продолжают миссию. Каждый робот управлялся собственным компьютером по радиоканалу, а за функционирование локальных компьютеров отвечает центральный сервер, отслеживающий координаты машин.

***

ВМС США намерены запустить проект STUAS по созданию небольших тактических беспилотников с условным названием "летающие бинокли". Аппараты будут собирать информацию для командования кораблей и смогут вести разведку на расстояниях до 40 км от точки запуска.

Сейчас моряки используют беспилотник ScanEagle, однако они недовольны мощностью двигателя, низким качеством инфракрасной видеокамеры и слабой грузоподъемностью аппарата. Новую модель военные ожидают в 2009 г.

***

Компания Saab (www.saab.com) обновит комплекты дистанционно управляемых подводных роботов Double Eagle Systems, эксплуатируемые в подразделениях датской армии. Особое внимание будет уделено совершенствованию бортовой электроники, повышению автономности мини-субмарин и их способности к выявлению, классификации и уничтожению мин. Эти аппараты уже используются в ряде стран (Бельгии, Голландии, Швеции) для поиска мин и ведения подводной разведки.

***

МО Великобритании выделило 200 тыс. фунтов стерлингов на опытное проектирование группы плавающих роботов и беспилотника, способного приводняться и взлетать с поверхности моря. Один из аппаратов будет вести разведку только под водой, другой сможет плыть близко к поверхности, высунув наружу лишь антенну связи, а еще один крупный надводный корабль с дистанционным управлением запланировано оснастить пулеметом, ракетным и радарным комплексами.

***

Компания General Robotics (www.generalrobotics.co.uk) разработала систему моделирования подводных операций DeepSim 1.0, позволяющую разыгрывать сложные сценарии, имитировать работу всевозможных подводных аппаратов и изучать особенности их гидродинамики. Продукт предназначен для предприятий нефтегазовой промышленности, заинтересованных в разведке полезных ископаемых и обследовании подводных трубопроводов, а также для военных и охранных структур. Он может быть использован и в качестве тренажера для операторов подводных роботов.

В DeepSim входит обширная база для конструирования подводных миров и средства анализа результатов моделирования. Моделируемый аппарат можно снабжать любым числом шлангов и кабелей, которые существенно усложняют управление, постоянно норовя запутаться.

Стоимость продукта составляет 25 тыс. долл. на одно рабочее место.

***

DARPA выделило компании Raytheon 14 млн. долл. на создание защищенной компьютерной сети, которая свяжет 650 научных работников агентства и позволит им обмениваться файлами и э-письмами и проводить видеоконференции. При этом обработку служебных и секретных данных каждый сотрудник сможет вести на одном ПК. Пока приходится использовать один компьютер для выполнения рутинной работы и серфинга по Интернету, а другой - для работы с секретными данными в сети SIRPNet. Однако такая схема приводит к низкой производительности коллективного труда, и военные решили пойти на определенный риск. Они намерены подключить к Сети большинство рабочих станций DARPA с помощью продукта Raytheon CHAIN, который дополняет обычную Windows механизмом многоуровневой безопасности. Разработчики CHAIN утверждают, что теперь на ПК, подключенном к Сети, можно смело использовать типовой пакет Microsoft Outlook для рассылки э-писем любого уровня секретности, а файловый навигатор Explorer поможет в обработке произвольных секретных документов.

Окончательное внедрение новой сети завершится в 2011 г. Если оно окажется успешным, CHAIN станет типовым решением для множества военных структур США, а также их партнеров по НАТО.

***

По сообщению агентства AFP, официальные представители США и эксперты по информационной безопасности зафиксировали на днях атаку китайских хакеров на веб-серверы американского министерства экономики Department of Commerce. Они полагают, что атака организована правительством Китая. Злоумышленники пытались, в частности, скопировать важные данные отдела экспортных технологий двойного назначения.

Схожую атаку зарубежных хакеров на компьютерную сеть одного из новосибирских НИИ, ведущих исследования в химической сфере, примерно в это же время предотвратили сотрудники местного УФСБ.

***

Год назад временно вышла из строя американская система контроля за прибывающими в страну пассажирами US-VISIT (www.dhs.gov/us-visit/) с бюджетом 400 млн. долл., в результате оказалась парализованной работа десятков аэропортов США. Первоначально руководство министерства внутренней безопасности (МВБ), ответственного за систему, сообщило, что причиной инцидента стал вирус, проникший на один из серверов

US-VISIT. Однако позже была выдвинута версия о выходе из строя сетевого маршрутизатора. В ходе недавнего судебного расследования и изучения внутренних документов МВБ выяснилось, что причиной все же был сетевой червь Zotob. После его выявления специалисты министерства спешно установили "заплаты" на все машины с Windows 2000 Professional в 300 водных и аэропортах и пограничных пунктах страны. Правда, инспекционная служба министерства, проверив на днях систему US-VISIT простым сканированием уязвимостей, насчитала около тысячи потенциальных пробелов в ее безопасности.

Эксперты полагают, что вирус попал в систему через длинную цепочку локальных сетей, одна из которых связана с Интернетом. ФБР достаточно быстро поймало двух злоумышленников, подозреваемых в создании Zotob, - ими оказались выходцы из Марокко и Турции.

Версия для печати