ГОСУДАРСТВО

 

Правительство одобрило стратегию развития электронной промышленности россии

21 сентября правительство рассмотрело и приняло за основу проект "Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 г." (далее, Стратегии). Этот проект, представленный Министерством промышленности и энергетики, направлен на создание условий для увеличения объемов производства отечественной элементной базы, сокращения технологического отставания российской электронной промышленности от мирового уровня и повышения конкурентоспособности продукции на внутреннем и глобальном рынках. Минпромэнерго и Минэкономразвития поручено подготовить с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти предложения по проекту концепции федеральной целевой программы развития элементной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 гг. и представить их в марте 2007-го Правительству РФ.

Момент истины настал

Подготовительные материалы Федерального агентства по промышленности (Роспрома, www.rosprom.gov.ru/) и его Управления радио-электронной промышленности и систем управления (http://sgk-urep.ru/) позволяют получить некоторое представление о Стратегии. Необходимость разработки и реализации данной стратегии возникла из-за отсутствия целенаправленной государственной научно-технической политики, проведения в последние десять лет непродуманных структурных преобразований в отечественной электронной промышленности, пассивности и неподготовленности государства к реформированию отрасли и обеспечению ее развития в рыночных условиях.

Ожидается, что к 2011 г. объем реализации продукции электронной промышленности составит не менее 70 млрд. руб. в год, а технологический уровень изделий в серийном производстве будет соответствовать 0,13-0,09 мкм.

  

Сегодняшнее состояние отрасли следует квалифицировать как начальный период выхода из кризиса, поэтому основные задачи Стратегии сводятся к следующему:

1. Реформирование структуры электронной промышленности, оптимизация методов и механизмов государственного управления и государственно-частного партнерства.

2. Модернизация и развитие электронных производств отраслей.

3. Организация сети межотраслевых и отраслевых центров проектирования микроэлектронных компонентов и "систем на кристалле".

4. Разработка и производство радиационно стойкой электронной компонентной базы (ЭКБ), твердотельной СВЧ-электроники, микросистемотехники.

5. Принятие мер по существенному расширению внутреннего рынка.

6. Внесение предложений по изменению действующего законодательства, обеспечивающих реализацию мероприятий данной Стратегии.

Единственная возможность преодоления системного кризиса отечественной электроники связана с принятием государством продуманной и взвешенной протекционистской политики в решении структурных и технологических проблем электронной промышленности. Результативность преодоления кризиса будет определяться правильным установлением отношений между государством и бизнесом на принципах государственно-частного партнерства. Базисом и основой планирования и реализации намеченных мероприятий должен стать программно-целевой подход.

Отметим, что правительства многих стран не только инициируют и поддерживают проведение государственных программ по развитию передовых технологий в интересах обеспечения своей военной и технологической безопасности, но и напрямую финансируют создание новых производств, оказывают финансовые и законодательные преференции при освоении новых уровней технологии.

Федеральное агентство по промышленности (Роспром) также подготовило программу ускоренного освоения микроэлектронных технологий нового поколения и организации межотраслевой вертикально интегрированной системы сквозного проектирования СБИС и аппаратуры. Для решения этой основополагающей задачи развития электроники в России планируется создать и модернизировать более 15 ключевых производств ЭКБ, реализовать сеть из 40-50 центров проектирования СБИС типа "система на кристалле" и основать межотраслевой центр шаблонов.

Производственную базу микроэлектроники, т. е. кремниевые фабрики, предполагается развертывать с помощью национальных проектов, финансируемых Инвестиционным фондом РФ. Это должно позволить России включиться в мировую систему разделения труда и решить задачи разработки аппаратуры и систем стратегического значения современной ЭКБ.

Реализация комплекса взаимоувязанных целевых программ, подпрограмм, инвестиционных проектов и внепрограммных мероприятий, составляющих основу предложенной Стратегии, даст возможность, как рассчитывают ее разработчики, восстановить научно-технический и производственно-технологический потенциал электронной отрасли в целом и вывести ее на современный мировой уровень. Ожидается, что к 2011 г. объем реализации продукции электронной промышленности составит не менее 70 млрд. руб. в год, а технологический уровень изделий в серийном производстве будет соответствовать 0,13-0,09 мкм. Это позволит решить задачи обеспечения потребностей страны, в том числе создания стратегически важной аппаратуры и систем.

Авторы Стратегии считают, что проведение модернизации ключевых производств электронной техники и оптимизация структуры отрасли на основе государственно-частного партнерства с одновременным созданием рыночной инфраструктуры должны обеспечить существенное улучшение экономического положения предприятий и повысить рентабельность выпускаемой продукции. С учетом высокого потенциального уровня отечественной электронной науки можно ожидать существенного развития международного научно-технического сотрудничества и прорыва в области новых технологий, в том числе применения нанотехнологий в электронике, биоэлектроники и биочипов для автоматизированного поддержания жизнедеятельности живых систем и т. д. Все это позволит повысить конкурентную среду микроэлектронной и электронной техники как на внутреннем, так и на внешнем рынке и обеспечит значительное укрепление обороноспособности и безопасности нашей страны.

Элементная база как основа

Перед заседанием правительства 21 сентября судьба отечественной электронной промышленности неоднократно обсуждалась на различных форумах госслужащих и предпринимателей. Например, 11 сентября вопросы разработки и производства элементной базы для систем и комплексов военного назначения рассматривались на заседании Военно-промышленной комиссии (ВПК) при Правительстве РФ. Во вступительном слове министр обороны Сергей Иванов подчеркнул, что выпускаемая продукция неконкурентоспособна и не удовлетворяет высоким требованиям, которые предъявляют наши ученые и военные, занимающиеся разработкой конечных устройств, систем и блоков.

Реализация Стратегии позволит решить задачи создания электронных паспортов и документов, организации работы глобальной навигационной системы ГЛОНАСС и перехода до 2015 г. на цифровое телевидение.

На выход из сложившейся ситуации был направлен проект подпрограммы "Развитие электронной компонентной базы" на 2007-2011 г., включенной в состав Федеральной целевой программы "Национальная технологическая база"(http://sgk-urep.ru/fcp/fcp.php,http://sgk-urep.ru/documents/Concepciya_FCP_NTB_2007_2011_4_1.doc).

По информации деловой газеты "Бизнес", реализация рассматриваемой Стратегии уже в ближайшие четыре года позволит увеличить долю отечественной элементной базы в производстве различных автоматизированных и автоматических машин и механизмов в два раза - с существующих 35 до 70%.

Только на подпрограмму развития элементной базы на ближайшие четыре года чиновники просят у правительства почти 40 млрд. руб. За счет реализации данной Стратегии ее авторы надеются восстановить научно-технический потенциал электронной отрасли в целом и вывести ее на современный мировой уровень. Главная задача - в ближайшие годы обеспечить комплектующими отечественного производства основные отраслипотребители, такие как автомобилестроение, авиастроение, судостроение, космос.

Как сообщил начальник управления по радиоэлектронной промышленности Роспрома Юрий Борисов (см. www.rosprom. gov.ru/news.php?id=1725), реализация стратегии позволит решить такие проблемы нашей страны, как создание электронных паспортов и документов, организация работы глобальной навигационной системы ГЛОНАСС и переход до 2015 г. на цифровое телевидение.

Государственно-частное партнерство

Между тем до сих пор остается открытым вопрос о том, как власти намерены привлекать бизнес к реализации включенных в стратегию программ. Сами представители электронной промышленности уже выразили желание в ней участвовать.

Авторы Стратегии, в свою очередь, намерены обеспечить госзаказы с помощью Минобороны и собираются просить его главу Сергея Иванова предусмотреть приоритетное финансирование для разработки, производства и закупки электронной компонентной базы отечественного производства. С аналогичной просьбой планируется обратиться к Роспрому, департаментам оборонно-промышленного комплекса (ОПК), промышленности и топливно-энергетического комплекса.

Впрочем, по мнению замдиректора Центра анализа стратегий и технологий (www.cast.ru) Константина Макиенко, возлагать особые надежды на ОПК не стоит, тем более нельзя в этом вопросе вводить какие-либо ограничения или торопить военных с покупкой отечественной продукции. "Это может привести к тому, что без импортной электронной базы российский оружейный комплекс окажется небоеспособным", - говорит эксперт. Гражданские потребители электроники также не высказываются однозначно за переход на отечественные компоненты. По словам директора по внешним связям и корпоративным коммуникациям ОАО "Мотовилихинские заводы" (www.motovilikha.perm.ru) Игоря Вагана, у производителей техники, использующих электронику, есть один критерий - качество продукции, а ее происхождение отходит на второй план.

Версия для печати