ОБРАЗОВАНИЕ

Корпорация Google открывает центры разработки в России. Отвечая на вопрос о том, почему эта компания пришла в Россию, Деннис Вудсайд, директор по развивающимся рынкам региона EMEA, заметил: "А как же иначе, если на соревнованиях по программированию, проводимых нами, двое из трех победителей - россияне" ("Мир ПК", N 8/2006, с. 87).

Соревнования Google Code Jam Europe, в которых могут участвовать не только студенты и аспиранты, но и любые программисты старше 18-ти лет, проходили в три тура. В каждом из них участникам в качестве основного задания предлагалось за 1 ч 15 мин решить три задачи, для чего требовались знания из области дискретной математики. При этом если первые два тура проходили через Интернет, то финал был очным и проводился 28 июня 2006 г. в Дублине (Ирландия). Среди 50 финалистов было 10 (!) россиян (http://is.ifmo.ru/belletristic/plru/).

Борьба завершилась польско-российской победой - поляки заняли первое (T. Czajka), четвертое (P. Parys) и пятое (E. Kopczynski) места, а россияне - второе (П. Митричев - МГУ), третье (Р. Елизаров - СПбГУ ИТМО), шестое (М. Дворкин - СПбГУ ИТМО) и десятое (А. Станкевич - СПбГУ ИТМО).

Не успели соперники убрать шпаги в ножны, как Google решила провести чемпионат мира Google Code Jam. В сентябре нынешнего года уже прошли три заочных его тура. В первом из нескольких тысяч участников отобрали 1000 победителей. Через неделю прошел второй тур, и осталось только 500 участников. 19 сентября в ходе третьего тура были отобраны 100 участников, среди которых 27 октября будет проведено (за счет организаторов) очное соревнование в Нью-Йорке.

В третьем туре российские участники добились ошеломляющего успеха - 33 (!) человека из 100 (в момент проведения второго тура россиян было значительно больше, что позволяет надеяться на успехи и в следующих соревнованиях). В число победителей вошли все 10 участников европейского финала - П. Митричев, А. Станкевич, Р. Елизаров, М. Дворкин, Р. Алексеенков (Саратовский ГУ - СГУ), П. Маврин (СПбГУ ИТМО), М. Мирзаянов (СГУ), В. Гольдштейн (СГУ), Н. Арчак (СПбГУ), С. Назаров (СГУ). Причем П. Митричев и А. Станкевич заняли первое и второе места.

Среди российских финалистов - представители Саратова (СГУ, победитель командного студенческого чемпионата мира ACM 2006 г., - 8 участников), Санкт-Петербурга (СПбГУ ИТМО - 5, СПбГУ - 3), Москвы (МГУ - 5, МИФИ - 2), Петрозаводска (ПетрГУ - 2), Уфы (УГАТУ - 2), Новосибирска (НГУ - 2), Екатеринбурга (УрГУ - 1), Ставрополя (СтавГУ - 1), Ижевска (Ижевский ГТУ - 1) и Челябинска (ЮУрГУ - 1).

Из других стран в финал попали: Китай - 13 человек, Польша - 12, США - 4, Германия - 4, Канада - 4, Румыния - 3, а также ряд стран, от которых прошли по два (например, Болгария) и по одному участнику.

Можно утверждать, что российская система подготовки одаренных школьников и студентов в области программирования, несмотря на все трудности, продолжает эффективно работать, за что низкий поклон тем людям, которые ведут ребят к победам.

Однако далеко не все у нас, кто связан с информационными технологиями, радуются победам нашей молодежи в проводимых соревнованиях, утверждая, что все это мало практично. По этому поводу хочется сделать несколько замечаний.

Во-первых, я думаю, что решение олимпиадных задач по программированию не менее практично, чем, например, бег на коньках на 500 м и прыжки с шестом, за победы в которых россиянки (победительницы крупнейших соревнований) получили все мыслимые (в том числе и государственные) награды.

Во-вторых, много ли видов человеческой деятельности, в которых россияне занимают в таком количестве столь высокие места в мире?

В-третьих, программисты все реже и реже уезжают из России, а крупнейшие фирмы мира открывают в нашей стране все новые центры разработки и платят их сотрудникам все более и более высокие зарплаты.

И еще, знаете ли вы, как принимают на работу в корпорациях Google и Microsoft? Я теперь знаю: предлагают в течение четырех-пяти часов решать "задачки" олимпиадной направленности, которые задают разные люди; причем для того, чтобы оказаться на таком собеседовании, часто во время предварительного разговора по телефону неожиданно формулируют задачу и предлагают сразу же, без задержки, продиктовать код. Кто сможет это сделать, догадаться нетрудно, а каких результатов добились эти корпорации, набирая так специалистов, знают все.

В последних утверждениях и содержится ответ на вопрос: "Кому нужны ИТ-таланты?" (PC Week/RE, N 16/2005, с. 42). Таланты, а не персонал, как любят говорить многие специалисты по кадрам.

В заключение пожелаем нашим ребятам побед, и не только в финале Google Code Jam.

Дело осталось за малым: кто-то (федеральная или региональная власть, компании, отдельные люди) должен обеспечить долгосрочную финансовую поддержку талантов, способных организовывать и проводить подготовку следующих поколений талантов, для того чтобы каждый из них при желании имел возможность только преподавать в учебном заведении, зарабатывая не меньше, чем успешные практики от программирования. При этом разговор идет всего лишь о нескольких десятках незаурядных людей на всю нашу необъятную страну.

Или все-таки никто никому ничего не должен? Особенно учитывая то, что и без такой поддержки ребята добиваются выдающихся результатов. Только может ли бесконечно долго такое серьезное дело держаться почти исключительно на энтузиазме?

 С автором, доктором технических наук, профессором, заведующим кафедрой "Технологии программирования" СПбГУ ИТМО, можно связаться по электронному адресу: shalyto@mail.ifmo.ru.

Версия для печати