АНАЛИТИКА

В 2006 г. объем отечественного рынка домашнего широкополосного доступа (ШПД), по данным аналитического агентства J’son & Partners (www.json.ru), составит 380 млн. долл. (в 2007-м - порядка 500 млн. долл.). Цифра пока небольшая (по сравнению, к примеру, с 15 млрд. долл. у провайдеров сотовой связи). Однако темпы роста (более чем в два раза по сравнению с 2005 г.) делают рынок интересным и перспективным для новых игроков - в частности, МРК "Связьинвеста",- которые начинают проекты по организации подобных сетей (в основном по ADSL-технологии) во многих регионах России.

Уже в первой половине нынешнего года объем рынка ШПД превысил объем рынка коммутируемого доступа, и темпы его роста превосходят любые прогнозы. Судя по самым свежим данным, на конец 2006-го в России будет 2,6 млн. пользователей широкополосного доступа (на конец 2008 г. - 6 млн.), что на 90% больше, чем годом раньше. Конечно, развитие в абсолютных цифрах постепенно замедляется - дебют рынка состоялся, последующий рост будет плавным и постепенным. Такие показатели, как в этом году (рост по Москве - около 130%, а в остальных регионах - около 290%), больше уже недостижимы.

Столица с объемом рынка в 200 млн. долл. (прогноз J’son & Partners на конец 2006 г.) представляет собой самый динамично развивающийся регион, по большинству показателей это особенный рынок. На его долю приходится 45% новых подключений, в основном за счет лавинообразного строительства новых кабельных сетей (операторы "Комкор", "Центральный телеграф", "Корбина Телеком"): основные финансовые средства вкладываются в развитие сетей с целью охватить как можно больше районов города и бороться не только за новых, но и за уже подключенных абонентов. Рост уровня проникновения на территории мегаполиса весьма значителен и будет зафиксирован на отметке 8% на конец 2006 г. (по общероссийскому рынку он вырос с 18 до 26%). Уже сейчас доходы от услуг домашнего ШПД сопоставимы с доходами от местной телефонии, предоставляемой квартирным абонентам (порядка 200 млн. долл. от ШПД и около 290 млн. долл. от услуг городской телефонной сети). Такая популярность объясняется высокой концентрацией абонентов с домашними компьютерами, стабильно средним уровнем доходов и высоким уровнем образования пользователей. В Москве домашний компьютер есть в большинстве семей - в абсолютных цифрах это значит, что более 1 млн. домохозяйств к концу нынешнего года будет иметь широкополосный доступ в Интернет (на конец 2007-го - 1,4 млн., а к 2009-му ШПД будет у 50% столичных домохозяйств). Дело дошло до того, что в только что построенных домах широкополосный доступ нередко оказывается доступным быстрее, чем к дому проводится телефонная связь от МГТС или кабельная трасса антенны для приема видеосигнала.

На конец 2006 г. в России будет 2,6 млн. пользователей широкополосного доступа в Интернет.

Вторым в общероссийском рейтинге по уровню развития рынком можно считать Московскую область (коттеджные поселки, города-спутники) - ее доля составляет 10% от общероссийского рынка. Санкт-Петербург с 5% занимает третье место - в основном за счет выхода на рынок оператора "Северо-Западный телеком" (бренд "Авангард"), который развивает предоставление услуг широкополосного доступа в Интернет на основе ADSL-технологии. Фактически проект имеет шанс повторить успех столичного оператора "Стрим", поскольку работает по сходной бизнес-модели и может учесть все ошибки предшественника. Выделить отдельные регионы с высоким потенциалом развития в области ШПД уже не представляется возможным - на конец 2006 г. более десяти областей Поволжья, Урала и Сибири имеют значимое число подключенных домашних пользователей (от 20 до 60 тыс. абонентов в каждом). Самой крупной сетью в регионах Центрального федерального округа можно считать сеть "ЦентрТелекома": на конец года планируется 130 тыс. оплаченных подключений (средний чек пользователя - 20 долл.); начато создание тестовых зон IPTV и NGN в Липецке, Воронеже, Белгороде, Калуге.

Источники роста новых подключений можно разделить на три основные группы. Во-первых, новые владельцы домашних ПК (2 млн. человек в год). При покупке компьютера ценой от 500 долл. для них не составляет труда доплатить еще 30-40 долл. за подключение ШПД, однако "ловить" их надо прямо в точках продаж, поэтому в будущем выиграет тот оператор, который сможет договориться с интернет-магазинами и торговыми сетями о совместных проектах по организации подключения со скидкой. Во-вторых, это реально существующие пользователи коммутируемого (или мобильного) доступа - в настоящее время таких насчитывается 4 млн. В данном случае ведущими факторами для мотивации переключения с dial-up на ШПД будут снижение стоимости владения и большее удобство ШПД по сравнению с dial-up (не занят телефон, высокая скорость и т. д.). Третью группу составляют владельцы домашних ПК, не имеющие доступа в сеть, - 7 млн. домохозяйств. Для этих пользователей наиболее интересной функцией будет доступ к потреблению "тяжелого" контента - "выделенка" открывает возможности подключиться к дополнительным сервисам (FTP, online-игры, IPTV). Влияет и тот факт, что люди привыкают к быстрому Интернету на работе и им хочется организовать аналогичный сервис у себя дома.

По мнению аналитиков из J’son & Partners, каждый их этих трех источников роста может давать не менее 1 млн. новых подключений в год, однако в реальности такую цифру обеспечивают все они в совокупности. Обусловлено это рядом проблем - во-первых, инфраструктурного порядка (низкий уровень телефонизации, малый охват кабельными сетями, так и не решенная проблема "последней мили", отсутствие организации ADSL-доступа на местных АТС), во-вторых, экономического (нет привлекательных ценовых предложений по стоимости до 25 долл. в месяц и скорости выше 128 кбит/с) и, в-третьих, маркетингового (дефицит провайдеров с общегородским охватом и сильным локальным брендом).

Версия для печати