Рынок корпоративного ПО глазами посетителей DOCFLOW’2006

 

ИССЛЕДОВАНИЯ

Cовместными усилиями компаний ABBYY и UpScale Soft нынешней осенью был подготовлен аналитический отчет по результатам массового опроса участников DOCFLOW’2006 (см. www.upscalesoft.ru/pages/service/analitic. html), с содержанием которого мне удалось ознакомиться на эксклюзивных правах.

Разумеется, результаты любого подобного исследования - это прежде всего основа для анализа, в данном случае помогающего понять, что еще необходимо сделать для составления достоверного представления о российском рынке бизнес-приложений и, в частности, систем электронного документооборота (СЭД). Здесь надо, конечно, учитывать репрезентативность выборки респондентов (но аудиторию самого DOCFLOW исследование отражает достаточно хорошо - было обработано 500 анкет, т. е. учтено мнение почти каждого третьего посетителя выставки), качество составления анкет, возможные погрешности их обработки и пр. Но в целом данный отчет дает весьма представительную оценку ситуации на рынке корпоративного ПО России, помогая решить следующие основные задачи:

- выявление степени оснащенности российских организаций информационными системами и бизнес-приложениями;

- проверка уровня информированности посетителей DOCFLOW о торговых марках СЭД и смежных систем, представленных на российском рынке, а также определение мотивационных факторов, стимулирующих организации внедрять современные СЭД;

- оценка потребности российских организаций во внедрении новых и обновлении имеющихся информационных систем и бизнес-приложений на ближайший год;

- анализ востребованности функции распознавания бумажных документов и перевода их в электронную форму среди российских организаций;

- выявление медиапредпочтений и уровня доверия участников социологического исследования к различным источникам информации;

- построение социально-отраслевого портрета участника выставки-конференции DOCFLOW’2006.

Социально-отраслевой портрет участников

Среди посетителей выставки 28% составляли специалисты ИТ-компаний, по 13% пришлось на государственный сектор и научно-образовательную сферу, остальные представляли коммерческие предприятия, среди которых наибольшая доля (10%) принадлежит организациям отрасли связи и телекоммуникаций. В целом больше всего было представителей средних и крупных негосударственных организаций (25 и 19% соответственно). В средствах СЭД в наибольшей степени заинтересованы негосударственные организации (57% опрошенных), а также предприятия с численностью персонала от ста человек и выше (72%).

Характеристика отечественного рынка СЭД

Особой популярностью в отечественных организациях пользуются бизнес-приложения с жестко ориентированным функционалом (бухучет, защита информации, кадровый учет и проч.). Вместе с тем в ряде отраслей, где имеются существенные финансовые возможности (ТЭК, компании, оказывающие финансовые и интеллектуальные услуги, промышленный сектор), применяется довольно широкий спектр ИТ-решений с ориентацией на "тяжелые" продукты (АСУП, ERP, CRM и др.).

Доля самостоятельных разработок в ИТ-портфеле отечественных организаций остается достаточно высокой: более трети компаний имеют собственные программные разработки для автоматизации различных направлений своей деятельности.

Спектр используемого ПО у малых и средних организаций заметно уже, чем у крупных. Это относится и к государственному, и коммерческому секторам. В то же время российские заказчики активно занимаются развитием собственной ИТ-инфраструктуры, внедряя новые типы информационных систем и бизнес-приложений. Наибольший приоритет в краткосрочной перспективе имеют СЭД и workflow (28%), электронные архивы (22%), корпоративные порталы (16%) и системы защиты информации (15%).

Рейтинг известности брендов СЭД

Для многих организаций ядром ИТ-инфраструктуры становятся ERP- или CRM-решения, вокруг которых выстраиваются дополнительные бизнес-приложения. ERP-системы широко используются в организациях промышленного сектора (42%), транспорта и связи (25%) и ИТ-компаниях (27%). CRM-системы в большей степени распространены в ИТ-компаниях (31%), финансовых институтах и организациях, занятых предоставлением интеллектуальных услуг (25%), в меньшей степени - в государственном секторе (2%).

Информированность о брендах

Один из наиболее интересных результатов исследования - сводные сведения (см. таблицу) относительно информированности посетителей о различных брендах СЭД (респондентам был предложен список из 38 продуктов). Хотелось бы обратить внимание, что данный рейтинг отражает лишь известность торговой марки, а не ее популярность (в плане применения) или качество. Тем не менее проведенное исследование дает представителям подразделений маркетинга ИТ-поставщиков хорошую пищу для размышлений.

Отметим также, что наблюдается довольно четкое разделение мнений относительно известности брендов среди сотрудников государственных и негосударственных структур. Первые, вне зависимости от размеров организации, называли такую тройку лидеров: "1С:Архив", Documentum, "Парус". Среди коммерческих компаний осведомленность о брендах распределяется следующим образом:

- малые - "1С:Архив", Documentum, "ЕВФРАТ-Документооборот";

- средние - Documentum, Lotus Domino Doc, "1С:Архив";

- крупные - Documentum, Lotus Domino Doc, DocsVision/"БОСС-Референт".

Не хотелось бы сейчас комментировать эти результаты (они отражают мнение участников выставки), отметим только, что в целом исследование убедительно свидетельствует о том, что наиболее "продвинутыми" в плане применения ИТ являются крупные коммерческие компании. В отчете дается свой комментарий по поводу полученных данных об известности торговых марок с учетом информации, предоставляемой самими компаниями-производителями или их дистрибьюторами. В частности, там констатируется:

 "Несмотря на то что система "1C:Архив" широко известна среди российских потребителей (второе место в общем рейтинге), число ее внедрений на предприятиях незначительно. В данном случае столь высокая позиция в рейтинге была обусловлена скорее известностью фирмы "1С" в целом, чем популярностью конкретной системы".

Что касается оценки краткосрочной потребности во внедрении СЭД, то около трети опрошенных (28%) ответили, что в их организациях в течение года собираются внедрять новые СЭД, причем на 10% таких предприятий подобные системы уже используется, а 18% планируют устанавливать их впервые. На вопрос: "Почему ваша организация планирует внедрение СЭД в этом году?" - самым популярным ответом был такой: "Необходимость повышения качества работы сотрудников". Но среди крупных организаций (и государственных, и коммерческих) самым главным мотивом является снижение объемов "бумажного" документооборота.

В целом же в результате факторного анализа собранных количественных данных было выявлено три основных типа мотивации организации к внедрению СЭД: снижение административных издержек, развитие корпоративной среды и улучшение работы с филиалами.

Перевод бумажных документов в электронный вид

52% участников DOCFLOW считают, что при работе с документами функция распознавания текста и перевода бумажных носителей в электронную форму необходима. При этом 75% опрошенных по нескольку раз в неделю используют в своей работе графические документы и PDF-файлы. Большинство из них (86%) считают, что задача включения в СЭД средств преобразования документов из бумажного вида в электронный является весьма актуальной.