ИНТЕРВЬЮ

Палова Ольга

В конце сентября в Москве прошла третья ежегодная конференция "Программные миры HP", посвященная решениям HP OpenView в России и странах СНГ (см. PC Week/RE, N 36/ 2006, с. 1). Большое внимание на ней было уделено вопросам применения технологий HP на практике - недаром с этой целью были организованы две отдельные секции: "Проекты и внедрения" и "Решения и услуги". О том, как происходила реализация одного из таких проектов - "Социальная карта москвича", - научному редактору PC Week/RE Ольге Павловой рассказал генеральный директор государственного унитарного предприятия (ГУП) "Московский социальный регистр" Александр Марченко.

PC Week: Давайте прежде всего поговорим об истории проекта. Когда он начал создаваться, и кто принимал в этом участие?

Александр Марченко: Инициировали проект транспортные предприятия и в первую очередь московский метрополитен. Недаром его руководитель Дмитрий Владимирович Гаев был назначен генеральным конструктором проекта. Если же вернуться в прошлое, то около десяти лет назад один из высших чиновников России предложил ему обосновать те расходы, которые несет столичная подземка от перевозки льготников. Для этого на метрополитене была создана информационная система - на тот момент одна из крупнейших на территории России. Помимо решения задач, связанных с оплатой проезда, она вела учет льготных категорий граждан. Эта система была представлена московскому правительству и мэру города на специальном выездном заседании, организованном ГУП "Московский метрополитен" и посвященном данному вопросу. В ходе демонстрации было указано на возможность расширения системы для решения других задач города. Правительство это одобрило, после чего был выпущен целый ряд нормативных документов, которые обеспечили правовое обоснование проекта. Тогда же было создано и наше предприятие.

Александр Марченко

Проект выгоден не только Москве и ее правительству, но и различным коммерческим структурам и отдельным гражданам. Поэтому в нем участвуют и органы исполнительной власти столицы (в том числе Департамент экономической политики и развития, Департамент социальной защиты населения, Департамент транспорта и связи, Департамент здравоохранения и др.), и Московский городской фонд обязательного медицинского страхования, и работающие на территории Москвы госпредприятия, коммерческие и финансово-кредитные организации (например, Мосгортранс, Городской центр жилищных субсидий, компания "Российские железные дороги", Банк Москвы и пр.).

PC Week: На решение каких задач был направлен проект?

А. М.: Основными задачами проекта были адресное предоставление льгот жителям Москвы, учет предоставленных льгот, а также планирование бюджета и прогнозирование бюджетных расходов и социально-экономических процессов на основании этих данных. Кроме того, требовалось разработать механизмы предоставления льгот в денежном выражении и обеспечения адресных выплат москвичам. Одновременно с этим необходимо было обеспечить автоматизацию процессов обслуживания льготных категорий граждан и интеграцию городских информационных ресурсов, связанных с предоставлением льгот. И наконец, перед нами стояла задача создания общегородской интегрированной автоматизированной системы персонального учета предоставления льгот.

PC Week: Когда началась работа по проекту, и в чем она заключалась?

А. М.: Старт проекту дал еще ГУП "Московский метрополитен" в 1998 г. Тогда мы только стали взаимодействовать с Департаментом соцзащиты (в то время он назывался Комитетом социальной защиты). В процессе работы были опробованы разные механизмы, выполнялись локальные проекты. Нередко бывало, что результат получался отрицательным. Например, когда мы сделали карточку не персональной, а просто в виде проездного документа, люди начали передавать ее друг другу. И мы поняли, что этот вариант нам не подходит. Ведь бесплатный проезд для одних означает, что за это платит кто-то другой. И такие моменты позволили нам прийти к нынешнему виду карты.

К 2001 г. ЗАО "Розан Файнэнс" в сотрудничестве с метрополитеном, нашими сегодняшними партнерами, была создана технологическая платформа системы, обеспечивающая формирование информации для выпуска социальных карт жителям Москвы на базе ОС Microsoft Windows 2000 Server Enterprise Edition и СУБД Microsoft SQL Server 2000 Enterprise Edition, а также двухзвенного прикладного ПО.

В это же время формировалась и инфраструктура системы, которая включает терминальные устройства, работающие с картой. В метрополитене это турникеты, кассовые аппараты, информационные терминалы, которые имеются на каждой станции. На железной дороге практически точно такая же инфраструктура плюс переносные устройства для контролеров. На наземном транспорте - турникеты на всех маршрутах автобусов, троллейбусов и трамваев, переносные устройства, информационные терминалы и киоски по продаже билетов. В лечебно-профилактических учреждениях - рабочие места в регистратуре, совмещенные с системой обязательного медицинского страхования и предназначенные для чтения карты в целях идентификации полиса. Сюда также относятся банкоматы, отделения Банка Москвы и специальные таксофоны МГТС, настроенные на прием банковских карт.

Здесь надо отметить грамотно выстроенную финансовую составляющую проекта. Дело в том, что московский бюджет оплатил лишь работы по созданию системы, тогда как ее инфраструктура была сформирована за счет средств метрополитена, Мосгортранса, РЖД и Банка Москвы, т. е. всех организаций, заинтересованных в реализации проекта. Но бюджет Москвы - это не единственная финансовая составляющая системы. Надо понимать, что львиная доля средств в таких проектах уходит на саму карту - ее выпуск и все связанные с этим процедуры. В нашем случае мы сформировали схему долевого финансирования и за период реализации проекта привлекли свыше 200 млн. руб. для выпуска карт.

Впоследствии перед нами встал целый ряд новых задач, в том числе учет выбора гражданами формы предоставления льгот, учет выдачи и изъятия у льготников временных единых билетов, ускорение технологического цикла изготовления социальной карты, использование ее в сфере здравоохранения и т. д. Это потребовало увеличения вычислительной мощности и расширения функциональных возможностей системы, оптимизации распределения аппаратной нагрузки, упрощения масштабирования и интеграции с внешними взаимодействующими системами, а также централизации управления. В результате в 2004-2005 гг. было принято решение о модернизации системы, и тогда мы осуществили переход на программные и технические средства компании HP.

Московский бюджет оплатил лишь работы по созданию системы, тогда как ее инфраструктура была сформирована за счет средств метрополитена, Мосгортранса, РЖД и Банка Москвы.

   

PC Week: А почему именно HP? Какие еще альтернативные решения вы рассматривали?

А. М.: Здесь могло быть много вариантов. Первый из них - взяться самим, и многие горячие головы предлагали самостоятельно усовершенствовать систему. Но такой подход мог бы только затянуть процесс, дав условный или сомнительный результат. Сейчас выбор готовых решений достаточно большой, и мы смотрели, как можно было бы использовать то, что уже создано.

В итоге московское правительство провело конкурс, в котором участвовали три компании со своими проектами. Победителем стала HP, получившая заказ на поставку того программно-аппаратного комплекса, что сейчас и используется. Здесь я хотел бы отметить, что у IBM тоже есть аналогичный перечень продуктов, и если бы конкурс выиграла компания, предложившая решение на базе технологий IBM, то мы стали бы внедрять его.

PC Week: Что представляет собой этот программно-аппаратный комплекс?

А. М.: Самый главный элемент в проекте "Социальная карта" - это мощная информационная система, которая обрабатывает очень большое количество операций. Например, в метрополитене за месяц в среднем осуществляется свыше 200 млн. операций, связанных с обслуживанием одних только льготников. Иногда в зависимости от сезона эта цифра может достигать и 300 млн. И это не считая тех пассажиров, которые самостоятельно оплачивают свой проезд. Причем сегодня их больше, чем льготников.

Архитектура модернизированной системы, которая обеспечивает поддержку социальных карт, выглядит следующим образом: это архивная кластерная система, основная кластерная система, сервер разработки, прикладная кластерная система и комплекс удаленных систем. Для этого мы используем серверы HP Integrity rx 7620 и 8620, дисковый массив HP EVA, ленточную библиотеку MSL 6060, а также ОС HP-UX 11i и ПО HP OpenView, что дает нам нужную производительность. В частности, система управления ИТ-инфраструктурой HP OpenView позволяет автоматически обнаруживать сетевые устройства, обеспечивает графическое построение иерархической карты сети и автоматическую генерацию отчетов о ее работе с соответствующей фильтрацией и корреляцией событий, осуществляет сбор статистических данных и накопление данных о производительности сетевых устройств и серверов, следит за работоспособностью приложений и автоматически выполняет корректирующие действия на управляемых узлах. Другими словами, выполняется весь комплекс действий, необходимых для управления сложной системой.

Сейчас ведутся работы по созданию полноценной резервной площадки, что сопровождается решением вопросов, связанных с поиском места ее размещения, созданием каналов связи и т. д.

PC Week: А как организован выпуск социальных карт?

А. М.: В настоящее время персонализация карты, т. е. печать фотографий и всех данных на карту, происходит на печатной машине Indigo компании HP. Особенностью данного процесса является то, что это полностью сертифицированное российское производство. Компания "Розан Файнэнс", один из наших партнеров в реализации проекта "Социальная карта", разработала для этого новую технологию. Обычно при печати банковских карт на заготовке формата А3 личная информация на каждую карту не наносится - персонализация происходит потом с помощью специальных устройств. "Розан Файнэнс" доработала ПО HP таким образом, что печать карт сразу осуществляется с фотографиями и личной информацией каждого человека. Поэтому не создаются пустые бланки карт, что значительно снижает вероятность подделки документов и устраняет проблемы с транспортировкой. Например, если при доставке готовых карт в какой-то удаленный район Московской области они будут украдены, то использовать их все равно будет нельзя, поскольку на них уже нанесены персональные данные.

PC Week: Как проходил процесс внедрения системы, и с какими проблемами при этом вам пришлось столкнуться?

А. М.: Подготовительный этап реализации проекта стартовал в 2000 г., после чего, в 2001-2002 гг., началось экспериментальное внедрение, которое охватило три района Москвы Южного административного округа: Северное и Южное Чертаново и Бирюлево Западное, где отрабатывалось взаимодействие различных систем. Это очень сложная технологическая задача. Здесь надо отметить, что наш проект не предполагал строительства некой метасистемы, навязывающей правила сверху. Надо было учесть все имеющиеся в городе системы, которые действовали и сейчас действуют в полном объеме, и постараться использовать их возможности. Поэтому данная стадия эксперимента была нацелена именно на то, чтобы не сломать уже существующее. Затем мы приступили к процессу развертывания инфраструктуры, что требовало предварительного технического перевооружения. И наконец начался этап внедрения во всех районах Москвы.

Помимо этого мы реализовали ряд параллельных проектов, в том числе по обслуживанию льготных категорий граждан на железной дороге (в Октябрьском отделении и на Московской железной дороге в Московском транспортном узле) и на наземном городском транспорте. Все эти процессы происходили с некоторым запаздыванием или опережением, но все равно определенная синхронизация была. Наше предприятие как раз и создавалось для того, чтобы обеспечить интеграцию и увязку данных процессов, что в конечном итоге позволило создать успешно функционирующую систему.

Я также хотел бы подчеркнуть, что в нашем проекте не было явно выраженных этапов с четкими временными рамками, что не позволяет однозначно разграничить, например, этап эксперимента и этап внедрения. На начальной стадии проекта мы ориентировались на одни технические средства, потом появилось более производительное оборудование с более мощными процессорами, большим объемом памяти и пр. Поэтому техническую модернизацию можно определенно считать очередным этапом. Затем к проекту были добавлены такие направления, как медицина и ЖКХ, и это тоже можно считать самостоятельными этапами.

Уникальность проекта как раз в том и состоит, что он является "живым", т. е. люди уже пользуются и социальной картой, и системой, несмотря на то что он продолжает развиваться путем постоянного добавления новых опций.

Что касается проблем при реализации проекта, то я бы выделил следующие. Во-первых, требовали решения вопросы о том, кто главнее - метрополитен или соцзащита? Мосгортранс или метрополитен? железная дорога или Фонд обязательного медицинского страхования? И чья технология лучше? Ведь каждый пытается сказать (и на мой взгляд, это нормально), что только он разбирается в вопросе и знает, что делать. Поэтому главная проблема при стыковке различных ведомств - найти общий язык с теми, с кем работаешь. И я могу сказать, что сегодня мы еще продолжаем нашу деятельность в этом направлении.

Во-вторых, у нас есть финансовые проблемы, и я считаю, что скрывать это не нужно. Мы их тоже постепенно решаем - объясняя и обосновывая те задачи, которые требуют финансирования, а также предлагая различные способы для этого.

При реализации проекта мы не делали ставку на глобальный результат - "давайте сделаем завтра и все сразу". Поэтому мы поэтапно решаем возникающие проблемы, запуская то, что уже можно запустить, не ожидая какого-то окончательного решения. И такой подход приносит свои плоды.

PC Week: Что к сегодняшнему дню уже достигнуто?

А. М.: Сегодня основная из поставленных нами задач уже выполнена. В настоящее время участниками проекта являются 106 районных управлений социальной защиты населения, где происходит выдача социальных карт, и 74 станции московского метрополитена. К ним в самое ближайшее время добавится еще 125 районных отделений городского центра жилищных субсидий. По состоянию на 1 сентября текущего года выпущено более 4,1 млн. карт, из них 3,3 млн. - для лиц, состоящих на учете в органах социальной защиты, и 840 тыс. - для студентов и учащихся школ.

Основной областью применения социальных карт является московский транспорт (метрополитен, городской наземный транспорт, пригородные поезда). Этими услугами ежемесячно пользуется свыше 2 млн. граждан, имеющих право бесплатного проезда. Социальная карта также выполняет роль идентификатора в системе медицинского обслуживания. В настоящее время в памяти карты обязательно записывается информация о полисе медицинского страхования и страховой компании.

Кроме того, держателям социальных карт предоставляется довольно широкий спектр банковских услуг, а также жилищно-коммунальные услуги, связанные с учетом и предоставлением жилищных субсидий. Социальная карта может использоваться и как банковская карта при оплате междугородных и международных телефонных переговоров. Очень многие предприятия стремятся стать участниками программы, предусматривающей предоставление держателям социальных карт различных услуг.

С другой стороны, социально незащищенные граждане получили возможность приобретать товары и услуги со скидками (по данным на февраль 2006 г., только 86 магазинов и 54 аптеки обслужили свыше 561 тыс. держателей карт, которые совершили 5,3 млн. покупок на 943 млн. руб., а размер скидки составил около 50 млн. руб.).

Я считаю, что внедрение социальной карты в значительной мере способствовало повышению социальной стабильности в Москве. Так, здесь удалось избежать волнений, которые прокатились по Подмосковью в январе 2005 г., когда жители перекрывали автомагистрали с требованием восстановить социальную справедливость. При этом ни одному москвичу не пришло в голову выходить на дорогу!

Кстати, из 2,7 млн. льготников только 3,7 тыс. человек отказались от предложенных московским правительством льгот по бесплатному проезду на общественном транспорте, выбрав деньги. Это говорит о том, что правительство Москвы ведет правильную и взвешенную социальную политику. Людям транспортное сообщение нужно, это очевидно. Но здесь есть и скрытый смысл, о котором я услышал, к сожалению, не у нас. Представитель одной английской компании сказал, что с социальной точки зрения мы решаем проблему общения людей. Когда транспорт доступен и созданы преференции в виде скидок в магазинах, люди начинают передвигаться, общаться друг с другом, т. е. становятся активны. Они не чувствуют себя брошенными, что само по себе очень важно, хотя и не поддается измерению в цифрах.

Отмечу также, что внедрение системы обеспечило реализацию одной из функций электронного правительства. Я считаю, что функции э-правительства - это не управлять нами, а ускорить и упростить взаимодействие любого человека с государством с помощью ИКТ. Наш проект как раз и обеспечивает удобство и использования, и получения карты, поскольку для ее открытия и внесения в нее всех идентификационных данных человек должен прийти только в одну точку - например, в районное управление соцзащиты.

И наконец, несмотря на то что проект " Социальная карта москвича" никогда не строился как коммерческий, за счет интеграции московских городских информационных ресурсов и систем, а также автоматизации процессов учета и идентификации услуг городу удалось сократить потери транспортных предприятий. Более того, московский метрополитен, например, за прошлый год получил дополнительный доход в 1,2 млрд. руб. А по состоянию на 1 января 2006 г. эффект от реализации проекта составил 2,43 млрд. руб., что в 4,18 раза превосходит суммарные затраты, произведенные из средств бюджета Москвы на весь проект.

Основные задачи проекта

- адресное предоставление льгот жителям Москвы;

- учет предоставленных льгот;

- планирование бюджета и прогнозирование бюджетных расходов и социально-экономических процессов на основании этих данных;

- разработка механизмов предоставления льгот в денежном выражении и обеспечение адресных выплат москвичам;

- автоматизация процессов обслуживания льготных категорий граждан;

- интеграция городских информационных ресурсов, связанных с предоставлением льгот;

- создание общегородской интегрированной автоматизированной системы персонального учета предоставления льгот.

         

PC Week: Каковы перспективы развития проекта?

А. М.: Правительство Москвы ставит задачу расшить круг людей, которым выдается социальная карта. Мы начали с самой "тяжелой" категории граждан - пенсионеров, а в ближайшее время в рамках политики, направленной на поддержку рождаемости, планируется выдавать карты и обеспечивать выплату по ним пособий беременным женщинам, а также женщинам, имеющим детей (даже одного ребенка). Мы также рассчитываем, что до конца года и в Подмосковье каждый льготник будет иметь социальную карту. Расширяться будут и возможности ее применения, и в этом плане мы многого ждем от банков, поскольку банковские технологии позволяют реализовать достаточно много функций.

Существуют задачи и иного характера, связанные, например, с развитием законодательной базы в сфере ИТ. Последний пример - выход законов об информатизации и персональных данных. Проект "Социальная карта" должен вписываться в их рамки. Кроме того, сейчас готовится положение о реестре, где будут определены процедуры хранения и обработки данных в соответствии с уже вышедшими законами.

Или возьмем такой вопрос. У людей есть право выбора: взять деньги или сохранить за собой натуральные льготы (на путевки, лекарства и проезд). И как определить, что в этом году человек не брал деньги? Придет он, например, в кассу пригородного сообщения и потребует билет. Как подтвердить, что он имеет право на бесплатный проезд? Когда проект реализовывался, мы даже не думали, что такая ситуация может возникнуть. Но поскольку система изначально создавалась открытой, она позволяет включать в нее дополнительные функции, в том числе и эту. В Москве благодаря проекту "Социальная карта москвича" этот вопрос решен, но, как известно, Москва - не вся Россия. А Герои России и инвалиды живут по всей стране. Поэтому этот вопрос надо решать. В Мининформсвязи, например, считают, что надо внедрять социальную карту на территории всей страны.

Таким образом, проект все время находится в развитии. Более того, он и не может закончиться. Самое сложное с организационной точки зрения - это запустить проект, а дальше он будет разворачиваться все шире и шире.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати