АНАЛИТИКА

Смартфоны продолжают наступление

Согласно отчету агентства Canalys (www. canalys.com), объемы продаж смартфонов в регионе EMEA продолжают расти. Так, в III квартале было реализовано на 11,7% устройств больше, нежели за аналогичный период прошлого года, тогда как поставки за II квартал увеличились лишь на 10,6%. Однако, как говорится в отчете, несмотря на позитивную динамику, в нынешнем году рынок растет значительно медленнее, нежели в прошлом, когда показатели роста достигали 100%. Отмечают аналитики и продолжающееся увеличение популярности конвергентных устройств, совмещающих в себе функции КПК и телефона: их продажи повысились на 19,2%, а вот поставки аппаратов, лишенных беспроводного функционала, снизились на 42,7%.

Среди поставщиков смартфонов второе место заняла компания HTC - самый быстрорастущий вендор среди лидеров этого сегмента. За год ее продажи выросли на 279,4%. Возглавлять же пятерку самых успешных брендов продолжает Nokia (она контролирует 75,2% рынка), чьи позиции во многом обусловлены высокими объемами продаж устройств на платформе Symbian S60. После долгого отсутствия в пятерку лидеров вернулся, заняв четвертое место, и еще один поставщик систем на базе Symbian - Sony Ericsson. В результате доля, занимаемая продуктами с ОС Symbian, возросла за прошедший год с 76,6 до 78,7%.

На смену КПК с GPS-модулями приходят специализированные навигационные средства.

На пятом месте расположилась HP. Несмотря на спад продаж по отношению к аналогичному периоду прошлого года, во многом обусловленный снижением популярности традиционных КПК, американская корпорация смогла увеличить как поставки, так и контролируемую долю рынка по отношению ко II кварталу текущего года.

Снижение объемов поставок КПК сказалось и на доле, контролируемой Microsoft, - за год она снизилась с 18 до 16,9%, и это при том, что поставки конвергентных устройств на базе Windows Mobile за тот же период на 80% выросли.

По словам аналитиков, такие цифры помимо прочего свидетельствуют и об изменении приоритетов пользователей при выборе навигационных систем: на смену КПК с GPS-модулями приходят специализированные навигационные средства.

Если такая тенденция сохранится, считают в Canalys, многие вендоры заметно ослабят свои усилия по завоеванию рынка КПК, причем значительное влияние на их решение окажут результаты продаж в IV квартале нынешнего года. В любом случае аналитики прогнозируют снижение в ближайшем будущем объемов квартальных поставок КПК, лишенных беспроводных модулей, до полумиллиона и даже ниже - то есть до уровня III квартала 2002 г.

Европейские корпорации делают ставку на мобильность

По данным проведенного Forrester Research (www.forrester.com) исследования, европейские компании около 32% средств, выделяемых на телекоммуникации и развитие сетей, тратят на различные мобильные технологии.

На сегодняшний день 70% предприятий используют те или иные мобильные приложения или системы. Треть коммерческих структур считают мобильность и беспроводную связь одним из приоритетных направлений развития компании, а еще 16% называют их критически важными.

Однако в Forrester отмечают, что наряду с увеличением стоимости мобильных проектов растет и обеспокоенность их надежностью, особенно в тех случаях, когда с этими технологиями работают отделы продаж и филиалы предприятий.

Благоприятным обстоятельством аналитики считают тот факт, что корпорации стали больше внимания уделять стратегическому планированию использования мобильных технологий и оценке преимуществ от их внедрения. Тем не менее авторы исследования отмечают, что, несмотря на разумный подход к применению таких систем, риск бесполезного вложения средств сохраняется. Спасением же от подобных инцидентов может быть только один путь - обдуманный и постепенный ввод мобильных технологий в эксплуатацию.

Число хотспотов продолжает расти

По итогам 2006 г. общемировое количество коммерческих хотспотов Wi-Fi вырастет на 47% и составит 143 700 шт. - таков прогноз аналитического агентства ABI Research (www.abiresearch.com). При этом три четверти, а точнее, 74% точек доступа будет сконцентрировано на территории Северной Америки и Европы, но уже к 2011-му среди всех регионов первое место по количеству хотспотов будет занимать Азиатско-Тихоокеанский. На сегодняшний же день на этом рынке лидирует Европа, где размещено более 57 тыс. таких устройств.

Развитие данной отрасли стимулируется повышенным спросом на точки доступа Wi-Fi. По прогнозу ABI Research, к концу текущего года число проданных специально для использования в качестве хотспотов точек доступа превысит 675 тыс.

17% из 4000 ресторанов "МакДональдс" оснащено модулями Wi-Fi.

Среди предпосылок, приведших к сложившейся сегодня ситуации, аналитики называют повышенный интерес к предоставлению услуг беспроводного доступа в сеть, проявляемый предприятиями розничной торговли. К примеру, 17% из 4000 ресторанов "МакДональдс" оснащено модулями Wi-Fi. Не отстают от них и представители гостиничного бизнеса - на эту индустрию уже приходится около 40 тыс. хотспотов. А ввиду растущей в этой среде популярности беспроводных сетей, используемых как персоналом, так и клиентами, аналитики предполагают, что к 2010 г. число хотспотов, установленных по всему миру в гостиницах, достигнет 109 тыс.

Война плейеров в разгаре

Проведенный недавно ABI Research опрос показал, что значительное количество людей, задумывающихся о покупке портативного MP3-плейера (в том числе владельцев устройств iPod), хотели бы приобрести модель Microsoft Zune. Среди респондентов, планирующих покупку на ближайший год, выбор в пользу этого устройства скорее всего сделают 58% владельцев iPod и 59% обладателей аппаратов других марок.

Как заключили аналитики, владельцы iPod не проявляют свойственной пользователям Macintosh страстной верности продуктам Apple - только 15% таковых сообщили, что не собираются или скорее всего не собираются приобретать Zune.

По мнению ABI Research, вероятность того, что Zune удастся побить поставленный iPod рекорд продаж, зависит от способности Microsoft тем или иным образом дифференцировать свой продукт от аналогов других производителей. К примеру, система обмена файлами посредством Wi-Fi, на которую делает ставку корпорация, не является столь уж неотразимой для пользователей, по крайней мере, считают аналитики, на сегодняшний день.

Тем не менее, согласно результатам проведенного ABI Research опроса, для того чтобы сохранить отрыв от конкурентов, Apple должна будет сделать несколько громких анонсов в наступающем году и вывести на рынок новый hi-end-аппарат, обладающий современным функционалом и привлекательным дизайном.

Противоположного мнения придерживаются специалисты из JupiterResearch (www.jupiterresearch.com). По их прогнозу, несмотря на появление мобильных телефонов, способных проигрывать MP3-файлы, и конкурента в лице Microsoft Zune, Apple сохранит лидерство в сегменте не интегрированных с другими устройствами плейеров еще на протяжении года-полутора.

В целом же для рынка MP3-плейеров JupiterResearch прогнозирует постепенное снижение темпов роста и увеличение пользовательской базы с 37 млн. человек в 2006 г. до 100 млн. в 2011-м.

Что касается мультимедийных мобильных телефонов, а именно они на сегодняшний день являются основными конкурентами MP3-плейеров, то достичь объемов продаж последних им удастся, по мнению аналитиков, не ранее 2009 г.

Wi-Fi и потребительская электроника

C появлением Wi-Fi в мобильных ПК, домашних маршрутизаторах и телефонах не утихают разговоры о переходе данной технологии в сегмент потребительской электроники (Consumer Electronics, CE). Но далеко не все сегменты этого рынка одинаково открыты для Wi-Fi, считают специалисты агентства In-Stat. К примеру, беспроводные модули давно и активно устанавливаются в игровые консоли и карманные развлекательные системы, тогда как производители цифровых видеокамер и персональных видеорекордеров пока не спешат оснащать ими свою продукцию.

Как показали результаты исследования, распространение системы DRM (Digital Rights Media), подкрепляемое недопониманием пользователями основ построения домашних сетей, может и дальше сдерживать внедрение Wi-Fi в сегмент СЕ, призванный обеспечить среди потребителей распространение онлайн-контента или доступ к нему.

В сегменте принтеров, а также фото- и видеокамер конкуренцию Wi-Fi может составить Wireless USB.

Не все гладко с внедрением стандартов 802.11 и в других потребительских системах. К примеру, в сегменте принтеров, а также фото- и видеокамер конкуренцию Wi-Fi может составить Wireless USB.

Что же касается переносных игровых систем cо встроенными модулями Wi-Fi, то, по расчетам In-Stat, объем их поставок в 2006 г. достигнет 28 млн., чему в значительной мере поспособствует запланированный на IV квартал выпуск игровых приставок Sony PlayStation 3 и Nintendo Wii.

Из основных попыток вендоров продвинуть Wi-Fi в потребительский сегмент аналитики отмечают предполагаемый на 2007 г. запуск Apple мультимедийного адаптера Wi-Fi и выпуск уже в нынешнем году снабженного беспроводным модулем портативного плейера Microsoft Zune. Кроме того, среди разработчиков инновационных устройств с беспроводным интерфейсом называются такие вендоры, как Sony, Nintendo, Linksys, D-Link, Philips и др.

В протоколе Wi-Fi обнаружена неисправимая ошибка

Инженеры компании VeriWave (ww.veriwave.com), проводившие испытания беспроводных сетей на базе стандарта 802.11, обнаружили неожиданную проблему, приводящую к потере пакетов в пусть небольшом (около 0,1%), но значимом количестве передач. Интересен тот факт, что члены комитета IEEE, утвердившие стандарт 802.11 и сейчас работающие над его расширениями, в том числе над долгожданным 802.11n, до проведения исследования и не подозревали об этом недостатке.

Некоторая потеря пакетов неизбежна при любой передаче по сети стандарта 802.11.

Некоторая потеря пакетов неизбежна при любой передаче по сети стандарта 802.11; по этой причине в нем и предусмотрен ряд механизмов для проверки целостности пакетов и повторной передачи поврежденных. В теории даже при высоком зашумлении канала все случаи некорректной трансляции пакетов фиксируются протоколом, а необходимые данные передаются заново. Вызванные такими помехами задержки исчисляются микросекундами и незаметны для пользователей.

Обнаруженный VeriWave дефект как раз и проявляется при повторной трансляции пакетов. Если для защиты их содержимого используется вполне эффективный алгоритм циклической проверки четности с избыточностью Cyclic Redundancy Check, то для контроля ошибок в заголовках процедур Physical Layer Convergence Procedure (PLCP), содержащих критичную информацию о параметрах пакета, для таких целей предусмотрен лишь один контрольный бит. Следовательно, эти данные значительно меньше защищены от искажений, в результате которых приемник может получить неверную информацию о размере пакета и скорости его передачи. Подобные ошибки могут привести уже к миллисекундным простоям приемника, что для современных широкополосных сетей является существенной задержкой.

В определенных обстоятельствах эта проблема приводит и к гораздо более заметным для пользователей последствиям, нежели относительно скромные задержки при передаче данных. Искажение заголовка PLCP во время установления соединения с использованием протокола EAP (Extensible Authentication Protocol) может вызвать потерю соединения на период до 30 с - именно столько времени понадобится сетевому оборудованию на повторную инициализацию.

VeriWave представила описание дефекта ассоциации IEEE, и, возможно, в новом стандарте 802.11n, на который возлагают большие надежды сервис-провайдеры и вендоры, для контроля целостности заголовков PLCP будут предусмотрены более мощные механизмы.

А вот пользователям уже существующих систем стандартов 802.11a/b/g в любом случае остается смириться с этим недостатком.

Версия для печати