ОБЗОРЫ

Год назад у поисковика Google появился неожиданный конкурент. Казалось бы, какой Интернет-системе по силам за короткий срок догнать самый популярный в мире поисковый движок по числу просмотров веб-страниц? Такой системой стала онлайновая социальная сеть (ОСС) MySpace.com - портал, недавно принявший 100-милионного пользователя (первые 50 млн. с нуля набрались за два года, к началу 2006-го). Столь высокую популярность он завоевал за счет предоставления комфортных средств онлайнового общения, хранения и визуализации мультимедийной информации. MySpace.com предлагает личный кабинет, почтовый ящик, дисковое пространство, удобные средства общения с друзьями, поиска, ведения форумов и блогов, а также возможность включения в сообщения фотографий, музыки и видео.

Бред Гринспен, создатель MySpace.com, в октябре подал в суд на корпорацию News, которая в прошлом году приобрела его детище за 580 млн. долл. Он недоволен заниженной оценкой портала, рыночная стоимость которого за год сильно увеличилась и достигает, как считает Гринспен, 15 млрд. долл. (по мнению экспертов, реальная сумма в два-три раза ниже). Между тем владельцы News уже в следующем году ожидают от своих интернет-проектов дохода в размере 500 млн. долл., а траты на MySpace.com окупились в считанные месяцы: менеджеры Google сами пришли на поклон к руководителям MySpace.com и заплатили 900 млн. долл. за внедрение в этот портал поискового интерфейса Google. Владельцы поисковика прекрасно понимают перспективность подобных систем - в ноябре они купили популярную службу видеоблогов YouTube за 1,65 млрд. долл. Правда, конкуренты злорадствуют, заявляя, что существенная часть контента YouTube нарушает авторские права и Google ждет волна исков. Однако борьба на рынке видеосервисов только начинается - в декабре группа медиакорпораций (CBS, News Fox, NBC Universal и Viacom), недовольная усилением Google, объявила о намерении создать оригинальный аналог YouTube. Готовит схожий веб-проект и компания Walt Disney, намереваясь задействовать ресурсы своей телевещательной службы ABC.

Добро пожаловать в социальную сеть

Феномен MySpace.com кроется в понятии социальной сети, которое сегодня за счет ИТ получило количественно измеряемое воплощение в виде онлайновых сервисов. Под социальной сетью обычно понимается социальная структура, узлы которой составляют организации или отдельные люди, а связи между ними обозначают установленные взаимодействия (политические, корпоративные, служебные, семейные, дружеские, по интересам и т. д.). Такие сети удобно представлять в виде графов и применять для их анализа развитые математические модели.

Рыночная цена онлайновой социальной сети MySpace.com составляет порядка

10 млрд. долл.

С ростом интернета социальные сети, и без того активно изучаемые во всем мире, пережили новое рождение. ИТ позволили формализовать процесс общения, перевести абстрактные понятия узла и связи в физически измеряемые величины (например, в форме личных кабинетов, заявленных пользователем интересов, истории его общения и интенсивности обмена сообщениями), что немедленно привлекло внимание социологических институтов.

Первым интернет-проектом, который специалисты относят к онлайновой версии социальной сети, считается Classmates.com, открытый в 1995-м. Он рассчитан на американцев и канадцев, помогает найти одноклассника по школе и университету и сослуживца по армии и предоставляет развитые средства поиска и выхода на контакт. Сегодня в этом проекте взаимодействуют 40 млн. человек. За последние 10 лет предпринималось множество других попыток объединить пользователей Сети в виртуальные сообщества, а наиболее успешными стали те, в которых широкий набор удобных и тщательно продуманных сервисов сопровождался активной маркетинговой кампанией. Растущая популярность ОСС объясняется распространением массовых услуг широкополосного доступа к Сети и удешевлением дисковых хранилищ. Так, возможность публиковать фото, аудио- и видеоресурсы привлекли к онлайновому общению множество пользователей, которые не любят писать даже короткие тексты.

MySpace.com заручился поддержкой Google и ориентируется на видеоконтент

Такие проекты развиваются сегодня крайне стремительно, принося их создателям хорошую прибыль за счет рекламы. Согласно свежему исследованию аналитической фирмы Hitwise (hitwise.com), за период с весны по осень 2006 г. число переходов пользователей MySpace.com на коммерческие сайты и интернет-магазины увеличилось на 70%, причем основную часть интересующихся рекламными предложениями составляют типичные покупатели товаров в Сети в возрасте 18-34 лет. В дальнейшем ОСС будут развиваться с прицелом на технологии набирающей популярность концепции Web 2.0 (см. PC Week/RE, N 41/2006, с. 55), к которой MySpace.com, без сомнения, уже относится. Скорее всего продолжится дальнейшее "утолщение" клиентской части, расширение ее новыми, все более функциональными и удобными средствами виртуального аудио- и видеообщения. Активнее будут привлекаться к подобным системам мобильные пользователи.

Онлайновые социальные сети сегодня объединяют людей прежде всего по интересам, хобби, предлагая увлекательные средства проведения досуга и траты свободного времени. Неоднократно предпринимались попытки создания подобных сетей для профессиональных сообществ (в России из таковых наиболее известна LinkedIn.com), однако их эффективность пока существенно ниже, чем предполагалось. Отдачу от профессиональных ОСС можно получить лишь в случае, если участники ведут активную деятельность и регулярно обсуждают важные темы. Но практика показывает, что таковых среди заинтересованных карьерным и профессиональным ростом находится мало - у них обычно нет времени на общение в Интернете, а вот новые знакомые по всевозможным хобби отыскиваются в ОСС легко. Тем не менее набирает популярность такой вид маркетинга, как корпоративные блоги (неформальные отчеты сотрудников о работе), - отечественные поисковики выдают уже около 100 тыс. ссылок на данное словосочетание. Возможность познакомиться с "внутренней кухней" компании, понять серьезность рыночных намерений и оценить настроение сотрудников обычно весьма благоприятно влияет на имидж компании.

Достаточно активно развиваются онлайновые социальные сети в России. Явного лидера, наподобие MySpace.com, захватившего 80% рынка, пока нет, а основные успешные площадки представляют собой интегрированные варианты хорошо известных сетевых проектов Рунета.

ОСС как оружие

Стремительное развитие ОСС привлекает к ним пристальный интерес сильных мира сего. Представляется, что, владея точной топологией подобной сети и воздействуя на ее ключевые узлы (например, вбрасывая тщательно продуманные психологами тексты), можно быстро распространить нужную информацию по "вирусной" схеме, от одного пользователя ко всем его друзьям и далее в геометрической прогрессии, влияя тем самым на огромное число людей. Действительно, известны случаи, когда удачная шутка за считанные часы распространялась по десяткам тысяч блогов, а зародившиеся в Сети вопросы про боевых шагающих роботов и Ктулху добрались до Президента РФ. Однако их реальное влияние на массовое сознание вряд ли велико, в значительной степени случайно и уж точно недотягивает до уровня воздействия классических электронных СМИ.

Ученые всего мира уже десятки лет активно прорабатывают тематику анализа социальных сетей (SNA, social network analysis), по которой регулярно проводятся международные конференции. Как минимум, технологии SNA подходят для повышения эффективности информационного оружия. В качестве примера его успешного применения можно привести действия Хезболлы, одержавшей информационную победу над Израилем, однако в реальности лишившейся почти всего запаса ракет средней дальности. Но в подобных ситуациях победа достигается в основном за счет массовости воздействия, что требует внушительных ресурсов. Технологии SNA, наоборот, подразумевают точечное влияние на структуру, находящуюся в шатком равновесии. Слабое воздействие на математически определенный узел переведет ее в иное состояние промежуточного равновесия, возможно, сильно отличающееся от исходного. Правда, пока подобные наработки существуют лишь в виде моделей.

Google приобрела видеоблог YouTube за 1,65 млрд. долл.

Показателем современных тенденций в сфере SNA может служить ежегодная конференция International Sunbelt Social Network Conference, которая прошла в этом году уже в 26-й раз. Мероприятие, состоявшееся в апреле в канадском Ванкувере, было организовано международной ассоциацией SNA-специалистов (www.insna.org). Наибольшее число докладчиков собрала тематика внутрисетевого взаимодействия (например, борьба за лидерство в школьных классах, производительность корпоративной социальной сети, организация ОСС в бизнесе). На втором месте оказалась схожая тематика взаимодействия между смежными социальными сетями (работа муниципальных структур, развитие рыночных систем, взаимодействие с клиентами), на третьем - технологии сбора информации о сетях, средства персонализации ОСС, распространения информации, организации дружеского общения.

Вторая жизнь-онлайн

Типичный западный пользователь ОСС зарегистрирован в стандартном наборе служб: портале MySpace, форумах Yahoo, службах деловых контактов LinkedIn и OpenBC (www.xing.com), расширенной версии IP-фона Skype с поддержкой видеоконференций, и различных блогах. Однако в последний год проявилась крайне интересная тенденция в мире ОСС - переход к полной виртуализации процесса взаимодействия. Возможно, стимулом к ее развитию послужила невероятная популярность самой массовой на сегодня платной онлайновой игры World of Warcratf (WoW, сетевой вариант блокбастера Warcratf про гномов и эльфов). Шон Фэннинг, знаменитый создатель пиринговой сети Napster, чутко улавливает новые веб-тенденции. Сейчас он создает сайт Rupture (rupture.com), на котором собирается объединить WoW-игроков и предоставить им возможность ведения блогов на любимую тему, средства размещения копий экранов, саундтреков, записей игр и т. д. Но ярче всего новая тенденция выразилась в проекте Second Life (SL, www.secondlife.com) - трехмерном виртуальном мире, построенном по принципу онлайновых игр, но не требующем платы за участие. В нем полностью отсутствует насилие, а участникам доступно множество возможностей для создания виртуальных предметов (например, собственного внешнего вида, одежды и обстановки для дома). В результате большинство участников помимо новых знакомств, полетов на драконах и развлечений на танцевальных площадках, разбросанных по множеству виртуальных островов, значительное время тратит на производство различных вещей. Главное, что в SL существует собственная валюта с устойчивым курсом к реальному доллару, - свои произведения можно продавать, и в этом мире успешно действуют не только отдельные предприниматели, но и целые компании. Оборот SL составит в 2006 г. 1,5 млн. долл., а в следующем году вырастет до 10 млн. Такие темпы привлекают к проекту внимание ведущих корпораций. IBM уже давно открыла в SL свое представительство, следом за ней в виртуальный мир переместились, в частности, компании Adidas, Sony, Sun, новостное агентство Reuters, а в ноябре заработала валютная биржа. К ограничениям данного проекта отнесем повышенные требования клиента SL к трафику (желателен безлимитный доступ в Сеть).

Лавры SL не дают покоя конкурентам, и на днях был запущен похожий проект 3B (www.3b.net). Он представляет собой своеобразное сочетание WoW и Rupture и предлагает версию виртуального мира наподобие SL, дополненную различными средствами ведения обсуждений на сайте.

ОСС и реклама

ОСС представляют сегодня крайне лакомый кусок для рекламодателей. По оценкам портала MediaPost (www.mediapost.com), объединяющего специалистов по маркетингу, основной объем баннерных показов в США приходится на сайты почтовых служб (51%) и уже на втором месте расположились ОСС (16,8%), обогнав даже поисковые системы и порталы (7,7%)! Конкретные цифры приводит агентство eMarketer (www.emarketer.com): объем рекламы в ОСС в 2006 г. составит 865 млн. долл., а в ближайшие пять лет он увеличится в 2,5 раза. Ожидается, что в Рунете в 2007 г. общий объем сетевой рекламы вырастет на 70%, а в секторе ОСС он увеличится в разы.

Ключевым фактором развития онлайновой рекламы, оборот которой уже обогнал траты компаний на наружную рекламу и вскоре превысит расходы на радиомаркетинг, является видеоконтент, полагает Терри Симел, CEO Yahoo. Подобными оценками, в частности, объясняется слияние Google и YouTube.

Некоторые ищут нестандартные подходы к онлайновому бизнесу. Азиатская компания Friendster (www.friendster.com; число пользователей ее ОСС достигает 10 млн. человек) этим летом запатентовала понятие онлайновой социальной сети и теперь собирается требовать деньги с тех, кто создает интернет-системы, в которых пользователи объединяются по социальным связям.

Ждем новые проекты

В каком направлении развиваются современные интернет-проекты? Посмотрим на последние события осени 2006 г. Система хостинга фотографий PhotoBucket.com обрела 30-миллионного пользователя, отечественная служба бесплатных рассылок Subscribe.ru - четырехмиллионного подписчика и ждет 30-тысячного автора, самым любимым у французской молодежи стал сайт Skyblog.com, предназначенный для блоггеров, пишущих на темы рэпа и хип-хопа. Очевидно, что основной интерес привлекают решения, активно развивающие народное творчество.

Проект OZ (oz.com) пытается объединить действующие ОСС, предоставляя к ним доступ с помощью универсального интерфейса, в котором уже состыкованы MySpace и YouTube. Немаловажно, что в ближайшее время будет выпущен клиент OZ Mobile для мобильных систем, и его создатели рассчитывают договориться с операторами мобильных сетей, чтобы получать долю от оплаты трафика, генерируемого их программой. Мобильную службу Mixd обещает организовать и компания Yahoo - впрочем, она рассчитана прежде всего на удобное взаимодействие с ее собственным порталом.

“Вторая жизнь” ждет двухмиллионного пользователя

Компания Amazon.com расширяет свою успешную деятельность онлайновых продаж и намеревается сдавать в виртуальную аренду дисковое пространство и вычислительную мощность. Так, разработчики SL, чей клиент скачивают сотни тысяч пользователей, готовы платить за размещение важных файлов на удобном и быстром ресурсе. Корпорация Microsoft открыла ОСС для ИТ-специалистов (www.aggreg8.net), а ее дочерняя фирма запустила сервис www.wallop.com для оригинальной настройки пользовательских веб-страничек. ОСС "108" (www.108.redhat.com) для программистов предлагает компания Red Hat. Она также открыла сайт www.mugshot.org, который содержит средства публикации и обсуждения музыкальных композиций. Он стыкуется с форматами представления списков произведений в популярных MP3-плейерах и предлагает систему автоматического подбора друзей в соответствии с музыкальными пристрастиями.

Участие в ОСС, конечно, отнимает немало времени, и американские корпорации, госучреждения, школы и университеты сегодня массово вводят запрет на доступ к подобным ресурсам с корпоративных компьютеров. Однако такие попытки контроля Интернета вызывают массовое недовольство рядовых граждан. А исследователи из канадского университета Торонто разработали утилиту Psiphon (psiphon.civisec.org), которая позволяет обойти программный запрет на доступ к популярным блогам.

ОСС завоевывают мир

В начале 2006 г. компания Forrester Research (www.forrester.com) опубликовала отчет, в котором отметила начало эры так называемого социального компьютинга (social computing). Простота цифрового взаимодействия, дешевые и широкие каналы связи, стандартизация мультимедийного контента, высокая скорость обмена - все эти факторы в сумме кардинально меняют и глобальное общественное устройство, и корпоративные структуры. Отличительная особенность социального компьютинга в том, что люди получают основной объем информации не от традиционных структур - официальных СМИ, политиков, корпоративных руководителей, религиозных деятелей, а друг от друга через ОСС. Для выживания в новых условиях государственным и частным структурам придется отказаться от вертикальной схемы управления, активнее встраивать средства и технологии мобильного общения во все свои продукты и услуги, переводить всех сотрудников на передний край взаимодействия с пользователем, а самим превращаться в элементы глобальной ОСС, которой присущи только горизонтальные связи.

Филип Котлер, знаменитый гуру маркетинга, призвал в 2006 г. рекламных специалистов обратить внимание на ОСС и сменить тактику маркетинговой борьбы. В противном случае стремительное распространение новых видов взаимоотношений между людьми нанесет серьезный урон классическим формам бизнеса. Так, уже сегодня выявлена тенденция формирования онлайновых кредитных служб, предлагающих деньги под процент внутри различных ОСС, в обход традиционных банковских механизмов, которые начинают терять актуальность и востребованность.

Основной вывод из последних интернет-событий таков: влияние ОСС во всем мире стремительно растет, сегодня не только корпорации и рекламодатели, но и крупнейшие СМИ отказываются от схемы одностороннего продвижения своих взглядов, товаров и услуг. Они не просто переходят к интерактивному взаимодействию с потребителем, но и сами все активнее следуют за мнениями и пристрастиями, массово обсуждаемыми в Сети.

Версия для печати