Вы еще не забыли, как в детстве вас впервые выпустили за пределы семейного лона более, чем на несколько часов? Наверняка при первой же встрече родители допытывались, что вы ели вчера на обед? Я не забыл. Наверное, именно так первый раз в жизни человек сталкивается с выяснением "общественного мнения".

Дальше  -  больше, и вот уже мы следим, как на экране телевизора вырастают столбики, якобы отражающие мнение россиян по тому или иному поводу. А потом однажды оказывается, что прогнозы социологов сбываются "с точностью до наоборот".

Социология  -  наука сложная и темная. Чтобы результаты опроса действительно отражали что-либо кроме "сочетания звезд Сад-аз-Забих", необходимо и респондентов (т. е. тех, кому задают вопросы) подбирать надлежащим образом, и вопросы формулировать так, чтобы узнать, что реально человек думает по какому-то поводу, а не что, по его мнению, следует думать. Да и отбор опрашиваемых играет очень существенную роль. Мне доводилось присутствовать при инструктаже интервьюеров от социологии. "Среди опрошенных должно быть 10 женщин в возрасте от 25 до 35 лет, 5 офицеров в званиях от старшего лейтенанта до майора и 15 юношей призывного возраста",  -  примерно так было сказано одному из них. Естественно, другим называли иные категории опрашиваемых и иные цифры, но один пункт инструкции был общим для всех: "Следует избегать районов вблизи вокзалов, крупных торговых центров и вообще мест, где велика вероятность натолкнуться на приезжего". В том памятном всем, кто интересуется политикой, случае сокрушительной ошибки социологов из-за недостатка времени обрабатывались только результаты опроса в крупных городах, а населенные пункты помельче остались без внимания. Результат налицо.

Увы, люди не любят учиться на чужих ошибках. Раз за разом на компьютерных выставках случается наблюдать, как милые девушки просят посетителей заполнить разные анкеты, в которых задаются абсолютно не относящиеся к текущему мероприятию вопросы. Скажем, какими программами они пользуются, сколько компьютеров в их организации и т. д. И вот анкеты обработаны. Обнаруживается, что, например, наиболее популярной оказалась программа NN. Превосходное основание для глобальных выводов! А на самом деле единственное заключение, которое можно сделать из такого опроса,  -  это то, что среди посетителей выставки такой-то процент составляют люди, предпочитающие эту программу. Да и этот вывод можно сделать с большой натяжкой, в особенности если опрос проводился вблизи стенда, где выставлялась эта самая программа.

А пытался ли кто-нибудь провести опрос, какая доля специалистов посетила ту или иную выставку? Насколько мне известно, нет. Ведь серьезное социологическое обследование обойдется в десятки тысяч долларов и выкладывать такие деньги за информацию пока мало кто готов.

Руководство детских садов и пионерских, то бишь оздоровительных, лагерей превосходно знает манеры родителей и в дни, предшествующие "родительским", улучшает меню. Выставочные "социологи" тоже... обычно получают именно те ответы на вопросы, какие им требуются...

К Рубену Герру можно обратиться по телефону: (095) 229-5969.

Рубен Герр

Версия для печати