ОПЫТ
Существует мнение, что одна из причин низкого уровня автоматизации лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в России - это недостаточная осведомленность организаторов здравоохранения и врачей о результатах использования уже внедренных медицинских информационных систем (МИС), о роли ИТ в повышении доступности и качества медицинской помощи.
Между тем опыт использования ИС "Кондопога" в медицинском центре города Кондопога, который является клинической базой Карельского научно-медицинского центра (КНМЦ) Северо-западного отделения РАМН (http://iskondopoga.narod.ru), и в муниципальной поликлинике N 4 Петрозаводска, представленный в декабре на семинаре в Петрозаводском государственном университете (http://iskondopoga.narod.ru/sience/konf/info_ 2006_naz_index.htm), убеждает в эффективности комплексной автоматизации лечебных учреждений.
Историческая справка
ИС "Кондопога" начала разрабатываться в августе 1999 г., в период подготовки к открытию в одноименном городе нового санатория-профилактория "Бумажник" одного из ведущих бумагоделательных предприятий России - целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК, ОАО "Кондопога"). Санаторий должен был стать одним из ЛПУ медицинского центра, который создавался по решению руководства ЦБК, чтобы обеспечить своих работников качественной медицинской помощью, причем автоматизация центра предусматривалась уже при его проектировании.
По мере оснащения санатория современным медицинским оборудованием и компьютерами разрабатывались основные модули МИС, включая электронную историю болезни (ЭИБ) и базы данных результатов диагностических исследований, и к моменту его открытия в конце 1999 г. была создана первая версия системы. С января 2000-го, после реализации трехмесячного пилотного проекта, санаторий полностью отказался от бумажных носителей и с тех пор ведет только электронную документацию. В конце 2002 г. было получено свидетельство Минздрава РФ о пригодности ИС "Кондопога" к использованию в любых организациях здравоохранения.
Автоматизация поликлиники началась в 2003-м и оказалась значительно более сложной задачей, чем автоматизация санатория: для перехода на полный электронный документооборот потребовалось три года. Наиболее интенсивно система развивалась в период с 2002-го по 2004 г.: в это время отрабатывались технологии, проводились исследования, тестирование, изучались особенности организации работы врачей, создавалась целая серия новых модулей - профилактических осмотров, диспансерного наблюдения, вакцинопрофилактики, обслуживания пациентов на дому и др.
В 2004-м система была развернута в здравпунктах ЦБК, распределенных по подразделениям предприятия в разных частях города.
С 2005 г. ИС "Кондопога" функционирует в корпоративной сети ЦБК, объединяющей структуры медицинского центра - санаторий-профилакторий на 100 мест, многопрофильную поликлинику с центром амбулаторной хирургии (поликлиника рассчитана на 800 посещений в день, но иногда обслуживает и более 1000 человек) и пять здравпунктов. Всего в центре сейчас эксплуатируется 120 компьютеров и 6 серверов.
С 2005 г. систему начали использовать в ряде лечебных учреждений Карелии и других регионов России. Сейчас поставкой и внедрением ИС "Кондопога" занимается ее официальный дистрибьютор компания "Сплайн" (www.snw.ru).
Эффективность использования ИC "Кондопога"
Как показали результаты научных исследований, проводимых в течение семи лет в медицинском центре, МИС может стать эффективным инструментом повышения результативности не только плановых лечебно-профилактических мероприятий, но и всего лечебного процесса.
Так, использование МИС позволило более рационально провести диспансерное наблюдение*1 (ДН) в поликлинике медицинского центра. При ДН пациентов с ишемической болезнью сердца (ИБС) отмечалось снижение числа случаев временной нетрудоспособности в связи с обострением заболевания на 50-59% в год, а числа больных с острым инфарктом миокарда на 69-84% в год по сравнению со значением этих же показателей, когда ДН проводилось традиционным способом, без использования МИС (рис. 1).
Рис. 1. Динамика показателей эффективности диспансерного
наблюдения (ДН) пациентов с ишемической болезнью сердца
(а - число случаев временной утраты трудоспособности
на 100 пациентов в год, б - число больных с острым инфарктом
миокарда в год, %). Контрольная группа - проведение ДН
в муниципальной поликлинике, не имеющей
автоматизированной системы
_____
*1 В настоящее время под диспансерным наблюдением понимают наблюдение пациента с определенной хронической патологией в амбулаторно-поликлинических условиях и проведение диагностических, лечебных и профилактических мероприятий для предотвращения развития заболевания и уже имеющихся клинических осложнений.
Профилактические осмотры работников ЦБК с применением МИС позволили повысить выявляемость общих заболеваний (отношение числа пациентов с выявленной патологией к числу осмотренных) в 3,4 (2003 г.) и в 7,3 (2004 г.) раза по сравнению с 2000 г., причем уже в 2002-м, в переходный период, когда подсистема автоматического планирования профосмотров только начала внедряться, выявляемость заболеваний увеличилась более чем в 2 раза. Полнота охвата пациентов ДН увеличилась с 36,7% в 2000 г. до 99% в 2005-м.
Геннадий Суровцев: “Введение в поликлинике
электронной цифровой подписи позволило
свести к минимуму ошибки при постановке
диагноза и назначении лечения”
По мнению специалистов центра, такая динамика показателей эффективности лечебного процесса при переходе к электронному документообороту обусловлена в значительной степени экономией времени врача, что дает ему возможность уделять больше внимания пациенту, повышать свои профессиональные знания. "Доктор - прежде всего аналитик, - убежден врач поликлиники Олег Щукин. - Теперь мы не загружены рутинной работой и можем заниматься своим делом, нам дали средство оперативной обработки информации и принятия решений".
Иван Дуданов: “Пора заняться
информатизацией медицины как
основой новой организации
лечебного процесса”
Действительно, расчет трудозатрат на оформление документации показал, что экономия рабочего времени врача, к примеру, только при проведении ДН пациентов с ИБС с использованием МИС составляет более восьми дней в год за счет сокращения сроков планирования ДН и подготовки разного рода отчетной документации.
Александр Гусев: “Развернув МИС
в медицинском центре Кондопоги,
мы, опираясь на современные научные
достижения в области программирования,
фактически реализовали идею
создания цифрового госпиталя”
Интересно, что в бумажной карте ДН специальная группа врачей смогла прочитать в среднем немногим более 60% слов, то есть на составление остальной части документа время было потрачено впустую.
Формирование ИТ-инфраструктуры: основные подходы и принципы
Единое информационное пространство. В построении ИТ-инфраструктуры медицинского центра важнейшая роль отводилась формированию единого информационного пространства. Именно поэтому в качестве технологической платформы при разработке системы был выбран продукт Lotus Notes/Domino корпорации IBM (www.ibm.ru), так как его сочли наиболее приемлемым для оперативной организации совместной работы врачей с медицинской документацией, обеспечения доступности баз данных клинических и диагностических служб.
В настоящее время работа в корпоративной сети обеспечивается как проводной, так и беспроводной связью в здании поликлиники с расстоянием уверенного приема от точек доступа в 50-80 м (зоны доступа покрывают все здание). Кроме того, благодаря разработанной системе мобильного офлайнового доступа (см. PC Week Mobile/RE, N 5-6/2006, с. 15) к центральной базе данных МИС медицинское обслуживание стало доступным работникам подразделений ЦБК, расположенных на значительном расстоянии от поликлиники.
По информации медицинского центра, на сегодняшний день база данных электронных амбулаторных карт (ЭАК) поликлиники объемом 3,4 Гб включает 640 тыс. электронных документов (ЭД), а база данных ЭИБ санатория - 280 тыс. ЭД (1,7 Гб). В условиях полного электронного документооборота в среднем одна ЭИБ содержит 14-23 ЭД (76,2 Кб), а одна ЭАК за год накапливает 9-15 ЭД (31,7 Кб). За день МИС обрабатывает 69,7 Мб информации для врача санатория (всего в нем трудится 25 специалистов) и 110,5 Мб для врача поликлиники (всего в ней 75 специалистов).
Возможность интерактивного доступа к медицинской карте позволяет значительно уменьшить число случаев несвоевременно оказанной помощи, неправильного лечения, дублирования диагностических исследований из-за отсутствия данных о пациенте.
Врач на своем рабочем месте в поликлинике, санатории или здравпункте медицинского центра имеет доступ по меньшей мере к 20 ЭД, включая разнообразные справочники и нормативные документы. При необходимости анализа состояния пациента за определенный период наблюдений он может воспользоваться специальной функцией, предусмотренной в ИС "Кондопога", позволяющей представить динамику лабораторных или функциональных данных в наглядной форме в виде графиков или диаграмм (рис. 2).
Рис. 2. Работая с электронными документами, врач при необходимости
может воспользоваться специальной функцией системы, позволяющей представить динамику
диагностических данных в наглядной форме
В петрозаводской поликлинике N 4 (см. врезку), где реализовано одно из наиболее масштабных внедрений ИС "Кондопога", на определенном этапе важнейшей задачей стало создание единой информационной сети. Как рассказал главный врач Геннадий Суровцев, в конце 2006 г. все 118 компьютеров поликлиники для взрослых были подключены к сети. В текущем году планируется не только автоматизировать детскую поликлинику и женскую консультацию, но и установить связь с ними и с больницей скорой медицинской помощи. Подключение к единой корпоративной сети предусмотрено также в проекте строительства филиала поликлиники в соседнем микрорайоне с населением 30 тыс. человек.
Автоматизация рутинной работы. Внедрение электронного документооборота в ЛПУ пока еще не избавляет медицинский персонал от необходимости ручного ввода данных о пациенте. В связи с этим, как рассказал старший инженер-программист вычислительного центра ЦБК и руководитель группы разработчиков ИС "Кондопога" Александр Гусев, было принято решение автоматизировать как можно больше рутинных операций, в особенности при регистрации пациентов и подготовке отчетной документации.
В системе предусмотрен автоматический экспорт паспортных или социальных данных из других информационных систем, что значительно экономит время при первичной регистрации пациента.
В автоматическом режиме создаются статистический талон, основной документ учета врачебной нагрузки (в муниципальной поликлинике, например, сотрудником регистратуры для этого вводится только номер полиса пациента), и лист окончательных диагнозов - специальный раздел ЭАК, который содержит информацию обо всех зарегистрированных у пациента заболеваниях. Затем на основе собранной информации производится автоматическое заполнение необходимых форм статистической отчетности, врач указывает лишь критерии, по которым составляется отчетная документация.
Автоматически обрабатываются документы по проведению массовых лечебно-профилактических мероприятий (формирование планов вакцинации, профилактических осмотров, ДН и др.). Вторичные документы (эпикризы, выписки, справки, санаторно-курортные карты) также автоматически составляются системой, а медицинским работникам остается лишь проверить их, при необходимости откорректировать и дополнить заключением и комментариями. Результаты диагностических исследований также вводятся в ЭАК или ЭИБ автоматически.
Электронная подпись. В медицинском центре с 2001 г. применяется электронная цифровая подпись (ЭЦП). Внедрение функции, гарантирующей неизменность заверенных ЭЦП документов, требует от врача более внимательного отношения к пациенту, более тщательного оформления ЭИБ или ЭАК, повышает его ответственность за принятые решения (при ведении документации на бумажном носителе врач мог в особых случаях вносить коррективы в запись). Кроме того, благодаря реализованной в ИС "Кондопога" функции контроля записей врача заведующий отделением, главный врач и его заместитель могут оперативно, в режиме реального времени, указать лечащему врачу на допущенные им неточности и ошибки еще до того, как документ будет заверен ЭЦП. По крайней мере уменьшение ошибок при постановке диагнозов в поликлинике N 4 Геннадий Суровцев в значительной степени связывает с введением ЭЦП.
Муниципальное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 4" г. Петрозаводска объединяет взрослую и детскую поликлиники и женскую консультацию, это единственное поликлиническое учреждение в городе, которое оказывает комплексные медицинские услуги. Здесь обслуживается 56 тыс. взрослого населения и 10 тыс. детей. Запланированная мощность - 1600 посещений в смену, а фактическая - 2200. Медицинские услуги оказывают 22 подразделения, включая диагностические службы (функциональная и лабораторная диагностика, ультразвуковые, рентгенологические и эндоскопические исследования). В штате - 178 врачей и 337 человек среднего медицинского персонала. Имеется два филиала и фельдшерско-акушерский пункт. Этапы автоматизации: 1999 г. - оснащение компьютерами регистратуры и кабинета статистики, 2001-2005 гг. - внедрение МИС "Гиппократ", 2005-2006 гг. - внедрение ИС "Кондопога". Во взрослой поликлинике установлено 118 компьютеров, автоматизировано 80 рабочих мест врачей. |
Взаимодействие специалистов. Опыт создания ИС "Кондопога" показал, что одним из определяющих факторов успешного развития и внедрения МИС является творческое взаимодействие разработчиков системы и врачей на всех уровнях - проектирования, разработки, тестирования, изучения эффективности использования. Становление медицинского центра как клинической базы КНМЦ и развитие ИС "Кондопога" фактически были составляющими одного процесса.
По убеждению главного врача санатория Федора Романова, программист должен понимать особенности работы врача, максимально учитывать его потребности: "На постановку задачи уходит основная часть наших совместных трудозатрат, примерно 80-90%. Программист должен понять, что надо упростить, что должно получиться в результате, что нужно проконтролировать, какую выдать информацию, чтобы можно было получить конкретные клинические, организационные или экономические результаты. Если на первых этапах разработки у врача не было должного представления о возможностях компьютера, то есть по сути он не знал, о чем просить, то сейчас он грамотно ставит задачу, генерирует идеи".
В поликлинике Петрозаводска адаптация МИС "Кондопога" для решения конкретных задач проводится сотрудниками собственного отдела АСУ, которые тоже взаимодействуют с разработчиками системы. В дальнейшем, как рассказали начальник отдела АСУ Роман Шелякин и директор компании "Сплайн" Ольга Аксенова, если новые функции окажутся полезными и для других ЛПУ, они могут быть включены в систему и начнут поставляться пользователям при очередном обновлении.
Перспективы
Как нам рассказали в КНМЦ, все более актуальным становится обмен информацией между врачами разных ЛПУ, использующих ИС "Кондопога". В настоящее время рассматривается проект создания в Карелии единого информационного пространства для безопасного и надежного обмена медицинскими электронными документами. Но для реализации программы в целом нужно, чтобы вся система здравоохранения региона перешла на цифровые технологии.
Заключение
Складывается впечатление, что в настоящее время действительно только внедрение МИС может обеспечить получение, обработку, длительное хранение и передачу всей информации о здоровье пациентов, необходимой для качественного медицинского обслуживания. "Другие организационные методы - доплаты врачам, поставка сверхдорогого и современного оборудования - не дадут нужного эффекта, - считает профессор Иван Дуданов, директор КНМЦ, - пока из 10-15 минут, отпущенных врачу на прием пациента, более половины времени он будет тратить на заполнение бумажной документации, вписывая анкетные данные и номер страхового полиса в разные документы, делая второпях не всегда разборчивые записи в бумажной карте".
Приближается время, когда компьютер станет таким же
незаменимым инструментом в работе
врача, как фонендоскоп
Согласно опубликованным в прошлом году данным, в России количество автоматизированных ЛПУ составляет всего лишь 1% (эта цифра прозвучала прошлой весной в Центральном доме предпринимателя на форуме MedSoft-2006). В связи с этим трудно не согласиться с высказыванием Ивана Дуданова: "Медицинская информационная система - это не просто помощник врача, это действительно необходимый инструмент, и без него врач будет отставать в своем профессиональном развитии. Если мы внедрим единые стандарты диагностики, а мы их уже внедряем, но при этом не введем базовую информатизацию, мы все погрязнем в еще больших горах бумаг, в еще большем потоке информации. Пора заняться информатизацией медицины как основой новой организации лечебного процесса".