СОГЛАШЕНИЯ

К числу наиболее интересных событий начала марта на российском ИТ-рынке, несомненно, можно отнести создание компаниями "1С" (www.1c.ru) и "Битрикс" (www.bitrixsoft.ru) совместного предприятия "1С-Битрикс". Об этом было официально объявлено во время традиционного весеннего крупномасштабного семинара, проведенного фирмой "1С" 3 марта в московской гостинице "Космос".

Согласно обнародованной информации, данное предприятие создается с равным долевым участием сторон и ему передаются исключительные права на всей территории стран бывшего СССР на программные продукты семейства "Битрикс: Управление сайтом". При этом само семейство переименовывается в "1С-Битрикс: Управление сайтом", а дизайн коробок, в которых этот продукт предлагается, будет приближен к дизайну коробок с продуктами "1C" (но разноцветные бабочки, являющиеся рекламным символом "Битрикса" и символизирующие легкость освоения продуктов компании, по предварительным данным, c этих коробок никуда не исчезнут). Запланированный на март-апрель этого года выпуск версии 6.0 данного продукта будет произведен уже под новой торговой маркой. Разработку же и техническое сопровождение программных продуктов "1С-Битрикс" будет по-прежнему осуществлять компания "Битрикс". Кроме того, в ее составе остается подразделение, отвечающее за продвижение продукта на западных рынках.

Борис Нуралиев:

“Спрос на технологии и услуги

по созданию и управлению

сайтами становится массовым,

что делает эффективным

создание и распространение

тиражных платформенных решений”

Генеральным директором "1С-Битрикс" назначен Сергей Рыжиков, который также сохранит за собой пост директора ООО "Битрикс". По его словам , теперь все партнеры ООО "Битрикс" станут партнерами совместного предприятия "1С-Битрикс" (с перерегистрацией действующих договоров). В то же время г-н Рыжиков утверждает, что условия работы действующих партнеров "Битрикс" в связи с этой реорганизацией изменяться не будут.

В настоящее время продукты "Битрикс: Управление сайтом" существуют в виде версий c индексом 5.х и предлагаются в пяти вариантах, отличающихся друг от друга количеством функциональных модулей (от 4 до 21), типом СУБД для хранения динамически изменяемых информационных блоков и стоимостью (от 4900 до 249 900 руб.). Кроме того, cуществует огромная (около 4000 наименований) библиотека "Шаблонов дизайна" (www.bitrixtemplates.ru), разбитая на 50 отраслевых категорий и позволяющая заказчику быстро выбрать наиболее привлекательный внешний вид страниц своего сайта (с учетом его тематической направленности).

Г-н Рыжиков сообщил, что продажи программ семейства "Битрикс: Управление сайтом" стремительно растут (к настоящему времени зарегистрировано свыше 4000 владельцев идентификационных ключей программ этого семейства*1), а партнеров ООО "Битрикс", занимающихся продвижением этих программ, насчитывается порядка 1200 (причем лишь около 400 из них "прописаны" в Москве, а остальные "проживают" в 80 других городах СНГ).

_____

*1 Так как владелец идентификационного ключа продукта cемейства “Битрикс: Управление сайтом” может самостоятельно или с помощью внешних Web-интеграторов изготовить несколько взаимосвязанных сайтов с различными доменными именами, то общее количество отечественных сайтов, изготовленных с использованием технологий “Битрикс”, г-н Рыжиков оценивает в 10-15 тыс.

Бурный рост партнерской сети привел к необходимости ее стратификации. Если ранее данная сеть была однородна, то в начале нынешнего года в ней были выделены следующие группы:

- "Бизнес-партнеры" - фирмы, уже оказывающие (или только начинающие предоставлять) услуги по разработке сайтов на базе программ семейства "Битрикс: Управление сайтом" и специализирующиеся на онлайновой или офлайновой дистрибуции ПО, а также оказывающие консультационные услуги и занимающиеся установкой программных продуктов;

- "Сертифицированные партнеры" - компании, располагающие опытом, сертифицированными специалистами и оказывающие профессиональные услуги по разработке сайтов на базе программ "Битрикс: Управление сайтом";

- "Золотые сертифицированные партнеры" - компании, располагающие большим опытом, сертифицированными специалистами, занимающиеся разработкой сложных программных решений на основе продукта "Битрикс: Управление сайтом";

- "Хостинг-партнеры" - компании, предоставляющие услуги хостинга программных решений, выполненных на базе программ семейства "Битрикс: Управление сайтом".

Предполагается, что к концу года количество партнеров "1С-Битрикс" вырастет более чем вдвое, в том числе за счет партнеров "1C" (они имеются почти в 600 городах СНГ, а их общее число близко к 8000), которые еще не почувствовали все прелести работы с этим продуктом. Впрочем, уже сейчас почти половина из 1200 партнеров ООО "Битрикс" являются также партнерами "1С" (в том или ином статусе).

Сергей Рыжиков: “Примерно треть наших продуктов

ИТ-отделы используют без привлечения

внешних консультантов”

По мнению экспертов, создание "1С-Битрикс" может оказать очень сильное влияние на отечественный рынок "сайтостроения". Михаил Токовинин, генеральный директор компании QSoft (она специализируется практически исключительно на создании сайтов для своих заказчиков, cреди которых - крупнейшая сеть гипермаркетов электроники "Эльдорадо"), отмечает: "Как ни странно, "1С-Битрикс: Управление сайтом" - единственный в России коммерческий продукт, предназначенный для эффективной автоматизации труда "сайтостроителей" (как Web-интеграторов, выполняющих заказы своих клиентов, так и сотрудников ИТ-отделов). Аналогичные зарубежные продукты стоят на порядок, а то и два дороже".

Важно отметить, что основной доход партнеров "Битрикса" заключается вовсе не в марже от продажи коробок, которые предлагаются партнерам в зависимости от их статуса за 50-60% от рекомендованной (для конечного пользователя) цены, а в оказании покупателям услуг по Web-интеграции, стоимость которых, по словам г-на Рыжикова, в большинстве случаев примерно в 5 - 10 раз превышает стоимость самого пакета. Впрочем, разброс цен здесь очень велик и нередко отличается от среднестатистического показателя на порядок.

Так, например, Михаил Токовинин, тщательно следящий за ситуацией на московском рынке разработок интернет-сайтов и твердо придерживающийся мнения, что "чем мех дороже, тем он лучше", выделяет пять основных сегментов этого рынка:

- "ширпотребовско-шарлатанский" (стоимость разработки сайта лежит в пределах от 500 до 1500 долл.);

- "густонаселенный" (2000-5000 долл.);

- "перспективный" (6000-10 000 долл.);

- "профессиональный" (свыше 10 000 долл.).

По его мнению, клиентами "ширпотребовско-шарлатанского" направления являются компании, которые мало разбираются в специфике предмета и во главу угла ставят низкую стоимость проекта. Начинающим Web-интеграторам, имеющим определенные амбиции и стремящимся как можно быстрее набить руку на выполнении конкретных заказов, г-н Токовинин рекомендует работать в "густонаселенном" сегменте, где спрос превышает предложение и где важно как можно быстрее "зацепить" клиента (чтобы он не успел перебежать к конкуренту) и заключить с ним соглашение на разработку (желательно с весьма существенной предоплатой). Что же касается Web-интеграторов, умудренных опытом и знающих себе цену (или умеющих ее "набивать"), то они могут себе позволить перейти в "перспективный", а затем и в "профессиональный" сегмент. Сравните цены, которые заламывают за свои труды опытные Web-интеграторы, со стоимостью разработок "Битрикса", и вы поймете причину популярности этих продуктов.

Практика показывает, что большинство отечественных сайтов являются "самописными", то есть созданными программистами, Web-дизайнерами и HTML-знатоками по индивидуальному проекту. Поддержка и развитие таких сайтов сталкиваются с теми же трудностями, что поддержка и развитие "самописных" бухгалтерских и управленческих программ. Судьба этих "самописных" продуктов известна - рано или поздно (за исключением совсем уж "экзотических" случаев) они заменяются на тиражируемые системы, обеспеченные хорошей технической поддержкой и постоянно находящиеся в развитии.

Директор фирмы "1C" Борис Нуралиев говорит: "Функциональное наполнение многих сайтов очень схоже, а вот методы их создания трудоемки и разнообразны. В свое время аналогичная картина наблюдалась на рынке бухгалтерских программ: многие из них разрабатывались по спецзаказу, были уникальны и потому требовали значительных "удельных" затрат на создание и поддержку - как людских, так и финансовых. Чем это кончилось - известно. Победил индустриальный подход к разработке, поддержке и распространению этих программ".

Версия для печати