ПРОГРАММЫ

Среди многочисленных участников Федеральной целевой программы (ФЦП) "Электронная Россия" (в их числе - федеральные агентства по образованию, по науке и инновациям, по промышленности, космическое агентство и т. д.) крупнейшими игроками являются Мининформсвязи (www.minsvyaz.ru) и Минэкономразвития РФ (МЭРТ, www.economy.gov.ru). Причем роль последнего в реализации ФЦП постоянно растет.

Как сообщил директор департамента государственного регулирования в экономике Андрей Шаров, в 2007 г. бюджет "Электронной России" по линии Минэкономразвития увеличен до 710 млн. руб. (в 2006-м в управление МЭРТ было выделено 421 млн. руб.). Одновременно изменена структура финансирования программы. Прежде всего значительно увеличивается доля средств, направляемых на проведение НИОКР, - с 13% в прошлом году до 35% в нынешнем. Произойдет это в основном за счет уменьшения с 35 до 19% доли инвестиций, направляемых на закупку оборудования и программных средств.

По словам Андрея Шарова, обеспеченность оборудованием в рамках ФЦП уже достаточно высока и главная задача состоит в том, чтобы перенаправить основные усилия на "ускорение решения задач предоставления государственных услуг". В частности, МЭРТ намерено сфокусироваться на создании специализированных порталов, предоставляющих гражданам единое окно доступа к услугам. В 2007 г. планируется запустить восемь-десять региональных порталов госуслуг и на их базе разработать несколько типовых решений, которые должны быть растиражированы в остальных регионах. Министерство также собирается продолжить работы по стандартизации ПО, используемого при создании государственных информационных систем.

Структура финансирования ФЦП “Электронная

 Россия” по линии МЭРТ 2006 (а), 2007 (б) гг.

Хотя на первый взгляд подобные изменения в подходах к реализации ФЦП представляются вполне логичными, далеко не все полагают, что они дадут соответствующий эффект. "По этому факту ничего иного, кроме того, что чиновники больше денег потратят, сказать нельзя, - заметил Сергей Карелов, председатель совета Лиги независимых экспертов в области ИТ. - До сего дня я не видел ни одной электронной госуслуги, которая помогла бы мне, как ее потребителю, сэкономить время, деньги и здоровье, необходимые на хождение по чиновничьим кабинетам. И ни от кого из своих знакомых я тоже такого не слышал. Из чего делаю вывод, что, как и прежде, средства осваиваются с безудержной расточительностью и скоростью, и при этом никто всерьез не задумывается о целях и результатах этих трат".

Следует отметить, что вместе с изменением структуры финансирования программы предполагается расширение (более чем вдвое) географии ее внедрения. После спада прошлого года, когда по линии МЭРТ было реализовано 26 региональных проектов, за первые два месяца 2007 г. заявки на участие в ФЦП подали 54 региона России. "В 2007 г. мы должны качественно расширить региональный аспект реализации "Электронной России"", - заявил Андрей Шаров.

С 2007 г. существенно меняется и принцип финансирования региональных проектов в рамках ФЦП. Если в период 2004-2006 гг. оно осуществлялось равными долями из федеральных и региональных бюджетов, то с нынешнего года регионы-доноры (в частности, Москва и Санкт-Петербург) из российского бюджета получат лишь 30% необходимых средств, а оставшиеся 70% должны поступить из собственных средств региона. В свою очередь, отстающие в развитии дотационные субъекты РФ, которых у нас в стране подавляющее большинство, за счет федерального центра смогут покрыть до 70% своих затрат.

Версия для печати