Wiki распространяется подобно вирусу, особенно в последние месяцы, когда достоинства этой технологии получили широкое признание

Посмотрите в wiki! Если вы еще не слышали этого призыва, то, вероятно, скоро услышите, поскольку использование wiki в корпоративной среде разрастается подобно лесному пожару. Технология wiki демонстрировала в последние месяцы экспоненциальный рост наряду с другими ориентированными на потребителя технологиями - блогами, виртуальными лекциями (podcasts) и RSS-лентами, которые проникли на рабочие места отчасти благодаря притоку технически грамотных молодых сотрудников из так называемого "поколения Yappi".

"Мы не держим полицейских для контроля за wiki. Просто мы думаем, что бизнес работает именно таким образом".

Wiki, что на гавайском языке означает "быстро", - это веб-сайты, которые дают пользователям возможность легко редактировать и обновлять контент, доступ к которому открыт для всех. Более десяти лет назад программист Уорд Каннинхэм разработал концепцию wiki и дал ей нынешнее имя. После медленного роста на первом этапе использование wiki за последние два года пережило настоящий взрыв. Эта технология, получившая известность благодаря широко применяемой веб-энциклопедии Wikipedia (www. wikipedia.com), получила массовое распространение, когда 31 октября Google купила за неназванную сумму фирму JotSpot (www.jot.com), разрабатывавшую ПО для wiki.    

Распространение wiki на предприятиях может еще больше ускориться в следующем году, когда Microsoft (www.microsoft.com) выпустит Office 2007 и SharePoint 2007 с поддержкой wiki, а IBM (www.ibm.com) включит данную технологию в продукт категории "социальный компьютинг", известный под названием Ventura, который должен появиться в первой половине 2007 г.

Значительная доля из 68 тыс. работников производящей электронику компании Motorola (Шомбург, шт. Иллинойс, www.motorola.com) регулярно пользуется wiki, хотя многие даже не подозревают об этом. Wiki были внедрены в Motorola вполне сознательно полтора года назад одновременно с блогами и специальными сборниками ответов на часто задаваемые вопросы (так называемые FAQ), когда компания установила ПО для организации коллективной работы Open Text. Поэтому wiki являются одним из нескольких важных элементов инфраструктуры совместной работы в Motorola наряду с мгновенным обменом сообщениями (12 млн. в день) и блогами (в корпорации их насчитывается 2600).

За первые шесть месяцев число wiki в Motorola достигло 500, по истечении года - 1000, а в настоящее время их насчитывается 3200. В общей сложности в инфраструктуре совместной работы Motorola накоплено 17 Тб данных, в которых можно производить поиск.

"Я не знаю, когда будет достигнут предел. 3200 элементов wiki - это много. Возможно, максимальное число составит около 4000", - полагает корпоративный вице-президент Motorola по ИТ Тоби Редшоу. Он и ИТ-директор Балдев Сингх проложили путь для вторжения wiki в локальную корпоративную сеть предприятия.

Как и на многих других предприятиях, где wiki получили распространение, Редшоу и Сингх не проводили предварительно анализа соотношения затраты/выпуск и не определяли отдачу вложений. Причина в том, что затраты на технологию wiki настолько незначительны, что их можно не брать в расчет, а отдача интуитивно ощутима, но трудно измерима. "Мы не держим полицейских для контроля за wiki, - говорит Редшоу. - Просто мы думаем, что бизнес работает именно таким образом - люди общаются друг с другом, обмениваются знаниями, стремясь сделать свое дело лучше". Хотя Motorola придерживается принципа laissez-faire (в данном случае - предоставление сотрудникам свободы действий), анархии в локальной сети, насыщенной wiki-проектами, не возникло. Использованием платформы управляют 250 наиболее компетентных работников (knowledge champions), которые отвечают за различные предметные области в инфраструктуре сотрудничества Open Text. Члены этой группы собираются раз в две недели, чтобы согласовать принципы управления wiki-проектами. "Все они являются добровольцами, занятыми неполный день, - рассказывает Редшоу. - Они принимают решения. Как и в Wikipedia, они контролируют сами себя". Наряду с корпоративной платформой Open Text инженеры компании Motorola используют ПО для организации коллективной работы в масштабе предприятия TWiki. По словам Редшоу, оно больше подходит для инженерных приложений благодаря наличию примерно 200 плагинов для создания мини-приложений.

Администрация не могла бы столь либерально относиться к wiki без соблюдения строжайших мер безопасности, ограничивающих круг пользователей сотрудниками Motorola. "Наш начальник службы безопасности - самый свирепый, самый ужасный на свете. Архитектура системы позволяет получить ограниченный доступ к ограниченным данным", - говорит Редшоу.

Почему Motorola начинает использовать новые платформы? "Одна из причин заключается в смене поколений. Другая - в нашей тяге к техническим решениям. Люди применяют новую платформу, потому что у нас инжиниринговая компания", - считает Редшоу. Сингх добавляет: "Работа связана с поиском документов. Люди говорят: "Посмотри в wiki"".

Motorola не одинока в желании внедрять в своей локальной сети и рабочих группах wiki-проекты. Производитель сетевого ПО Novell (Уолтхэм, шт. Массачусетс, www.novell.com) также перешел к широкому использованию wiki. Все началось с того, что пару лет назад один из инженеров этой компании установил сервер wiki, работавший под управлением (under the desk) Ли Ромеро, менеджера по предоставлению знаний и средств коллективной работы. Впоследствии Ромеро предложил корпоративную стратегию использования wiki, настроив их для всех сотрудников.

Редшоу из Motorola связывает

wiki с электронной почтой и

 мобильными устройствами

"Технология wiki способствует росту открытости как читающих, так и пишущих, это корпоративная среда. Она гораздо интереснее и эффективнее того варианта, при котором результат работы оформляется в виде документа, - уверен Ромеро. - Эта технология действительно способствует распространению гораздо более открытых культуры и подходов. И данный инструмент весьма эффективен благодаря тому, что люди работают совместно".

Теперь у Novell три вида wiki: корпоративная система на основе MediaWiki с открытым доступом для чтения и редактирования контента; система для инженеров Novell на базе TWiki с контролем доступа; "ренегатские" wiki, большинство из которых использует ПО TWiki. О последних Ромеро знает мало, но компания относится к ним терпимо. "Трудно осуществлять мониторинг и управление, поскольку мы не знаем, где wiki находятся и кто ими пользуется", - сетует Ромеро. По его оценке, каждый месяц корпоративные wiki читают примерно 20% сотрудников Novell, т. е. около 1200 человек. Из них, вероятно, 250 работников ежемесячно редактируют контент. Novell выделила под wiki четыре сервера общей стоимостью около 30 тыс. долл. Ромеро прикинул, что требуемая техническая поддержка wiki-проектов составляет примерно четверть человеко-года (стандартный интервал измерения трудозатрат в западных компаниях. - Прим. ред.). Кстати, инженерная система wiki не используется в Novell для совместной работы над программным кодом. Для этого компания применяет специальные инструменты. "Эта система больше используется для распространения идей", - сказал Ромеро и добавил, что обсуждение будущих продуктов может проводиться только в специальных группах.

Некоторые платформы wiki

Между тем производитель ПО Chordiant (Купертино, шт. Калифорния, www.chordiant. com) открыл своим клиентам доступ к wiki разработчиков, чтобы более успешно создавать программы, удовлетворяющие их требованиям. Немногим более года назад компания остановила свой выбор на ПО wiki от JotSpot и начала эксперимент, который быстро перерос в корпоративную стратегию.

"Мы изменяем процесс создания ПО, чтобы он представлял собой непрерывный диалог между Chordiant и нашими клиентами", - сообщил Грег Биггерс, директор Chordiant по стратегии продуктов и менеджер проекта wiki для клиентов и разработчиков под названием Chordiant Mesh. Chordiant продает банкам, страховым и телекоммуникационным компаниям то, что она называет "ПО управления ожиданиями клиентов". "Это делает процесс практически абсолютно прозрачным для пользователей. Поначалу новый уровень прозрачности может даже шокировать, - отмечает Биггерс. - Прежде наш менеджер продукта провел бы переговоры с клиентом, почерпнул бы идеи, а затем сформулировал требования к ПО. Это занимало от 18 до 24 месяцев. Затем появлялся продукт. Менеджер по продажам представлял его клиентам. В лучшем случае он удовлетворял их требованиям на 75%, но даже при этом ко времени своего выхода он уже не являлся тем продуктом, который был нужен.

"Наш начальник службы безопасности - самый свирепый, самый ужасный

на свете".

Chordiant заплатила компании JotSpot 50 тыс. долл. за первоначальную лицензию на ПО, дополнительные платежи за хостинг составляют 10 тыс. долл. в год, причем JotSpot управляет серверами дистанционно. Chordiant Mesh имеет в настоящее время 800 пользователей. Как и в Novell, здесь wiki используются только для обмена идеями относительно дизайна, но не для работы над программным кодом.

"Добиться этого было нелегко. Нам нравится демократизация wiki, но нам нужны какие-то средства управления сообществами пользователей", - заявил Биггерс. Он пояснил, что для эффективной работы Chordiant Mesh необходимы были различные уровни полномочий, в том числе для доступа к отдельным страницам и только с правом чтения. Кстати, говорит Биггерс, проект wiki породил новые виды бизнеса: "Отношение к инициативе в целом весьма благожелательное. В стратегическом плане это успех. Нам удалось снизить общие затраты на инфраструктуру разработки ПО".

По словам Биггерса, Chordiant продемонстрировала Chordiant Mesh одному британскому банку, после чего тот заключил с компанией соглашение о создании трех приложений для своего подразделения, занимающегося выдачей кредитов. "Очень легко привыкнуть к таким заключаемым от случая к случаю контрактам на применение технологии wiki", - утверждает Биггерс.

Однако не во всех компаниях имеется множество технически подготовленных сотрудников и представителей поколения Yappi. Характер wiki, как платформы для совместной работы, вызывает у некоторых участников эффект привыкания.

"Одним эта технология доступна, другим нет; некоторые люди привыкают к тому, что их работу редактируют другие, иные неохотно вносят предложенные дополнения или производят изменения. Если менеджер что-то написал, у них может не возникнуть желания изменить написанное", - рассказывает Крис Вагнер, заместитель декана и профессор информатики Гонконгского университета в Китае. Ромеро из Novell придерживается того же мнения: "Идея вызывает у людей интерес, но не каждый хочет, чтобы любой другой мог читать или переделывать его контент. Это требует изменений в умонастроениях и в культуре людей. Они начинают понимать, что все мы, пользователи единой системы, заслуживаем доверия".

Биггерс из Chordiant считает, что переход к мышлению в духе сотрудничества требует принятия на себя определенных обязательств. "Вы не можете совместно работать над чем-то лишь наполовину - либо вы сотрудничаете, либо нет", - утверждает он. При совместном доступе к контенту есть опасность, что некоторые пользователи будут выкладывать не имеющую отношения к делу или оскорбительную информацию. Ромеро говорит, что в Novell такого не было: "У нас никогда не возникало проблем, связанных с публикацией неуместных сведений".

Мадлин Вейс, президент консультативной компании Weiss Associates (Вифезда, шт. Мэриленд) и директор совета по обмену передовым опытом Society for Information Management (научное общество, членами которого являются ИТ-директора), считает, что социальный аспект может изменить контент wiki в лучшую сторону. "Это своего рода приобщение к писательскому труду. Вы можете видеть, кто внес изменения и когда. Если я вношу изменения в wiki, там указывается мое имя", - отмечает она. Когда имя человека и его репутация выставлены на всеобщее обозрение, маловероятно, что материалы будут выставляться в Сеть без должной проверки. Однако, полагает Вейс, указание имени может стать сдерживающим фактором, ведь авторы могут опасаться того, что их дополнения недостаточно хороши для wiki.

Более серьезным препятствием для распространения wiki является корпоративная культура, которая не побуждает людей изменять то, что сделано другими. "Не подумает ли человек, что я его осуждаю или критикую? Это серьезное препятствие, которое предстоит преодолеть, - говорит Вейс. - Если ваш менеджер скажет: "Мне и правда понравилось ваше дополнение в wiki", - это послужит стимулом. Если менеджеры сами пишут в wiki-проекты, они становятся примером для подражания. Мало-помалу вы можете изменить корпоративную культуру, сделать компанию более восприимчивой к новым технолгиям".

Использование wiki для создания учебников

Wiki методично создают собственную нишу на предприятиях в качестве лучшего средства обмена знаниями при совместном создании продукта. Поэтому не должно удивлять, что написание учебников может стать для них идеальной сферой применения. Точно так же как Wikipedia собирает и предлагает всем желающим коллективные знания тысяч добровольцев, пожелавших внести свой вклад в ее создание, так и учебники обычно представляют собой результат совместного труда многих авторов и редакторов.

Идея использовать wiki для написания учебника пришла в голову Ричарду Уотсону в 2004 г., когда он не смог найти хорошего учебника для курса по XML. Тогда Уотсон, заведующий кафедрой интернет-стратегии им. Дж. Рекса Фукуа (J. Rex Fuqua) и директор Центра управления информационными системами (Center for Information Systems Leadership) бизнес-колледжа Terry при Университете штата Джорджия (Афины), дал указание своим слушателям написать текст.

"Я сказал: вот структура книги. Я напишу первую главу, а кто-то другой должен написать вторую. Я был удивлен тем, насколько сильным стимулом это оказалось и насколько хорошо они выполнили работу", - говорит Уотсон. Новые поколения студентов пользовались законченным учебником и вносили в него улучшения.

Этот успех навел Уотсона на мысль приступить к проекту GlobalText (www.globaltext.org) - попытке создания бесплатных или недорогих учебников для студентов в развивающихся странах.

"Учебник, который стоит в США 100 долл., продается в Кении за 50 долл., но и это слишком дорого, - считает Уотсон, который является ответственным редактором проекта. - Это не значит, будто издатели стремятся извлекать непомерные прибыли. Они просто не могут работать на этих рынках".

В рамках проекта GlobalText готовятся две книги: одна - об основах бизнеса, другая - введение в ИТ.

Вдохновленный примером Wikipedia, Уотсон решил использовать технологию wiki. "Это не обязательно должна быть wiki, но это должна быть такая технология, которая обеспечивает возможность совместной работы и коллективного доступа (collaborative authoring and sharing)", - уверен Уотсон. В настоящее время этим требованиям прекрасно отвечает ПО MediaWiki.

Чтобы найти авторов, Уотсон направил сообщения в различные университеты, приглашая добровольцев. Одним из откликнувшихся был Дэвид Брей, соискатель докторской степени из Университета Эмори (Атланта) и корпоративный партнер eWeek. Брей написал первую главу для учебника по ИТ, посвященную инновациям.

Данный проект позволяет Брею удовлетворить свое глубинное стремление решать мировые проблемы посредством сотрудничества. "Что касается терактов 11 сентября и эпидемии сибирской язвы, то имелось достаточно информации, чтобы предотвратить эти события, но ее не сделали широкодоступной, - говорит Брей. - В основу технологии wiki положено признание того обстоятельства, что ни один человек не обладает всей полнотой информации или знанием всех фактов. Все мы должны работать совместно или умереть".

Дэвид Брей (сверху) из Университета

Эмори использует технологию wiki

 для написания учебника по ИТ; Ричард

Уотсон является ответственным

редактором

Учебник по ИТ насчитывает 18 глав, и в работе над ним принимают участие 18 "надзирателей", по одному на каждую главу. "Когда вы имеете дело с добровольцами, вы должны разделить работу на поддающиеся управлению блоки", - считает Уотсон. Он не знает, сколько точно человек участвует в работе над учебником, поскольку за то, кто что напишет для каждой главы, отвечают "надзиратели".

Работа с wiki натолкнула Уотсона и Брея на мысль о необходимости внести коррективы в эту технологию. Уотсон говорит, что принятая в wiki модель данных должна учитывать тот факт, что работа ведется над книгой, а не просто над собранием отдельных страниц. Она должна предоставлять возможность поиска в различных частях wiki, в книге в целом и во всех книгах на заданную тему.

Такая модель данных могла бы также стать основой для более гибкого управления полномочиями, считает Уотсон. Он добавил, что и он сам, и другие могут внести такие изменения в открытую платформу wiki.

По мнению Брея, проверить достоверность очень просто - надо предоставить читателям wiki возможность голосовать за определенный контент, как это делается на сайте digg.com.

Первоначальный вариант учебника по ИТ должен появиться до конца года. Как отмечает Уотсон, может потребоваться несколько циклов доработки. "Это похоже на ПО. В действительности речь о первой версии. Возможно, потребуется выпустить три версии", - предполагает он.

Стэн Гибсон

Несмотря на свою изменчивость, wiki не подходят некоторым пользователям. Редшоу из Motorola считает, что презентации для больших групп сотрудников следует делать с помощью других средств, например электронной почты, и что для организации взаимодействия в реальном времени более всего пригодны мгновенный обмен сообщениями или телефон. И никогда не следует отказываться от непосредственных контактов между людьми.

"Все это не заменяет живого человеческого общения, хотя некоторые люди могут использовать технические средства в этих целях. Иногда побеждает не то, что лучше, а то, что проще", - подчеркивает Редшоу. В будущем Редшоу и Сингх планируют усовершенствовать платформы Open Text и TWiki и связать их с Microsoft Exchange - основным сервером электронной почты Motorola, а также с мобильными устройствами. Это будет соответствовать главной цели - предоставить сотрудникам Motorola возможности для более интеллектуальной работы.

"Сейчас мы используем информацию для оповещения и предупреждения. Мы стремимся придать ей активный и динамичный характер, - делится планами Редшоу. - Мы хотим, чтобы она отвечала на вопрос: чего я не знаю, но должен знать о данном вопросе?".

Версия для печати