ПРОЕКТЫ

Около полугода назад корпорация Oracle купила фирму SPL WorldGroup, поставщика ПО для коммунальных служб (см. PC Week/RE, N 46/2006, с. 14). Недавно интеграция двух фирм завершилась в нашей стране, и в представительстве Oracle в СНГ появилось новое подразделение - Utilities Global Business Unit.

Интересно, что у новорожденной структуры уже есть первый клиент, и притом довольно крупный. Это "КЭС-Холдинг", частная компания, работающая в сфере энергетического бизнеса, жилищно-коммунального сервиса и газораспределения. Одним из основных направлений ее деятельности является поставка энергоресурсов предприятиям и индивидуальным потребителям в 12 регионах России. "Здесь очень важен учет и четкое определение объемов предоставленных услуг и поставленных товаров, - рассказал Эдуард Смелов, старший вице-президент по стратегии и развитию "КЭС-холдинга". - Для решения этой задачи мы создали специальный Комплексный расчетный центр, который занимается обслуживанием энергосбытовых и коммунальных организаций, в частности сбором и учетом платежей". Поняв, что без современных средств автоматизации эту задачу не решить, "КЭС-Холдинг" объявил тендер и выбрал системы для биллинга и бизнес-анализа компании SPL, которая незадолго до этого открыла представительство в России. Контракт рассчитан на четыре года.

Максим Осорин: “Система

“КЭС-Холдинга” сможет

обслуживать 9,9 млн. потребителей.

Даже в мире таких проектов

 - считанные единицы”

Следует отметить, что эта фирма разрабатывает ПО для коммунальных служб с 1968 г. и имеет в этой области большой опыт. "На российский рынок мы вышли, так как увидели здесь перспективы в связи с изменениями рынка энергетики", - объяснил Скотт Миллер, генеральный директор SPL WorldGroup по региону EMEA. Действительно, эта отрасль сейчас активно развивается. В рамках реструктуризации РАО "ЕЭС России" идет переход к децентрализованному управлению энергетикой страны за счет разделения монополиста на ряд генерирующих, сетевых и сбытовых компаний. Именно для последних и предназначены решения бывшей SPL.

Сейчас в России продвигаются три таких решения: "Customer Care & Billing" для абонентского учета и биллинга, "Utilities Network Management" для управления электросетями и "Utilities Enterprise Business Advisor" для анализа информации. По словам Максима Осорина, директора подразделения Utilities Global Business Unit представительства Oracle в СНГ, локализация первой системы уже завершена, а двух других закончится до конца текущего года. Эти продукты вошли в состав комплексного приложения Oracle для энергетики и ЖКХ, закрыв в нем пустующие ниши (например, раньше у корпорации не было биллинговой системы для коммунальной отрасли). В результате Oracle получила возможность предлагать энергетическим компаниям законченное решение. "Сейчас они обычно используют несколько приложений, одно для бухгалтерской отчетности, другое для обслуживания населения, третье для учета промышленного потребления и т. д., но ими сложно управлять, - рассказал Максим Осорин. - Мы предлагаем заменить их на единую централизованную систему". Он считает, что такой подход сулит двойной выигрыш. С одной стороны, дает возможность увеличить доходы благодаря диверсификации бизнеса (на Западе сбытовые энергетические компании оказывают населению много разных услуг) и предоставления биллингового сервиса другим фирмам. А с другой стороны, позволяет сократить расходы за счет унификации и централизации бизнес-процессов, например снизить затраты на составление и рассылку счетов абонентам, автоматизировать рутинные операции, такие как проверка счетчиков у потребителей.

Получить экономию предполагает и "КЭС-Холдинг". Как рассказал Сергей Шаметько, генеральный директор Комплексного расчетного центра, раньше порядка 12% суммы, которую платил абонент за электроэнергию, составляли расходы на биллинг; благодаря автоматизации холдинг планирует снизить эту долю до 2-3%. Но главная цель - объединение с помощью одной ИТ-системы всей цепочки бизнес-процессов и повышение прозрачности ее звеньев. "Это позволит нам сократить риски и управлять ими", - объяснил Эдуард Смелов.

Сейчас проект находится на этапе пилотного внедрения в трех структурах холдинга: в Комплексном расчетном центре, в Пермской энергосбытовой компании и в ТГК-9. Биллинговая система будет выполнять расчеты за электроэнергию, теплоэнергию и ЖКУ для всех типов потребителей. Параллельно рассматривается возможность создания в Перми единого сall-центра и его интеграции с биллинговым решением. В дальнейшем планируется тиражировать систему на другие подразделения "КЭС-Холдинга" и расширять ее функциональность за счет охвата новых услуг, таких как газо- и водоснабжение, водоотведение и другие. Предполагается, что по завершении проекта единая биллинговая система будет обслуживать порядка 9,9 млн. потребителей в двадцати с лишним регионах России и СНГ.

У подразделения Utilities Global Business Unit тоже есть планы развития. По словам Максима Осорина, вскоре будет запущена партнерская программа по России и СНГ, к участию в которой предполагается привлечь партнеров Oracle, работающих в энергетике, а также нишевых игроков из этой отрасли и разработчиков отраслевого ПО. Кроме того, запланировано расширение спектра предлагаемых решений для охвата сегментов газо- и водоснабжения.