КОНФЕРЕНЦИИ

Апрель ознаменовался двумя значимыми мероприятиями по тематике Web 2.0. Сан-Франциско принял 10 тыс. участников из 57 стран, которые съехались на конференцию Web 2.0 Expo, организованную издательством О’Рейли, а в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) прошла конференция "Web 2.0 - социальные сервисы для науки, образования, бизнеса и искусства".

На Западе Web 2.0 сливается с Семантическим вебом

Западное мероприятие продемонстрировало опреде-ленную зрелость - обсуждалась уже не сама концепция Web 2.0, а всевозможные системы и технологии, отвечающие ее критериям. Тон, как и положено, задавали гранды. Представители Google рассказали о бесплатном онлайновом офисном пакете Google Apps, включающем э-почту, календарь, модуль обмена сообщениями, редакторы документов и таблиц, а также о его грядущем расширении - системе создания презентаций Presently. Для эксплуатации всего пакета достаточно браузера, и он, таким образом, становится доступным множеству пользователей, которым не по карману мощный ПК. Существует и корпоративная версия Google Apps, но она платная. Очевидные проблемы с подобными решениями отметили аналитики Forrester Research - если у пользователя нет надежного соединения с Сетью, то подобные приложения бесполезны.

Тим О’Рейли не видит конфликтов

между Web 2.0 и Семантическим вебом

Менеджеры Google также прокомментировали недавнюю покупку рекламного гиганта DoubleClick. По их мнению, обвинения Google в монополизме беспочвенны, так как компания даже после приобретения DoubleClick все равно будет контролировать всего около 1% общемирового рынка рекламы.

В одного из лидеров движения Web 2.0 превращается и торговая площадка Amazon. Ее владельцы объявили о запуске хостинга, рассчитанного на онлайновые проекты нового поколения: SQS - для служб обработки сообщений; EC2 - для виртуальных частных серверов; S3 - для веб-сервисов хранения и обработки пользовательских данных. Microsoft запускает проект PhizzPop, планируя объединить компании, создающие приложения Web 2.0, и предоставить им хорошую площадку для обсуждения. Компания Sun продвигает открытую архитектуру Architecture for Humanity для развивающихся регионов, которая базируется на группе общедоступных технологий SAMP: Solaris 10, веб-сервер Apache, СУБД MySQL и сценарный язык PHP. Фирма CogHead предложила систему онлайновой разработки веб-приложений, работающих как с реляционными, так и с иерархическими БД. Пользователям доступна визуальная флэш-среда (лицензия на одного разработчика бесплатна), причем в ней можно не только проектировать структуру базы, но и задавать прикладную логику. Из схожих СУБД, основанных на веб-платформе, отметим Dabble DB, myWebDB, QuickBase и Zoho.

В ходе конференции Тим О’Рейли, глава издательства-организатора и автор концепции Web 2.0, отвечая на вопрос о возможности краха его детища - по аналогии с лопнувшим пузырем "дот-комов", заявил, что такое опасение в некоторой степени обоснованно, однако невозможно отрицать реальные изменения в Сети, происходящие на наших глазах, причем мы находимся в самом начале этого процесса. Он также отметил, что между концепцией Web 2.0 и Семантическим вебом Тима Бернерса-Ли нет противоречий. Нынешние проекты Web 2.0 со временем дополнятся средствами понимания естественных языков и улучшенными механизмами поиска на базе алгоритмов искусственного интеллекта и естественным путем перейдут в стадию Web 3.0.

Готовый продукт для построения Семантического веба продемонстрировали на конференции компании Franz и TopQuadrant. Он представляет собой расширение среды Eclipse, предназначенное для анализа больших объемов данных в формате RDF (модели сетевых ресурсов). Показателем быстрого движения Web 2.0 к следующей версии служит новый проект американских военных. Они, пропустив этап бесплодных обсуждений на тему, что такое Web 2.0, внедряют наиболее передовые технологии. Корпорация SAIC сформировала консорциум, который займется развитием новой концепции семантической сервисно-ориентированной архитектуры (SSOA), закладываемой в основу Web 3.0. Ее первая версия будет продемонстрирована на конференции DoDIIS, организуемой военным разведывательным агентством США DIA и посвященной технологиям автоматизации разведывательной деятельности. SSOA-приложения упростят поиск коррелирующих событий в больших наборах текстовой информации, так как способны действовать на уровне смысла сообщений. Они строятся из наборов готовых компонентов, создаются с помощью визуальных сред и ориентированы на коммерческое вычислительное оборудование. Архитектура SSOA также включает механизмы самосборки программ под заданную тематику, самоуправления, самовосстановления, изучения и совершенствования собственной работы. Она базируется на открытых стандартах и универсальной сервисной платформе OSGi. Ее прикладная реализация Infiniflow Enterprise Service Fabric, выбранная военными, предложена фирмой Paremus (www.pcweek.ru/?ID=626963). SAIC обещает продемонстрировать действующее приложение, объединяющее множество источников данных (сайты, почту, новостные агрегаторы, БД, генераторы сообщений в реальном времени и т. д.). Оно предоставит пользователям-аналитикам набор интуитивных интерфейсов, поможет им в принятии решений и в качестве примера обеспечит формирование плана спасения в реальном времени в ходе моделирования чрезвычайной ситуации. Программные агенты, деятельность которых может настраиваться пользователями, займутся преобразованием неструктурированных данных в хорошо организованный вид и последующей загрузкой их в базу знаний.

Успех конференций по тематике Web 2.0 столь велик, что в этом году под эгидой О’Рейли состоится тематическое мероприятие Where 2.0, посвященное технологиям определения местонахождения людей - как в физическом, так и в виртуальном пространствах. Кроме того, не исключается проведение конференции Mobile 2.0, недаром эксперты отмечают стремительное "выравнивание" платформ, на которых основаны мобильные технологии и Интернет.

Web 2.0 в России есть!

Если за рубежом уже реализуются проекты Web 3.0, то в России пока обсуждают "вечные" вопросы. Пример тому - открытая дискуссия в РГГУ со странным названием "Web 2.0 - быть или не быть". При этом мест для слушателей не хватало практически на всех девяти тематических секциях, посвященных применению Web 2.0 в науке, экономике, высшей школе, поисковых системах, энциклопедических ресурсах, геоинформатике и др. А наибольший интерес вызвал семинар по технологиям Web 2.0 в средней школе.

Мнения, как обычно, разделились. Критики концепции Web 2.0 утверждали, что сам О’Рейли позиционирует эту платформу главным образом как способ увеличения трафика, однако сам автор термина Web 2.0 в недавнем интервью изданию Wired продемонстрировал более глубокое понимание предмета. Он считает, что Web 2.0 характеризуется прежде всего развитыми онлайновыми средствами управления данными. Людям требуются удобные интерфейсы для создания, просмотра и эксплуатации контента, а социальные сети и AJAX-технологии вторичны. На первом плане в Web 2.0 - данные, которые создаются подобными механизмами, и бизнес, поддерживающий эти механизмы. Лучше всего сегодня для этого подходят веб-сервисы, и поэтому на рынке разработки ПО продолжится смещение акцентов от автономных программных модулей к веб-службам.

Сама конференция в РГГУ также попала под огонь критики, хотя, пожалуй, незаслуженно. Основные претензии к продвижению Web 2.0 в образование были связаны с тем, что учителя в массе своей не знакомы с новой концепцией и не понимают ее сильных сторон. Учителя, наверное, действительно не готовы к Web 2.0 - по объективным причинам, но вот ученики к ней готовы уже давно, и более того, используют на полную катушку, возможно, и не подозревая, что эксплуатируют Web 2.0. Эта платформа доказала свою жизнеспособность на практике - миллионы ребят по всей России ежедневно пользуются ее технологиями на общеизвестных отечественных и зарубежных порталах. Эта концепция расширяет прежде всего горизонтальные связи между людьми, поэтому типовая схема, когда учителя учат, а ученики в добровольно-принудительном порядке осваивают предлагаемые навыки, будет неработоспособна. В рамках Web 2.0 обсуждения и распространения заслуживает не критика, а практические инициативы - такие как всероссийский конкурс студенческих работ по эксплуатации решений Web 2.0 в учебном процессе. Он проходит под девизом "Наедине со всеми", провозглашенным Сергеем Кувшиновым, директором Института новых образовательных технологий РГГУ. Задача современного преподавателя информатики - не пересказывать рекомендации из методички, а помочь освоить новые возможности, предоставляемые Сетью, для получения социальных выгод. В качестве положительного примера на конференции приводился портал Летописи.ру - лишь за прошедший год российские учителя и школьники совместно подготовили для него около 20 тыс. образовательных статей. Об этом проекте рассказал Ярослав Быховский, директор Intel по образовательным программам в России и Казахстане. Его компания совместно с фирмой "ТрансТелеКом" продвигает Web 2.0 для обучения учителей, и педагоги быстро приобретают полезный опыт работы в средах коллективного взаимодействия. В рамках международной программы "Teach to the Future" Intel также ведет активную деятельность по обучению учителей средних школ, немалое число российских проектов и оригинальных начинаний доступны на сайте www. iteach.ru.

Пока основные суммы, выделяемые на информатизацию образования, тратятся на приобретение оборудования и ПО, что также подвергалось критике. Однако если нет "железа", то без него учить еще хуже - много лет даже вузовские преподаватели обучали информатике с помощью мела и доски. Инвестиции в "железо" - разовые, главное, чтобы в дальнейшем средства не менее активно шли в обучение учителей. Не стоит забывать, что дети обучаются очень быстро, подчас без посторонней помощи, главное, чтобы им был интересен сам процесс. Web 2.0 как раз и предлагает привлекательные механизмы общения и творчества. Например, подростки увлеченно играют в сложные стратегические игры в реальном времени - но ведь для победы надо принимать десятки непростых решений, планировать деятельность, учитывать доступные ресурсы. Через решение виртуальных игровых проблем, которые по сложности подчас превосходят большинство задач средней школы, проходит почти каждый ребенок, незаметно для себя обучаясь принятию решений в динамических условиях. А школа может существенно ускорить этот процесс, направить его в позитивное, социально полезное русло.

В ходе дискуссии был поднят вопрос о наличии у участников своего блога - но таковых в зале набралось единицы. Впрочем, подобным образом обстоит дело практически во всех социальных сетях: поставщиками контента является не более 1% пользователей, а остальные предпочитают его "потреблять". При этом число пассивных пользователей за считанные годы выросло на порядок, и крупные ИТ-корпорации оптимистичны в прогнозах посещаемости порталов Web 2.0.

Критики Web 2.0 иронизировали по поводу доходности этой концепции, и действительно, прямолинейный подход к извлечению денег из новых технологий Web 2.0 (например, за счет рекламы) для рядового пользователя малоэффективен. Правильный путь продемонстрировал один из участников обсуждения, который рассказал, что он профессионально занимается фотографией, пользуется одним из популярных фотоблогов, участвует в тематических обсуждениях и таким образом успешно находит заказчиков на свои услуги. Конечно, гораздо важнее, что Web 2.0 предоставляет новые возможности для совместного творчества, позволяет формировать полезные контакты и участвовать в профессиональных сообществах, где при желании несложно найти подходящих деловых партнеров.

Web 2.0 привлекает, конечно, не только школьников и специалистов. По результатам исследования Cisco, 35% из опрошенных 84 руководителей крупных государственных учреждений в 17 странах мира, включая Россию, относят развитие новаторства к числу главных приоритетов на 2007 г. При этом существенное внимание уделяется концепции Web 2.0, а основной причиной, препятствующей ее массовому внедрению, названа нехватка квалифицированных кадров. Госчиновники также озабочены развитием новых онлайновых услуг, повышением производительности труда и совершенствованием групповой работы. Но именно эти проблемы и решают ИТ - недаром 84% структур планируют внедрять подходящие ИТ-решения.