По данным экспертов, технологии управления эффективностью бизнеса все шире применяются в финансовой сфере. В частности, согласно оценкам компании Intersoft Lab, в тройку лидеров по объему приобретенного для этих целей ПО уже третий год входит банковская отрасль, занимающая третье место после нефтегазовой и торговой. Наряду с ростом востребованности управленческих технологий в банках изменились и приоритеты в использовании той или иной функциональности. Опрос, проведенный в 2005 г. Ассоциацией российских банков (АРБ), показал, что на тот момент наиболее востребован был управленческий учет, на втором месте находились моделирование и прогнозирование финансового состояния, на третьем - управление рисками, на четвертом - финансовое планирование и на последнем - стратегическое планирование. В 2006 г. картина изменилась (см. диаграмму). Финансовое планирование заняло первое место, на втором оказался управленческий учет, а управление рисками вышло только на третье место, хотя, по прогнозам прошлых лет, именно ему банки планировали в 2006 г. уделить первостепенное внимание. Результаты опроса по прогнозам на 2007 г. показали, что банки в первую очередь собираются внедрять системы планирования, на втором месте оказалось управление рисками, на третьем - управленческий учет. Эта статистика показывает, что политика Банка России по внедрению положений Basel II поднимает рейтинг автоматизации управления рисками в глазах банков.

Юлия Амириди, заместитель

генерального директора по

маркетингу и работе с партнерами

 компании Intersoft Lab,

эксперт АРБ

Чтобы оценить положение дел в сфере управленческих технологий со стороны разработчиков и поставщиков решений, мы пригласили к обсуждению темы представителей действующих на отечественном рынке крупных зарубежных компаний, российских производителей финансового ПО, а также интеграторов, ведущих проекты банковской автоматизации.

Потребность банков в управленческих системах и задачи сегодняшнего дня

По общему мнению всех участников нашей дискуссии, потребность кредитных организаций в управленческих технологиях на протяжении последних лет непрерывно возрастает. "Рост рынка систем Business Performance Management (BPM) в российских банках в прошлом году превысил 30%, тогда как мировой показатель составляет 10-15%, - сообщает Юлия Амириди. - Еще одна тенденция - рост российского рынка BPM-систем за счет "вторичных" продаж. Например, в структуре доходов Intersoft Lab за прошлый год доля доходов от развития BPM-функциональности в банках, с которыми компания сотрудничает уже давно, впервые превысила доходы от первичных продаж. Это свидетельствует о том, что достигнута определенная степень зрелости рынка BPM в России".

А Константин Маркелов считает, что в последнее время необходимость в управленческих технологиях в банковском секторе растет просто взрывными темпами: меньше чем за год только в ОТР было открыто пять проектов (либо предпроектов) по созданию хранилищ данных (ХД) - технологической платформы для построения аналитических и управленческих систем.

Рост интереса к управленческим технологиям связан как с изменением самого рынка (развитие новых направлений, приход иностранного капитала, усиление конкуренции и пр.), так и с действиями его регуляторов. "Банковский сектор переживает этап консолидации, - констатирует Сергей Полищук. - Многие банки повышают уровень публичности и выходят на фондовые рынки. Соответственно сегодня востребованы системы, обеспечивающие высокое качество корпоративного управления, финансовую прозрачность банковской организации и повышение капитализации". Аналогичные мотивы отмечает и Кирилл Кибалко: "Основными целями покупки управленческой системы для банка являются сегодня обеспечение прозрачности бизнеса для потенциальных инвесторов, создание инструментов эффективного управления растущей структурой, а также захват доли рынка". Новые технологии управления бизнесом необходимы и в связи с развитием розничного бизнеса финансово-кредитных организаций, усложнением предлагаемых продуктов и услуг, в поддержке которых задействовано большое количество сотрудников, зачастую принадлежащих к различным подразделениям. "Эти факторы, а также низкая доходность отдельных розничных операций и их массовый характер влекут за собой необходимость решения такой сложной задачи, как повышение эффективности бизнес-процессов", - говорит Вадим Бондарев.

Вадим Бондарев, директор

компании “Кворум”

Наряду с ростом интереса банков к управленческим технологиям меняются и их потребности в конкретных решениях. "Несколько лет назад речь в основном шла о системах бюджетирования, получения отчетности по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) и оценки кредитного риска, - сообщает Алена Дробышевская. - Сегодня все эти системы по-прежнему востребованы, но уже говорят и о комплексных системах управления рисками, в том числе операционными, рыночными. Понемногу начинается обсуждение темы Basel II, и самые активные банки присматриваются к решениям для автоматизации положений Базельского комитета. Очень серьезные требования банки предъявляют к аналитическим возможностям систем и инструментам визуализации данных, ведь мало собрать все данные воедино, надо иметь возможность быстро проанализировать их в любых нужных срезах, вывести тут же на порталы и "приборные доски" [dashboard], при необходимости оповестить людей по электронной почте или посредством SMS-сообщений. Бизнес-пользователи заинтересованы в удобных средствах построения произвольных отчетов: темп бизнеса растет, и зачастую просто нет времени готовить заявку на новый отчет, передавать ее в ИТ-отдел на реализацию и ждать результатов. Одним из примеров таких систем является Oracle Business Intelligence Enterprise Edition (в основе которой - Siebel Business Analytics), и мы видим огромный интерес к ней со стороны банков".

В территориально распределенных банках, сообщает Кирилл Кибалко, возникла новая волна интереса к ERP-системам для учета материальных ценностей и основных средств, а также к системам управления человеческим капиталом. Такие банки интересуются полнофункциональными решениями и часто обращаются за программными продуктами к западным разработчикам. Более четко обозначился интерес к CRM-системам.

По мнению Алексея Михеева, растет потребность банков в создании хранилищ данных для формирования полноценной управленческой отчетности. По сведениям компании, сегодня в банках наиболее востребована автоматизация таких направлений, как бюджетирование, управление бизнесом с корпоративными клиентами, CRM-аналитика, оценка всех видов рисков.

Алена Дробышевская,

менеджер по развитию

бизнеса в секторе финансовых

институтов “Oracle СНГ”

Однако применение аналитического инструментария, специализированных приложений и ХД служит в основном для автоматизации отдельных участков управленческого контура. "У банков еще нет понимания управленческого цикла, много организационных трудностей, связанных с его внедрением, поэтому решается, как правило, отдельная задача, например, планирования", - говорит Юлия Амириди. Управленческий цикл в концепции BPM-системы состоит из четырех этапов: разработка стратегии и ключевых показателей (KPI) в различных разрезах (клиенты, персонал, финансы, бизнес-процессы), создание оперативных планов (финансовое и бюджетное планирование), мониторинг и анализ исполнения плана (управленческий учет, план-факт-анализ), регулирование (моделирование и прогнозирование финансового состояния). "В основном в управленческих системах реализованы финансовые KPI, хотя у Intersoft Lab есть отдельные заказчики, которые определяют показатели и по персоналу. Практика показывает, что методики расчета большого числа KPI активно банками не используются. В реальности чаще оперируют десятью-двенадцатью ключевыми показателями, под которые выстраивается оперативное планирование", - отмечает Юлия Амириди.

Новые тренды

По данным опроса, проведенного АРБ среди банков с целью выяснения, какие ИТ-проекты планируются в их головных офисах в 2007 г., на первом месте оказались CRM-системы, на втором - ХД, на третьем - инструменты интеграции.

Действительно, сегодня интерес к CRM-системам велик, это отмечают все участники дискуссии, хотя практических внедрений не так много. В сочетании с ХД им отводится ключевая роль в автоматизации фронт-офиса. "В связи с активным развитием ритейла все больше российских банков придерживается в своем бизнесе клиенториентированного подхода, в рамках которого в качестве главных факторов увеличения доходов признаются привлечение клиентов и повышение их лояльности, а основным инструментом реализации являются CRM-системы", - поясняет Андрей Фомичев. Более того, "...CRM я бы отнесла не только к управленческим, но также и к операционным системам ежедневного и ежечасного использования, - уточняет Алена Дробышевская, - особенно ту ее часть, которая касается собственно взаимодействия с клиентами через разные каналы (в том числе колл-центры, перекрестные продажи и пр.). К такой операционной (ежедневной) CRM и к аналитическим ее разделам (анализу клиентской базы и доходности по клиентам, анализу каналов продаж, возможностей) банки проявляют активный интерес.

Еще одним достойным внимания трендом в России стало то, что часть банков, внедривших несколько лет назад "легкие" CRM-решения, начали достигать пределов их производительности и сознательно переходить на более серьезные и масштабирумые системы". Новый подход к применению CRM-систем отмечает и Кирилл Кибалко: "Буквально год назад большинство банков понимали CRM как некую "расширенную записную книжку". Сейчас они ожидают увидеть не только поддержку функций фронт-офиса, но и технологии управления каталогом банковских продуктов, централизованного ведения картотеки клиентов, анализа поведения клиентов и т. д.".

"Это позволяет выделить два ключевых направления использования CRM-систем: во-первых, управление контактами, во-вторых, управление клиентской базой, а именно получение данных по клиентам и их счетам, обслуживаемым сразу в нескольких филиалах банка, отслеживание аффилированности клиентов разных филиалов, получение и анализ управленческих отчетов по клиентской базе, в том числе расчет доходности по клиентам, - отмечает Юлия Амириди. - Первое направление можно охарактеризовать как учетную или справочную составляющую CRM-системы, второе - как аналитическую, которая сегодня становится все более востребованной. На практике задачу получения единого непротиворечивого реестра клиентов, как правило, решает хранилище данных, предоставляя готовую технологию сбора из разнородных источников сведений о клиентах и об операциях с ними". Это еще раз подтверждает, что хранилище данных уже не является заморской диковинкой, как было несколько лет назад, и все активнее используется в широком спектре задач. Для многих банков ХД - один из способов интеграции разрозненных технических решений в области учетных систем, накопленных за время развития бизнеса. Задача консолидации данных и обеспечения единого взгляда на информацию особенно актуальна для кредитных организаций, имеющих филиалы, отделения и дополнительные офисы.

По мнению Алены Дробышевской, меняется и спектр задач, которые банки возлагают на хранилища, - в их число все чаще входят задачи определения трансфертных цен, оценки разных видов риска и управления ими, анализа клиентской базы (в том случае, если эта задача не решается текущей CRM-системой), применяются западные методики финансового анализа. Растет количество "западных" хранилищ, внедренных на российском рынке, и благодаря этому новые банки смотрят на такие системы, как, например, Oracle Financial Services Application, с меньшей настороженностью, понимая, что они работают и в российских условиях.

Еще один тренд на рынке управленческих систем - интеграционные решения. "Все больше банкиров сегодня приходят к пониманию того, что централизация управления бизнесом повышает капитализацию банка, но многие кредитные организации пока еще не готовы к масштабному апгрейду технологической инфраструктуры", - отмечает Андрей Фомичев. Как альтернатива масштабным централизованным решениям выступают интеграционные решения в рамках сервисно-ориентированной архитектуры, обеспечивающей создание общей шины данных. "В традиционном ИТ-зоопарке банка эта задача становится все более востребованной по мере эволюции, улучшения и упрощения самих систем интеграции", - полагает Алена Дробышевская.

Из интеграционных задач, по мнению Кирилла Кибалко, отмечается существенный рост интереса к ведению единой нормативно-справочной базы, в частности единой картотеки клиентов. Банки, еще не решившие эту задачу, не только не могут с должным качеством анализировать клиентскую базу, но и вынуждены тратить значительные ресурсы на подготовку отчетности, которая сейчас стала обязательной (например, реестр взаимных обязательств).

Константин Маркелов,

заместитель директора по

развитию бизнеса компании

ОТР, эксперт АРБ

Помимо общих на рынке обозначились и локальные тенденции. Бум кредитования обуславливает актуальность внедрения систем управления розничными кредитными рисками. А перспектива перехода к стандартам Basel II открывает путь для систем управления корпоративными кредитными рисками.

О серьезном интересе к системам управления рисками говорит и компания SAP. "Ряд крупных банков уже выбирают промышленные программные продукты в этой области, причем в их реализацию они готовы вкладывать существенные суммы - от миллиона евро и больше", - сообщает Кирилл Кибалко. Намечается также интерес банков к системам управления закупками. Не секрет, что затраты на закупки материальных ресурсов занимают до 40% в смете расходов банка. Централизация процессов закупки и выстроенная система управления отношениями с поставщиками могут дать крупным банкам существенную экономию.

Алексей Михеев, директор

департамента аналитических

систем компании R-Style Softlab

"Банковское сообщество живет в условиях жесточайшей конкуренции, и те бизнес-процессы, которые еще вчера приносили прибыль, уже завтра могут стать убыточными, - считает Вадим Бондарев. - В связи с этим все больше менеджеров задумывается об использовании в своих организациях процессно-ориентированного подхода к управлению, который невозможен без внедрения такого класса управленческих систем, как BPMS [Business process management system]. Ключевой особенностью таких систем является их способность управлять не просто бизнес-процессами, а динамично меняющимися бизнес-процессами".

Автоматизация управления рисками. Как сохранить инвестиции?

Как уже было сказано в самом начале, по значимости задачу управления рисками банки поставили на второе место в 2007 г. Какими могут быть эти решения? Аналитики из Gartner предлагают трехуровневую архитектуру построения системы управления рисками. Первый слой - сбор и управление данными на базе ХД. Второй составляют риск-инструменты (моделирование факторов рисков, измерение капитала, стресс-тестирование и пр.). Третий слой - средства подготовки отчетности и оповещения. "Для создания интегрированной системы, - говорят в Gartner, - не пытайтесь купить продукт от одного поставщика, используйте лучшие решения разных производителей".

"Прежде чем начинать процесс автоматизации управления рисками, стоит тщательно разобраться в деталях, - советует Алексей Михеев. - Дело в том, что данное направление деятельности банка состоит из нескольких аспектов, и на практике управление кредитными, рыночными рисками и рисками ликвидности успешно автоматизируется. В операционных рисках большую роль играет консалтинг; он, как правило, составляет значительную часть проекта внедрения. Поэтому нужно четко определить круг задач, которые предстоит решить, разбить проект на этапы и обозначить, каков должен быть результат на каждой стадии".

Что касается операционных рисков, то здесь, по мнению специалистов фирмы "Кворум", автоматизация возможна за счет внедрения в банке системы класса Workflow, способной интерпретировать формализованное описание бизнес-процессов, взаимодействовать с участниками потока работ и при необходимости вызывать соответствующие приложения. Такая система позволяет автоматизировать регламенты исполнения бизнес-процессов, снижая вероятность их нарушения со стороны пользователя, предоставляя возможность контроля над исполнением каждого процесса и анализа операционной деятельности банка в целом. "Не надо забывать, что любая процедура управления рисками всегда будет сплавом действий человека и системы. Так что помимо внедрения систем автоматизации надо обязательно работать и над методикой управления рисками", - напоминает Алена Дробышевская.

Российский рынок предлагает несколько подходов к автоматизации управления рисками. Прежде всего это комплексные системы действующих здесь крупных западных поставщиков. Но стоимость таких проектов для большинства отечественных банков слишком велика. Поставщики российских АБС не готовы представить законченные решения по управлению рисками. Правила оценки рисков, так же как и МСФО, во многом опираются на мотивированные суждения, а их расчет требует большой работы по автоматизации сбора данных. Из российских разработок самым популярным риск-инструментом финансовых аналитиков является "Финансовый риск-менеджер" компании ИНЭК. "В нем заложена серьезная математика, которая на практике не всегда используется банками. Основное препятствие связано с получением в банке всех необходимых данных для работы программы, - поясняет Юлия Амириди. - Чтобы обеспечить информационную основу для расчета рисков, необходимо собрать данные самого "низкого" уровня - о сделках. Нельзя забывать о том, что эти данные накапливаются в банке в разных программных модулях и перед обработкой риск-механизмом должны быть собраны, выверены и приведены к единому формату. Наконец, желательна их предварительная агрегация. Для решения всех перечисленных задач целесообразно применять технологии ХД. Компания Intersoft Lab уже реализовала первый проект интеграции хранилища "Контур Корпорация" и программного комплекса "Финансовый риск-менеджер" в одном из московских банков. Так что этот совет прошел проверку практикой".

Сергей Полищук, заместитель

директора по работе с

финансовыми организациями

компании “Техносерв”

На ту же трудность указывает и Сергей Полищук: "Одна из ключевых проблем внедрения системы риск-менеджмента, как и любой управленческой системы,- проблема с самими данными. К примеру, управление кредитными рисками - насущная для многих банков задача. До сих пор решение о выдаче кредита зачастую принимается без достаточных оснований. Как результат, в кредитном портфеле появляются "плохие" долги и снижаются показатели эффективности банка. Да, банки уже начали внедрять скоринговые системы, позволяющие проводить всестороннюю оценку потенциального кредитора. Но надо понимать, что любая система для принятия решения нуждается в полноценной информации не только об этом клиенте, но и об отрасли, в которой он работает, о макроэкономических показателях и мировой статистике. А в соответствии с Basel II вся эта информация должна охватывать пять-семь лет. Собрать такую базу, используя данные только по России, пока что сложно. Поэтому можно обратиться за данными схожих рынков, например стран Латинской Америки и Восточной Европы. Адекватность же такой информации для каждого конкретного банка должен определить профессиональный консультант, только в этом случае система риск-менеджмента будет реально работать, а средства на ее внедрение не окажутся потраченными зря".

Принцип сохранения инвестиций при построении системы управления рисками в предлагаемой Gartner архитектуре прост: если есть инструменты для выпуска отчетности и риск-механизмы - постройте ХД, если есть ХД и средства создания отчетности - купите риск-механизмы и интегрируйте их в нужное решение. "Как можно "потерять инвестиции" при внедрении системы управления рисками? Ведь отказываться от использования каких-либо информационных систем банка не придется, - недоумевает Константин Маркелов. - Сохранение инвестиций в данном случае свидетельствует об успешной реализации проекта. То есть снижение проектных рисков является гарантией сохранения инвестиций при построении системы управления рисками".

И все же, советует Алена Дробышевская, говоря о сохранении инвестиций, надо внимательно смотреть на то, что уже сделано в банке для управления рисками, какие затронуты области, насколько устраивают банк текущие решения и насколько они масштабируемы. "Из опыта общения с риск-менеджерами российских банков можно сказать, что у нас еще очень мало действительно работающих комплексных систем управления рисками. Чаще всего в той или иной мере автоматизированы процедуры скоринга (кредитный риск), определенные рыночные риски (хотя последнюю задачу обычно решают Exсel и интуиция). При этом большинство комплексных систем управления рисками, таких, например, как наша рисковая платформа Oracle/I-Flex Reveleus, предусматривают как внедрение методом "большого взрыва", так и помодульное и поэтапное внедрение, что позволит использовать все те наработки, которые уже есть в банке", - говорит она.

Компания ЦФТ в качестве одного из возможных вариантов сохранения банком инвестиций при построении комплексной системы управления рисками предлагает использование или развитие для этой цели существующих информационных комплексов, что более выгодно и удобно по сравнению с приобретением дополнительно специализированной системы управления рисками. В рамках этой концепции реализован ряд проектов, связанных с управлением рисками как в основных транзакционных банковских системах, так и в специализированных системах управленческого учета.

Кирилл Кибалко, менеджер-эксперт

по работе с клиентами “SAP СНГ”

По мнению Кирилла Кибалко, банки начинают понимать преимущества внедрения комплексной системы управления рисками по сравнению с локальными, позволяющими управлять отдельными видами рисков (кредитными, операционными и т. д.), а также ценность объединения системы финансового управления и системы управления рисками в единое решение. Надежным путем сохранения инвестиций, считает он, является изначальный выбор полнофункциональной платформы, которую можно развивать по мере расширения бизнеса в банке, а не шить "лоскутное одеяло".

Влияние западных поставщиков

То, что западные управленческие технологии играют заметную роль на российском рынке и оказывают определяющее влияние на развитие этого сектора финансового ПО, признано всеми участниками нашей дискуссии.

"Во-первых, они отличаются хорошо проработанными и обкатанными в условиях рыночных отношений методологиями. Во-вторых, гранды мировой ИТ-индустрии (такие как Microsoft, Oracle, SAP) имеют прекрасные возможности приобретать специализированные решения нишевых компаний, достигших успеха в тех или иных областях," - поясняет Вадим Бондарев.

Интерес российских банков, особенно крупных (из числа Тор-50), к западным системам растет, и причины тому - желание повысить капитализацию, привлечь инвесторов, возможность выйти на IPO. Однако известно, что при внедрении западных технологий возникают сложности, обусловленные множеством факторов - начиная с разницы менталитетов и подходов к управлению и ведению бизнеса и заканчивая масштабными различиями в действующих законодательствах.

"Западные поставщики действуют не всегда адекватно российским реалиям - говорит Сергей Полищук. - Дело в том, что за менее чем 20 лет существования российский банковский сектор сформировал собственное представление о том, что такое ИТ-инфраструктура банка. Поэтому зачастую подход западного вендора к решению задач отечественных банков идет вразрез с базовыми принципами организации и ИТ-поддержки бизнес-процессов, принятыми в России. Так, некоторые из поставщиков настаивают на том, что банк должен провести полный реинжиниринг бизнес-процессов, чтобы внедрить комплексную управленческую систему именно от этого вендора. На самом деле очень немногие готовы пойти на такой шаг. Одна из основных проблем здесь состоит в том, что банк, ориентируясь на повышение капитализации, по сути не хочет перестраивать свою работу. Задача выглядит так: поставить дорогую систему от вендора с мировым именем и отчитаться перед акционерами и инвесторами об успехах в повышении качества управления. То есть технология как бы внедрена, но реальная отдача от нее стремится к нулю. И объяснить заказчику всю выгоду от полноценного функционирования управленческой системы - одна из главных задач интегратора, которая должна быть решена еще до старта проекта. В противном случае ожидаемые результаты проекта будут не только размыты, но и практически недостижимы".

Прибавим ко всему сказанному, что в России пока мало кто хорошо знаком с западными управленческими системами и умеет их внедрять, а если учесть необходимость выделения гигантских бюджетов на длящиеся годами проекты, то становится понятным, почему основная масса кредитных учреждений, желающих повысить качество принимаемых управленческих решений, предпочитает сегодня ПО российских компаний. Внедрение этого ПО, разработанного в соответствии с местной спецификой, способно принести банку более быстрый эффект и реальную отдачу. "Если несколько лет назад функциональность управленческих продуктов отечественных поставщиков сильно отставала от западных, а основными их преимуществами были экспертиза и опыт внедрения в банках, то сейчас ситуация изменилась, и функциональная наполненность программных пакетов российской разработки не уступает решениям иностранных вендоров. При этом следует иметь в виду, что не все возможности западных систем могут быть востребованы в России. Одновременно продукты, созданные в нашей стране, учитывают национальную специфику и культуру управления в российских банках", - считает Юлия Амириди.

"Следует отметить, что присутствие на российском рынке разработок западных конкурентов серьезно стимулирует развитие нашего ПО. И у нас уже есть проекты, которые по своим масштабам и объемам решаемых задач могут сравниться с иностранными", - резюмирует Алексей Михеев.

Проблемы внедрения

Известно, что нет двух одинаковых или во всем похожих друг на друга банков. Так и проекты по автоматизации и внедрению управленческих технологий имеют как типичные узкие места, характерные для любого крупного проекта, так и частные, обусловленные индивидуальными особенностями организации.

К числу общих проблем участники дискуссии относят отсутствие в банках самой методологии управления, расплывчатые требования к конечному результату проекта, недооценку его сложности, слабое финансирование, недостаточный уровень поддержки как проектной команды со стороны заказчика, так и проекта в целом со стороны руководства.

Спрос на BPM-технологии в российских банках в 2006 г.

"Зачастую банк либо вообще не имеет четко описанной методологии, либо она очень далека от общепринятых подходов. И в том и в другом случаях приходится тратить много времени на выработку единого видения задачи, начиная от согласования терминологии и заканчивая формализованным описанием регламентов бизнес-процессов", - говорит Кирилл Кибалко.

Уроки, которые необходимо усвоить, приступая к внедрению, анализирует и Алена Дробышевская. "Во-первых, - считает она, - при автоматизации управленческого учета всегда надо помнить, что хорошая система в лучшем случае еще только половина дела. Вторую и наиболее важную половину составляет собственно методология управления, которая должна быть отработана и применима для конкретного банка, для его целей, задач и стратегии. Именно отсутствие бизнес-постановки зачастую приводит к разочаровани ю заказчика. Даже при наличии неких "лучших практик" в ИТ-решении необходимо четко понимать, что это за практики, как они могут быть адаптированы к методам ведения бизнеса в России, соответствуют ли они нуждам и задачам конкретного банка. Здесь очень важен выбор правильного бизнес-консультанта или присутствие грамотных методологов в банке. Во-вторых, проект смены любых систем всегда требует поддержки руководства банка, а если речь идет об управленческих системах, то сопротивление "хранителей знаний о том, как получена цифра", зачастую бывает очень сильным. В-третьих, важно выбрать то ИТ-решение, которое максимально отвечает потребностям банка. Ну и, конечно, необходимо сформировать квалифицированную команду внедренцев как со стороны заказчика, так и со стороны компании, внедряющей решение".

Андрей Фомичев, глава

дирекции решений для

финансовых институтов

компании ЦФТ

По мнению Сергея Полищука, определенную проблему представляют длительность проектов внедрения и, как следствие, некоторое изменение бизнес-процессов в силу объективного развития самого бизнеса, что, в свою очередь, меняет требования к системе. Нередки случаи смены приоритетов из-за ухода из банка на каком-то этапе внутренних бизнес-заказчиков. Новым руководителям проект может показаться неактуальным, что приводит к угасанию интереса к нему и к его результатам и негативно сказывается на общем ходе реализации проекта.

Среди часто встречающихся трудностей эксперты отмечают также сбор качественной первичной информации, отвечающей требованиям однородности, непротиворечивости. Причины здесь, как полагает Константин Маркелов, в разнородности действующих в банке информационных систем, в различии настроек и регламентов для них в разных филиалах.

Совершенно разных мнений о трудностях внедрения, порождаемых так назы ваемым человеческим фактором, придерживаются представители компаний ЦФТ и "Кворум". По мнению Алексея Фомичева, влияние этого фактора более свойственно производственным предприятиям: "Банки же, как организации, работающие непосредственно с деньгами, традиционно были и остаются относительно более управляемыми структурами, имеющими лояльный персонал, перед которым стоят четко прописанные задачи. И если руководство банка принимает решение о внедрении управленческих технологий, то в скорейшем и успешном завершении проекта, как правило, заинтересованы все ответственные лица".

Вадим Бондарев считает, что человеческий фактор является основополагающей составляющей в процессе внедрения новой системы. "На практике, - аргументирует он свою позицию, - приходится сталкиваться и с сопротивлением чему бы то ни было новому, и с отказом ломать сложившиеся стереотипы, менять привычный взгляд на вещи, а также с банальной ленью, нежеланием что-либо делать в принципе. Помимо этого при внедрении новой системы зачастую можно встретиться с боязнью рядовых сотрудников, выполняющих стандартные функции и живущих по принципу "мне здесь приятно - тепло и сыро", того, что они станут ненужными, "устаревшими элементами" в своей организации. В таком случае мы имеем дело не только с пассив ностью, но и с открытым противостоянием изменениям, сознательным затормаживанием всего процесса в целом. Данные проблемы в большей или меньшей степени присутствуют у любого заказчика и в конечном счете могут оказать огромное влияние как на сроки выполнения работ, так и на их результат. С этой точки зрения существенным становится наличие в банке волевых менеджеров, нацеленных на конечный результат проекта и способных словом и делом повести коллектив за собой".

Наряду с ростом востребованности управленческих технологий в банках изменились и приоритеты в использовании той или иной функциональности.

Возможно, такое расхождение во мнениях и та важная роль, которая отводится человеческому фактору в проектах фирмы "Кворум", связаны прежде всего с продвижением этой компанией процессно-ориентированного подхода к автоматизации, требующего кардинального пересмотра и переосмысления принципов управления банком и организации его деятельности при переходе от функционально ориентированной модели к процессным технологиям.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что поставщики решений и интеграторы активно вовлечены в процесс освоения банками управленческих технологий. Богатый западный опыт адаптируется к российским реалиям. И хотя большинство банков проходит начальный этап освоения этих технологий, когда автоматизация касается отдельных участков управленческой цепочки, проработка темы ведется по многим направлениям. Сегодня всем участникам рынка очевидно, что повышение эффективности бизнеса, снижение потерь и получение максимальных доходов - задачи, решение которых невозможно без управленческих технологий.