SOA

Развитие сервисно-ориентированных архитектур (SOA) и зарождение композитных приложений следующего поколения заставили фирму BEA Systems уделить особое внимание возникающим в этой связи проблемам. Совсем недавно ее вице-президент и директор по технологиям Роберт Ливай утвердил подготовленный его офисом документ, в котором перечисляются новые вызовы сегодняшнего дня и предлагаются способы ответа на них. Эти руководящие указания, правда, касаются только BEA и не могут рассматриваться как панацея от всех бед, однако их содержание просто не может не заинтересовать широкий круг специалистов.

Некоторые из поднятых в документе вопросов представители BEA изложили на конференции финансовых аналитиков (она прошла в Сан-Франциско в конце марта). В своих выступлениях они отметили, что реализация SOA в корпоративной среде бросает новые вызовы разработчикам, и компаниям необходимо четко определить, какие доступные им средства помогут эффективно работать и двигаться вперед.

Одним из важных вопросов, напрямую связанным с инфраструктурой SOA, становится гарантированное выполнение соглашений об уровне обслуживания, призванных обеспечить высокую доступность системы при минимальных расходах на оборудование. Решение этой проблемы BEA видит в более активном применении технологии виртуализации.

Обсуждение стратегии фирмы в этой области, причем весьма оживленное, началось еще в декабре на пекинской конференции BEAWorld Beijing. Тогда представители BEA изложили собственное видение развития своего ПО и в качестве первой вехи на этом пути назвали создание WLS-VE (WebLogic Server Virtual Edition); в этой редакции хорошо известный сервер приложений WebLogic Server должен был быть дополнен виртуализированным вариантом Java-машины BEA Liquid VM. Последняя будет оптимизирована для запуска Java-приложений на виртуализированных аппаратных средствах.

Концепция виртуализации не нова. По определению BEA, она представляет собой процесс сведения вычислительных ресурсов во временные логические группы, создаваемые для решения конкретных задач. Дальнейшее же развитие таких технологий, как считают специалисты фирмы, связано с поддержкой SOA.

Следующим логическим шагом на этом пути должно стать расширение возможностей мониторинга соглашений об уровне обслуживания (SLA) и управления ими. На данном этапе следует ожидать появления сервисных инфраструктур, автоматически предоставляющих сервисы в соответствии с условиями SLA и текущим состоянием самой инфраструктуры. Применение взаимосвязанных технологий мониторинга и управления позволит не только обнаруживать выход за пределы пороговых значений SLA, но и соответствующим образом реагировать на все подобные случаи. При резком возрастании количества транзакций, скажем, система сможет автоматически выделить соответствующему сервису дополнительные ресурсы. Результатом такого подхода, как считают в BEA, должно стать появление инфраструктур SOA, способных контролировать весь сервисный стек.

BEA и SOA

Производитель ПО видит препятствия на пути SOA

и знает, как их преодолевать.

Второй вызов связан с разнообразием конфигураций инфраструктур низшего уровня. В ответ на него BEA выдвигает концепцию сервисных сетей. Хотя SOA и положила начало новому поколению приложений, однако, как отмечают специалисты фирмы, развертывание таких приложений происходит зачастую не на уровне корпорации или предприятия, а лишь в рамках отдельных проектов или подразделений. В результате появляются разрозненные островки сервисов, каждый из которых нацелен на один или несколько сегментов шины ESB (Enterprise Service Bus). И со временем возникает сложная проблема объединения разнородных частей в целостную структуру SOA, способную охватить не только одно виртуальное предприятие, но и перешагнуть корпоративные границы. Добиться же этого можно с помощью так называемых сервисных сетей.

Каждая такая сеть должна обеспечивать решение нескольких проблем, что еще больше усложняет интеграцию отдельных островков. Ведь нужно абстрагироваться от местоположения сервисов, наладить распределенную систему оповещения об их доступности, обеспечить гибкий выбор способов их предоставления по запросу потребителя. А для этого, как подчеркивает BEA, при построении сервисной сети необходимо учитывать уроки, полученные в ходе создания современного Интернета. В мире сервисов, в конце концов, действуют те же принципы, что и в вычислительных сетях. Сервисные домены вполне можно рассматривать как маршрутизаторы сервисов, а шина ESB готова играть роль своеобразного коммутатора.

Третьим вызовом BEA считает развитие социального компьютинга, а в качестве ответа на него предлагает технологии Web 2.0. По мнению фирмы, чтобы сделать бизнес более динамичным, необходимо предоставить пользователям такие новые возможности, как привязка их действий к событиям, социальное тегирование и функции совместной работы в реальном времени. Именно сегодня мы наблюдаем постепенное проникновение идей Web 2.0 в корпоративную среду через рядовых сотрудников, чему немало способствует растущая популярность среди них блогов и рассылок RSS. Учитывая это, BEA представила на конференции O’Reilly Emerging Technology Conference, которая проходила в конце марта в Сан-Диего, сразу три новых решения для корпоративной среды Web 2.0 - AquaLogic Ensemble, AquaLogic Pages и AquaLogic Pathways.

Программные продукты нового поколения предоставят пользователям возможность самостоятельно создавать собственные приложения, легко и просто делить свою работу с коллегами и обмениваться с ними ее результатами. А основой для таких преобразований, по мнению BEA, должна стать архитектура SOA. Специалисты фирмы уверены, что активное применение на предприятиях концепции совместно используемых сервисов и таких новых средств повышения производительности труда, как порталы и инструменты BPM (Business Process Management), неминуемо подтолкнет пользователей к созданию собственных композитных процессов и приложений.

Четвертым вызовом фирма считает обеспечение полной совместимости разных сервисов и систем. Здесь на помощь должна прийти семантическая инфраструктура, призванная наладить беспрепятственную связь между ними. Благодаря ей появится возможность унифицированного восприятия терминов, допускающих многозначное толкование.

Корпоративные программные продукты нового поколения предоставят пользователям возможность самостоятельно создавать собственные приложения.

И наконец, в качестве пятого вызова называется необходимость интеграции средств бизнес-анализа в приложения, автоматизирующие основную деятельность предприятия. Решение этой проблемы BEA видит в своевременном включении инструментов оперативного (just-in-time) BI в платформу SOA. Но для этого аналитическую работу с данными нужно начинать в момент их создания, независимо от того, будут они храниться постоянно или передаваться в потоковом режиме.

Сегодня, когда происходит конвергенция средств BI реального времени и архитектуры SOA, а потоковые данные циркулируют по корпоративным сетям, особое значение приобретает создание инфраструктуры, обеспечивающей гарантированное выполнение соглашений об уровне обслуживания, а также детерминированную сборку мусора и виртуализацию.