Рене Буше Фергюсон

Эдриелу Ларсу есть о чем подумать. Поступив в 2001 г. на работу в компанию 3PARdata, он взвалил на себя заботы по управлению казначейством, долговыми обязательствами и финансовыми операциями, объем которых достигал тогда 32 млн. долл. Компания продолжает быстро расти. В ней появляются новые процессы и характеризующие их показатели, которые Ларсу необходимо тщательно контролировать.

Будучи финансовым директором существующей восемь лет компании, которая занимается хранением запасных частей и комплектующих, Ларс пришел к выводу, что ему не обойтись без инструментов Business Intelligence (BI). Однако финансовые возможности 3PARdata не позволяли ей приобрести ПО и оборудование, необходимое для эксплуатации традиционной BI-системы. Когда Ларс отчаялся справиться с управлением финансовыми показателями и данными о продажах с помощью электронных таблиц, он случайно узнал о компании LucidEra. Она была создана в начале марта и занимается предоставлением услуг BI по запросу. Так случайное знакомство привело к тому, что 3PARdata приняла участие в бета-тестировании сервисов LucidEra, и для Ларса это стало большой удачей.

Прежде, чтобы получить необходимую информацию, мы должны были проделать огромную работу.

 

Эдриел Ларс

"Пользование услугами LucidEra обойдется недорого, а я получу в свое распоряжение средства BI и аналитические инструменты, которые мне необходимы для обеспечения работы компании: сбора сведений о клиенте, определения размера заказа, подсчета средней цены всех заказов, - рассказывает Ларс. - Прежде требовалось изрядно повозиться, чтобы получить такую информацию. Эта работа отнимала огромное количество времени и ресурсов. LucidEra позволяет мне достичь цели гораздо быстрее, чем прежде".

Появление компаний наподобие LucidEra, оказывающих услуги BI по запросу, - один из новых факторов, вызывающих изменения на рынке средств бизнес-аналитики, который, судя по многим признакам, находится в преддверии перехода в следующую фазу своего развития. Современные технологии, такие как сервисно-ориентированная архитектура, новые способы получения информации (следующий рубеж - неструктурированные данные), слияния и поглощения компаний, - все это вызывает быстрые изменения на рынке BI и ведет к появлению неизвестных ранее игроков.

Производители ПО бизнес-анализа многие годы бьются над решением одного вопроса: как им еще теснее интегрировать средства BI в корпоративные ИС и расширить узкий круг сотрудников ИТ-служб и руководителей компаний, применяющих эту технологию сегодня? Но по мере того как крупные производители платформ и приложений, опираясь на результаты все новых исследований и разработок, расширяют возможности BI, ситуация меняется. Речь идет о компаниях SAP, Oracle, Microsoft и Hewlett-Packard (последняя купила в прошлом году известного провайдера консалтинговых услуг в области BI - фирму Knightsbridge Solutions).

В свою очередь Oracle за 3,3 млрд. долл. приобрела компанию Hyperion Solutions. Это один из примеров того, как происходят изменения на рынке BI. В данном сегменте объединяются два самостоятельных направления - бизнес-аналитика и управление эффективностью предприятий, что может породить проблемы для таких производителей продуктов "чистого" BI, как SAP, IBM и Microsoft, считают аналитики. Они часто называют компании Cognos и Business Objects в качестве возможных кандидатов на приобретение, а IBM - наиболее вероятным их покупателем. Совместные усилия упомянутых выше компаний могут изменить облик данного сегмента рынка гораздо быстрее.

"Если задача заключается в том, чтобы средства BI стали неотъемлемым элементом информационной поддержки вашего бизнеса, а не просто набором инструментов, то придется ответить на вопрос: как эти средства окажутся доступными на всех рабочих местах предприятия? - задается вопросом аналитик из AMR Research Джон Хейгерти. - С наибольшим эффектом и быстрее всего это можно было бы сделать, включив BI в состав приложений. Как раз вокруг этого и разгорается битва между Oracle и SAP".

Приобретя компанию Hyperion, обладающую большим опытом разработки инструментов аналитики, финансового планирования и бюджетирования, корпорация Oracle объединяет две обширные самостоятельные сферы - BI и управление эффективностью предприятий. В результате, как считает вице-президент Oracle Fusion Middleware Рик Шульц, пользователи смогут более эффективно управлять жизненным циклом процедур планирования.

"Клиенты хотят интегрировать BI в реальные бизнес-процессы, в том числе и в финансовые, включая планирование, бюджетирование, консолидацию отчетности, - продолжил он. - Это и послужило причиной приобретения компании Hyperion. Пользователи стремятся реализовать полный цикл управления эффективностью - планирование, формулирование целей, моделирование, мониторинг и поддержание обратной связи в форме отчетов".

А вот SAP придерживается иного подхода. Она стремится реализовать возможности BI на уровне приложений. Наряду с этим корпорация разработала BI Accelerator - программно-аппаратный комплекс, который для значительного ускорения обработки запросов размещает все необходимые данные в оперативной памяти.

Корпорация Hewlett-Packard, воспользовавшись опытом приобретенной ею компании Knightsbridge, планирует представить новый продукт Neoview. По словам вице-президента и генерального менеджера HP по BI Бена Барнса, Neoview - это заранее сконфигурированный набор аппаратного и программного обеспечения, разработанного HP и ее партнерами.

Вперед и вверх

По данным компании AMR, в 2007 г. спрос на

приложения для бизнес-анализа и управления

эффективностью предприятий продолжит расти

и во всех сегментах превысит показатели прошлого года.

"Сейчас положение дел таково. Оборудование, которое выполняет функции BI, стоит весьма дорого, а модернизировать его очень трудно. Обслуживание тоже обходится далеко не дешево, - продолжил он. - А еще мы обнаружили, что работать с такими системами слишком сложно. Каждое решение Neoview будет изначально настроено для эксплуатации в определенной отрасли, выполнения вполне определенных задач и взаимодействия с конкретным приложением. Мы будем подстраиваться под прикладные системы наших клиентов - какой объем данных им необходимо анализировать, сколько пользователей имеют доступ к приложениям, какие типы запросов используются, - а затем конфигурировать устройство, интегрировать его в инфраструктуру, тестировать и отправлять клиенту".

Продукт Neoview будет обладать возможностями, заложенными в него HP и такими ее партнерами в области ETL (Extract, Transform and Load - извлечение, преобразование и загрузка данных), как Informatica, IBM и др. В сфере BI корпорация IBM развивает и собственные идеи. Как сообщила вице-президент подразделения IBM Business Intelligence Solutions Карен Парриш, они призваны вывести компанию и ее клиентов на новый уровень, который не будет ограничиваться анализом и подготовкой отчетов.

IBM работает над тем, чтобы предоставить пользователям возможность анализировать в рамках бизнес-процесса всю необходимую информацию, включая и неструктурированные данные. Она называет это стратегией создания динамических хранилищ данных. "Все, что находится в репозитории, имеет реляционную природу. Вы не можете анализировать корреспонденцию, поступившую по электронной почте, голосовые сообщения и иную информацию, имеющую большое значение в управлении бизнесом", - пояснила Парриш.

Уже несколько лет пробивается на рынок BI корпорация Microsoft. Очередной этап ее усилий будет связан с ожидаемым в середине года выпуском PerformancePoint Server - аналитической среды для приложений. Этот продукт станет тем "полноценным аналитическим слоем", который даст пользователям возможность создавать с помощью технологии Microsoft свои собственные BI-приложения.

Представление о множестве способствующих конвергенции факторов совпадает с тем, что Парриш называет признаком скорого появления третьего поколения средств BI. "В настоящее время мы совершенно определенно имеем дело с продуктами второго поколения, которые отвечают за обработку запросов и подготовку отчетов, и этап этот длится уже довольно долго, - сказала она. - Мы думаем, что третье поколение на подходе. Одна из движущих сил здесь - необходимость соблюдения нормативных актов. Банки, например, не считают, что выполнение требований законодательства должно распространяться только на информацию, хранящуюся в реляционных БД. В сфере их действия будут любые данные, в какой бы форме они ни присутствовали в корпоративной ИС (к примеру, сообщения электронной почты), а следовательно, нам придется иметь дело с самыми разными источниками информации".