ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

- Утром деньги - вечером стулья,

вечером деньги - утром стулья.

- А можно наоборот?

- Можно. Но деньги вперед.

И. Ильф и Е. Петров.

    

Двенадцать стульев

Думая над названием этого очерка, хотела поначалу обыграть две сегодняшние ИТ-проблемы (образование и кадры) с помощью ильфо-петровского мотива, вынесенного в эпиграф, что-то типа: утром - образование, вечером - кадры; можно и наоборот, но образование раньше. Однако тут обнаружилось, что в данном случае получается не курьез (как у известных сатириков), а две вполне реальные ситуации, имеющие место в сегодняшнем ИТ-пространстве России (впрочем, думаю, не только России). Но об этом чуть позже, а сначала об общем положении с заявленными выше двумя бедами - как о них рассказал Борис Нуралиев, руководитель Комитета по образованию Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ), на конференции "Преподавание ИТ в России", прошедшей в середине мая.

ИТ-индустрия сегодня

Отметив общую высокую динамику развития ИТ (см. табл. 1), г-н Нуралиев рассказал о методике АП КИТ по оценке кадровых потребностей ИТ-отрасли. Потребности в кадрах рассчитываются отдельно по каждому из сегментов:

- поставщики hardware,

- услуги (консалтинг),

- программное обеспечение для российского рынка,

- экспорт ПО (офшорное программирование).

Таблица 1. Российская ИТ-отрасль

в 2006 г. (по сравнению с 2005-м)

Если такие темпы роста сохранятся и далее, то нынешний дефицит ИТ-специалистов грозит превратиться в некую бездонную "черную дыру", особенно если учесть, что помимо самой ИТ-индустрии соответствующие специалисты во все возрастающем масштабе требуются практически во всех отраслях народного хозяйства, где сегодня, по предварительным оценкам АП КИТ, трудится существенно больше "айтишников", чем в профильных фирмах.

Как отметил Борис Нуралиев, АП КИТ сейчас завершает исследование потребностей в профильных кадрах ИТ-индустрии и других отраслей народного хозяйства (НХ). Методика расчета основывалась на таких показателях, как годовой оборот и средняя маржинальность ИТ-сектора, выработка добавленной стоимости на одного работника, ротация персонала, рост производительности труда и пр. Расчет общей численности базировался на информации о количестве предприятий разного масштаба, числе работающих и доле в нем ИТ-специалистов. По предварительным данным проводимого исследования, на работу в ИТ-отрасль и ИТ-подразделения отечественных компаний в текущем году придет более 200 тыс. человек. Полученные результаты, как считает г-н Нуралиев, представляют собой минимальную потребность для обеспечения достигнутых темпов роста. Если система профессионального образования станет выпускать больше ИТ-специалистов, то рост и ИТ-отрасли, и экономики в целом будет более существенным.

Борис Нуралиев: “Государство

и бизнес должны активнее

взаимодействовать в деле

совершенствования ИТ-образования”

"Рынок за год значительно вырос, - подчеркнул он. - Частично за счет роста производительности труда, частично - за счет повышения цен, во многом - благодаря существенному увеличению численности персонала (с перетоком кадров из других отраслей). И в проведенном опросе партнеров-франчайзи "1С" на вопрос о том, что мешает дальнейшему развитию их бизнеса, 80% отвечавших главной причиной назвали нехватку кадров. За рубежом также наблюдается острый дефицит кадров (см. табл. 2), но при этом надо учесть, что доля ИТ-специалистов в общем количестве работающего населения там намного выше. Наконец, следует сказать и о более отдаленных перспективах: АП КИТ попытался рассчитать ежегодную потребность страны в ИТ-кадрах на 2012 г. по двум альтернативным сценариям, и вот что получилось. Пессимистический сценарий (темпы роста ИТ-индустрии падают и стремятся к среднеевропейским 5-5,6% в год) дал величину более чем 200 тыс. человек, а оптимистический (доля ИТ в ВВП страны растет и стремится от нынешних 1,35% к среднеевропейскому уровню 2,5%) - более 300 тыс.". Одним словом, дефицит растет как снежный ком.

Цифры, факты и пожелания

- В 2005 г. выпущено 23 тыс. бакалавров, 24 тыс. специалистов и 6 тыс. магистров в области ИТ.

- На первые курсы российских вузов принято более 75 тыс. будущих ИТ-специалистов (2005).

- Потребность в таких работниках в 2007 г. - более 200 тыс. человек, в 2012 - свыше 350 тыс. (источник: http://www.apkit.ru/default.asp?artID=5564).

Пожелания АП КИТ к Минобрнауки и Рособразованию:

- Расширить подготовку ИТ-специалистов за счет федерального бюджета: в течение трех лет ежегодно увеличивать на 50% количество бюджетных мест по направлениям подготовки в области ИТ.

- Поддерживать преподавателей ИТ-дисциплин в российских вузах (“айтишникам” уходить в бизнес проще, чем физикам).

- Разработать нормативные, методические материалы по взаимодействию вузов и компаний (созданию базовых кафедр и пр.).

Что же делать? Однако вернемся к мысли, высказанной в начале статьи.

Таблица 2. Потребности в ИТ-кадрах в разных странах

Утром образование - вечером кадры

Эта мысль, отражающая, как мы уже сказали, реальную ситуацию, подсказывает, как если не исправить, то хотя бы смягчить нынешний кадровый голод на ИТ-сотрудников. Выход - в привлечении к работе студентов ("утром учимся, вечером работаем"). Многие компании сегодня активно используют этот кадровый резерв, да и среди учащейся молодежи уже почти сформировался стереотип насчет того, что курса с третьего хорошо бы подыскивать работу - либо временную (тогда не обязательно по профилю обучения), либо (если повезет) с прицелом на постоянное трудоустройство после окончания вуза. Борис Нуралиев привел в подтверждение данные опроса 260 партнеров-франчайзи "1С" (февраль 2007 г.), где в качестве основного источника пополнения численности ИТ-специалистов в этих компаниях в 172 анкетах первую позицию занимал ответ "за счет студентов старших курсов и выпускников вузов". Удачный опыт работы с этим контингентом есть уже у двух третей фирм-франчайзи "1С"; в среднем в прошлом году на вакансии "специалист по внедрению - стажер" они приняли по три студента старших курсов.

Активно работают с учащимися и кадровые агентства; более того, некоторые даже специализируются в этой области: например, основным направлением деятельности компании Softline IT Graduate является как раз подбор студентов и молодых специалистов (опыт работы до года) для участия в graduate-программах, включающих кроме постоянной работы возможность прохождения студентами производственной практики и стажировки в компаниях, а также помощь в получении удаленной и временной работы

Данные примеры иллюстрируют буквальное толкование ситуации "утром - образование, вечером - кадры". Но есть и другой аспект проблемы - необходимость подумать о дальнейших перспективах: чтобы завтра ("вечером") иметь квалифицированные кадры, об их обучении подумать нужно уже сегодня, и чем раньше, тем лучше ("утром"). Здесь встает целый блок проблем, решением которых необходимо заниматься не только государству (в лице профильных ведомств - Мининформсвязи, Минобрнауки, Рособразования), но и бизнес-сообществу. Разумеется, создание новых образовательных стандартов - в основном прерогатива профильных вузов (с участием академического сообщества) и учебно-методических объединений (УМО). А вот в формировании списка ИТ-специальностей и соответствующих им профессиональных стандартов (требований к компетенциям и уровню знаний), которые будут учитываться при подготовке новых государственных образовательных стандартов (ГОС), просто по определению должны активно участвовать представители бизнеса - кому как не им досконально знать новейшие требования к работникам этой сферы! И первые примеры такого сотрудничества привел Борис Нуралиев: он рассказал о взаимодействии УМО МЭСИ и Комитета по образованию АПКИТ над ГОСом по специальности "прикладная информатика", в результате чего так или иначе были учтены все явно сформулированные пожелания индустрии и требования к профстандарту "специалист по информационным системам".

Способов взаимодействия ИТ-индустрии и профильных вузов немало, но некоторые из них еще требуют разработки соответствующего законодательного, нормативного и методического сопровождения (например, для создания и функционирования базовых кафедр его явно не хватает). А вот практика проведения конференций уже получила весьма неплохое развитие. Так, компания "1С" седьмой год подряд проводит конференцию "Новые информационные технологии в образовании" (посвященную использованию продуктов "1С" в инновационной деятельности образовательных учреждений), в которой участвуют сотни преподавателей вузов, обменивающихся опытом обучения студентов с применением ПО и технологий этой фирмы. Более десяти лет проводится конференция "Информационные технологии в образовании" (http://ito.edu.ru), организованная целым рядом компаний; в ее тематике присутствуют все уровни образования. Разумеется, следует сказать и об уже упомянутой в начале статьи конференции "Преподавание ИТ в России", также инициированной представителями бизнеса несколько лет назад. В позапрошлом году к ней присоединился научно-практический форум "Современные информационные технологии и ИТ-образование", организованный уже "другой стороной" - представителями образовательного сообщества (ВМиК МГУ) - и также поддержанный бизнесом. Так что "процесс пошел".

Утром - кадры, вечером - образование

Это еще одна ситуация, в реальном воплощении и буквальном толковании означающая необходимость повышения квалификации (или дополнительное образование) уже работающего специалиста: утром (и днем) он работает, а вечером учится. Действительно, высшее образование сегодня - это вовсе не билет в рай, с которым человек безбедно доживет до пенсии (так было еще на нашей памяти, но эти времена безвозвратно прошли), это базис, требующий постоянной актуализации. Кроме того, спрос на ИТ-специалистов не просто растет - меняется и его структура. У бизнеса возникла потребность в людях, способных управлять компанией, осознанно формируя политику в области ИКТ, умеющих подсчитать и обосновать эффект от внедрения информационных систем. Произошел переход от потребности просто в службе поддержки бизнеса к потребности в специалистах, которые понимают, зачем нужна информация в бизнесе.

И здесь помимо общего базового образования важно вовремя увидеть необходимость и определить место в системе подготовки кадров для дополнительного профессионального образования (ДПО). По данным, приведенным ректором "Академии АйТи" Игорем Морозовым, в настоящее время в Российской Федерации реализуют программы ДПО более 1500 образовательных учреждений, где проходят подготовку и повышение квалификации около 2 млн. человек в год. "Однако исследования показывают, что реальная потребность в этом виде обучения составляет 5-6 млн. человек в год, - считает он, - поэтому необходимо дальнейшее развитие ДПО, преобразование его в системообразующий элемент непрерывного образования специалистов в течение всей профессиональной деятельности. Одна из важнейших задач ДПО - подготовка квалифицированных кадров для отечественной ИТ-индустрии".

Сегодня выбор на рынке обучения уже не мал, и формат переподготовки зависит от конечной цели. Если стоит задача обучения конкретному приложению, новой версии ПО или работе с определенным видом оборудования, то следует выбирать узконаправленные курсы, развивающие соответствующие навыки. Если учащийся или организация, планирующая профессиональное развитие своих сотрудников, заинтересованы не просто в получении определенных знаний и навыков, а именно в обучении и приобретении новых профессиональных компетенций, то необходима цельная программа обучения, соответствующая выбранной специальности.

"В "Академии АйТи", например, - рассказал Игорь Морозов, - помимо отдельных курсов существуют и программы подготовки специалистов (циклы). По ним готовят системных администраторов, системных инженеров/аналитиков, администраторов баз данных, разработчиков приложений, инженеров СКС, менеджеров проектов и т. д. Кроме программ есть школы, где обучение ведется по направлениям, в частности "Школа ИТ", "Школа управления проектами", "Школа информационной безопасности"".

Однако сегодня в сферу ИКТ приходят работать не только люди с профильным высшим образованием. "Хотя, согласно проведенным нами опросам, около 70% выпускников планируют работать по специальности, в реальности это удается не всем, - считает директор УЦ "Сетевая академия" Дмитрий Изместьев. - Представители естественнонаучных специальностей (физики, химики и многие другие) нередко связывают свою карьеру с информационными технологиями. Но им часто не хватает фундаментальной подготовки. В этом случае проблему помогают решить долгосрочные программы, например двухгодичная Высшая компьютерная школа "Эксперт" - совместный проект "Сетевой Академии ЛАНИТ" и МГУ им. М. В. Ломоносова. В результате обучающиеся в ВКШ "Эксперт" получают и международные сертификаты ведущих вендоров, и диплом МГУ о дополнительном к высшему образовании, подтверждающие статус ИТ-специалиста".

Важной тенденцией последнего времени в формировании структуры ДПО является постепенный переход некоторых учебных центров от стандартного коммерческого обучения к системной деятельности в области ДПО. Они не только предоставляют сегодня возможность пройти разнообразные курсы обучения или повышения квалификации (как стандартные, так и разработанные согласно требованиям заказчика), но и получают право по окончании обучения выдавать документы государственного образца, для чего необходима государственная аккредитация данного УЦ в этой области (на право проведения программ повышения квалификации). Так, госаккредитации по ряду учебных программ в области ИКТ уже имеют "Академия АйТи" и "Сетевая академия".

Конечно, впереди еще много работы: борьба за увеличение количества мест по ИТ-специальностям в вузах, создание профстандартов и ГОСов, подготовка и принятие законопроектов и нормативных материалов в области взаимодействия бизнеса и образования и т. д., но важно одно: у вузов и госструктур, кажется, прошло состояние оцепенения от безнадежности (плохого финансирования, "утечки умов" и пр.), а у представителей бизнеса появились навыки работы с "государственными партнерами" (в том числе с образованием). Все три стороны начинают понимать, что собой представляет равноправное партнерство и чем они ценны друг для друга. Будем надеяться, что это приведет к конструктивному сотрудничеству и должному результату.