ЭДУАРД ПРОЙДАКОВ: КОЛОНКА РЕДАКТОРА

Сейчас как-то модно говорить обо всем критическом. Но поскольку тему критических дней до жути истоптало телевидение, то я выбрал очень интеллигентную тему, посвященную критическим технологиям, т. е. технологиям, без которых стране ну никак. Разумеется, начинать всегда нужно с директивных документов, например с перечня критических технологий Российской Федерации, утвержденных В. Путиным 30 марта 2002 г. (Пр-578,www-sbras.nsc.ru/win/elbib/data/show_page.d html?2+233). В нем непосредственно к вычислительной технике из списка, содержащего более полусотни пунктов, отнесены следующие:

- высокопроизводительные вычислительные системы;

- информационная интеграция и системная поддержка жизненного цикла продукции (CALS-, CAD-CAM-, CAE-технологии);

- информационно-телекоммуникационные системы;

- искусственный интеллект;

- компьютерное моделирование;

- материалы для микро- и наноэлектроники;

- распознавание образов и анализ изображений;

- элементная база микроэлектроники, наноэлектроники и квантовых компьютеров.

Составителей этого списка можно упрекнуть в том, что пункты "Компьютерное моделирование" и "Информационно-телекоммуникационные системы" весьма неконкретны, термин "Информационная интеграция" - невнятен, "CAD-CAM-, CAE-технологии" больше имеют отношение к проектированию изделий, чем к поддержке их жизненного цикла. А вот об элементной базе квантовых компьютеров как о критической технологии в 2002 г. говорить было явно рановато.

Сами по себе перечисленные пункты свидетельствуют о том, что составители данного "Перечня критических технологий РФ" недостаточно отчетливо представляли себе область перспективных (ключевых) технологий, в которые действительно стоило бы вкладывать народные миллиарды. Здесь важна еще и сама методология определения таких областей, которая должна опираться не только на экспертное заключение РАН, но и на достаточно глубокую аналитику и базы данных по развитию и состоянию развития передовых технологий. В утвержденном Президентом ровно год назад (21.05.2006 г.) новом и значительно сокращенном перечне критических технологий РФ (http://sci-innov.ru/law/base/99/) пунктов, относящихся к ИКТ, уже заметно меньше:

15. Технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации.

18. Технологии производства программного обеспечения.

20. Технологии распределенных вычислений и систем.

30. Технологии создания электронной компонентной базы.

Неизвестно, правда, что кроется в пунктах "1. Базовые и критические военные, специальные и промышленные технологии" и "7. Нанотехнологии и наноматериалы".

Но, как мы видим, из перечня критических технологий исчезли практически все пункты первого списка. Некоторая преемственность видна только в п. 30, который стал заметно слабее. Теперь разработка суперкомпьютеров для страны перестала быть критической задачей, зато критическим стало первенство в области заказного программирования. Институт искусственного интеллекта в Москве спешно закрыли. Ни по одному касающемуся ИТ пункту из первого списка положительных результатов я не знаю.

Давайте посмотрим на пункты нового списка внимательнее. Понятно, что п. 15 зонтичный, объединяющий все на свете. Что хотели спрятать под ним авторы перечня - тайна, покрытая мраком. Весьма сомнителен и п. 18. О каких "технологиях производства ПО" речь? Если подразумевается разработка, то в чем ее критичность для страны? Если под производством ПО понимается печать дисков и коробок, то это тем более некритично. Не менее зонтичный и п. 20, но здесь догадаться, что это за критичные для страны технологии, просто невозможно.

В целом в этом документе, по сравнению с первым перечнем, в части ИКТ здравого смысла и экспертизы стало заметно меньше. Боюсь, что в очередном перечне какого-нибудь 2010 г. ИКТ вообще исчезнут.

Чего же реально критически важного нет в указанном документе? На мой взгляд, в нем прежде всего нет видения геополитической обстановки в мире через ближайшие пять лет. Поэтому критически важными в области ИКТ представляются прежде всего технологии ситуационного анализа (то, что в народе именуется ситуациоными комнатами), сбора и обработки неструктурированных данных. Удивляет полное отсутствие в перечне технологий, связанных с робототехникой. Заметим, что в первом перечне составляющие ее технологии присутствовали. Не вижу я и технологий распознавания речи - здесь, вероятно, есть надежда воспользоваться результатами научных исследований Пентагона, тратящего на эти технологии по миллиарду долларов в год. Не является с точки зрения составителей перечня критичным и обеспечение страны доступным высокоскоростным Интернетом, что представляется важным шагом к ликвидации цифрового неравенства как между гражданами внутри России, так и между российскими гражданами и жителями передовых стран Запада и Юго-Востока. Перечислять можно, к сожалению, очень долго.

Если бы подобные перечни в нашей стране на что-то реально влияли, то при их составлении пригодились бы и прогнозы опросов типа "Русский Форсайт", широко разрекламированного год назад. Но результатов этого опроса мы так и не увидели, да не могло быть там ничего интересного - подобные прогнозы могут успешно работать лишь на ближайшие 3-5 лет. Планка в 15 лет, установленная в первом "Русском Форсайте", для них губительна, поскольку экспертная оценка на такой срок в ИТ не работает - это область ИТ-гуру, ИТ-виженери. Их и в советские-то времена в стране было два десятка. Так что первый блин был комом, но говорят, что готовится второй и даже более широкий опрос экспертов при поддержке не только Мининформсвязи, но и Минобрнауки и Общественной палаты. Посмотрим.

Версия для печати