ПРОЕКТЫ

В последнее время делом чести региональных администраций становится реализация собственных проектов, лежащих в русле основных направлений ИТ-мегапроекта "Электронная Россия" или примыкающих к ним. Муниципальные разработки "Электронный Новосибирск... (...Челябинск, ...Королев, ...Красноярск и др.)" выполняются в основном по планам городских органов управления и строятся в соответствии с местными (часто весьма оригинальными и перспективными) представлениями о том, как ИТ должны помогать взаимодействию населения, власти и бизнеса.

Именно эта идея - выйти на более комфортный и эффективный уровень взаимодействия трех основных субъектов государства (власти, бизнеса и народа) на базе новых технологий - лежит в основе проекта "Электронный Новороссийск" (ЭН), одним из элементов которого стал подпроект с социальной направленностью "Новороссийск без бюрократии" (НРББ).

Основная цель НРББ - облегчить общение людей и властных структур, сделать этот процесс более прозрачным и менее затратным (здесь имеются в виду прежде всего затраты времени, но они - в силу определенной тождественности - имеют и соответствующий денежный эквивалент). Одной из главных причин существенных временных затрат является недостаток информации (или плохая ее доступность), когда, к примеру, сложно узнать расписание работы каких-либо муниципальных организаций, выяснить, что входит в набор документов, необходимых для получения той или иной справки, и т. п. Это приводит не только к увеличению очередей в службах города, но и к расширению почвы для коррупции. "Развертывание НРББ мы начали с того, - рассказал руководитель проекта "ЭН" Александр Новохатский, - что составили "электронные паспорта" всех городских учреждений и служб, взаимодействующих с населением (а их оказалось порядка 450!). В этих "паспортах" были отражены возложенные на данные организации функции (таковых насчитывается около 6000), графики работы, все документы (в электронном виде), на основе которых строится их деятельность, расписания приема специалистов и пр. Причем руководители учреждений и служб должны были подписать бумажный вариант "паспортов" и в дальнейшем следить за актуальностью информации на своих веб-страничках. Так и сформировался портал "НРББ" (www.nrbb.ru), где сегодня можно найти сведения о любой местной организации".

Следующим встал вопрос о доступности этого портала для жителей Новороссийска. По данным социологического исследования (оно было специально заказано при подготовке проекта НРББ), более или менее регулярный доступ в Интернет сегодня имеют не более четверти жителей города; кроме того, велика прослойка тех, кто не обладает навыками обращения с компьютером (преимущественно это люди старшего и пожилого возраста). Поэтому было решено развернуть сеть пунктов общего доступа. По ряду параметров наиболее подходящими для размещения подобных пунктов оказались школы, где по договоренности с местным управлением образования были выделены помещения для этих целей, установлены ПК и обучены люди (в основном из состава школьных учителей). "Мы постарались научить преподавателей не только обращению с компьютером и поиску данных в Интернете, - подчеркнул г-н Новохатский, - но и привить им навыки работы с людьми. Ведь пункты общего доступа - это своеобразная электронная приемная города, здесь каждая мелочь имеет значение". Всего через два месяца работы портала количество ежедневных обращений приблизилось к двум сотням, причем более трех четвертей из них - через пункты общего доступа.

Проекту НРББ всего три месяца. Но уже сегодня видны конкретные результаты его работы: например, для того чтобы получить паспорт, уже необязательно идти в паспортный стол за анкетой лично - ее бланк можно распечатать из Интернета. Кроме того, на сайте НРББ выложен полный список документов, необходимых для оформления паспорта, образцы заполнения и т. п., а его посетители имеют возможность обратиться непосредственно к главе города (с предложениями, жалобами, просьбами и пр.), заполнив специальную форму. В результате таких обращений уже произошли некоторые позитивные изменения: так, для жителей Новороссийска было очень неудобным расписание работы местных отделений Регистрационной палаты (всего несколько часов в неделю, что вызывало огромные очереди, в которые записывались с ночи). И хотя данное ведомство находится в федеральном подчинении, жалобы граждан заставили городские власти обратиться с письмом к руководству Регистрационной палаты, и график работы этих отделений был пересмотрен.

НРББ - первый из шести проектов, реализуемых в рамках программы "Электронный Новороссийск"; в настоящее время появился также новостной сайт, готовится к запуску электронная площадка для городского бизнеса, не за горами старт проекта с участием местных СМИ.