ДИСКУССИИ

Видение заказчиков и поставщиков

В конце марта в Москве прошел Microsoft Dynamics AX Forum (см. PC Week/RE, N 13/2007, c. 28), вызвавший значительный интерес со стороны потенциальных пользователей системы Microsoft Dynamics AX. Это дало нам повод продолжить обсуждение вопросов, касающихся применения ERP-технологий, которые были подняты не только в рамках официальных презентаций, но и в кулуарах форума. Мы попытались структурировать эти вопросы и провели опрос представителей двух сторон - заказчиков и поставщиков ИТ, чтобы выяснить, каково их мнение относительно текущих проблем автоматизации предприятий.

Изменения в требованиях к системе управления со стороны заказчиков

Наши респонденты оказались единодушны в том, что без полноценной автоматизированной системы управления крупному промышленному предприятию в современных условиях не обойтись. При этом ему уже недостаточно просто иметь достоверную информацию о результатах своей финансовой и производственной деятельности. Такие сведения сегодня должны предоставляться в реальном масштабе времени для принятия оперативных решений.

Святослав Афанасьев,

заместитель генерального

директора по развитию

ЗАО “ВАГОНМАШ”,

руководитель проекта ERP

В целом же изменения требований со стороны российских заказчиков определяются особенностями развития бизнеса в нашей стране. Ведь многие отрасли сейчас на подъеме и демонстрируют рост на десятки процентов в год. Такие темпы приводят к быстрому изменению моделей бизнеса и структуры фирм, которым нужно успевать вовремя проводить необходимую реорганизацию. С точки же зрения ИТ компаниям нужно использовать более масштабируемые решения - как в плане производительности, так и в плане функциональности.

"В 2006 г. автомобильный рынок России вырос по отношению к предыдущему в денежном измерении почти на 40%, - отмечает Михаил Булушев. - В этих условиях растянутые во времени внедрения теряют смысл, нужны программные средства, позволяющие проводить поэтапное внедрение с конкретным результатом на каждом этапе. Важна также гибкость системы, чтобы можно было впоследствии адаптировать ее к будущим изменениям с минимальными затратами на программистов (а еще лучше - просто усилиями "продвинутых" пользователей) и на оборудование".

Михаил Булушев, финансовый

директор группы компаний

 “Автомир”

Другой важный момент заключается в том, что сегодня система управления предприятием рассматривается как инструмент для реформирования организации в целом, реинжиниринга ее бизнес-процессов. Руководству компаний нужны новые технологии управления, которые в то же время позволяют учесть управленческий опыт предприятия и особенности бизнес-среды, найти оптимальный путь развития. Многие топ-менеджеры понимают, что у них есть уникальные бизнес-процессы, которые обеспечивают для компании конкурентное преимущество. Для них важно, чтобы ИТ-решение было адаптивным, т. е. могло легко быть приспособленным к этим процессам.

На это сделал акцент Станислав Афанасьев: "Для нас внедрение Microsoft Dynamics AX - это прежде всего проект организационной реформы предприятия; нам было необходимо изменить сознание людей, их привычки и мышление. Успешная реализация этого проекта позволяет нам говорить об ERP не как о теории, а как о реальности". Но при этом г-н Афанасьев отмечает, что все это на практике было совсем непросто - для осуществления задуманного в его компании пришлось поменять почти все руководство, разработать и внедрить новые стандарты организации и регламенты, в массовом порядке обучать персонал и набирать новых специалистов и руководителей, изменить документооборот практически во всех подразделениях.

Успешному внедрению ИТ, безусловно, способствует то, что за последние годы отношение собственников и первых лиц компаний к автоматизации существенно изменилось. Ведь раньше ПО воспринималось как средство, которое что-то улучшает и упрощает. Теперь возникло понимание того, что информационные системы - важнейший инструмент управления бизнесом.

Помимо решения сугубо внутренних вопросов повышения эффективности работы, использование ИТ играет важную роль в формировании инвестиционной привлекательности компании. Значительные темпы роста многих отраслей и высокий кредитный рейтинг России в целом вызывают у инвесторов неподдельный интерес к нашей стране; для многих предприятий актуальной темой сегодня является выход на рынок публичных заимствований, облигаций, акций. Это, в свою очередь, приводит к необходимости создания прозрачной и понятной внешним аудиторам системы построения отчетности, в том числе и отчетности по МСФО. С этой точки зрения лучше использовать систему, имеющую широкое распространение в мире и известную инвесторам и аудиторам.

Со своей стороны ИТ-поставщики отмечают, что заказчик сейчас стал более сведущим и подготовленным, а его требования - более конкретными. Эти изменения, например, заметны по тендерной документации клиентов, в которой обычно четко прописываются специфичные для отрасли требования и бизнес-процессы.

Эдуард Давиджан уверен, что заказчики стали обращать больше внимания на такие детали, которые раньше часто оказывались вне поля их зрения при выборе системы управления, - например, на совокупную стоимость эксплуатации. Как впишется решение в текущую инфраструктуру компании, потребуется ли смена парка оборудования? Придется ли проводить для каждого сотрудника дорогостоящее обучение "на оператора ERP" или он сможет во многом разобраться сам?

Ирина Гусева, заместитель

генерального директора по

стратегическому планированию

и развитию информационной

системы управления ОАО

“Калужский двигатель”

Аналогичного мнения придерживается и Илья Пантелеев: "Сегодня почти нереально получить запрос от заказчика типа "Нам надо ERP, потому что мы хотим быть прогрессивным предприятием. Сейчас заказчики чаще говорят так: "В связи с бурным ростом мы стали слабо контролировать и прогнозировать свои денежные потоки, что мешает нам оперативно управлять ликвидностью компании, оборот которой превышает 250 млн. долл.". Или так: "Из-за неоптимального планирования закупок и производства мы срываем сроки по более чем 15% заказов наших клиентов. Чтобы быть конкурентоспособными, нам надо отгружать не менее 95% заказов в срок". Или так: "При нашей текущей системе планирования и управления ассортиментом мы производим такой-то объем продукции, а надо больше и желательно без увеличения производственных мощностей и покупки новых заводов"".

Отраслевые особенности

Как влияет отраслевая специфика на внедрение ERP? При обсуждении этого вопроса было отмечено плохое положение на предприятиях с нормативно-справочной информацией, которая является основой любой системной работы. По мнению Святослава Афанасьева, это особенно негативно сказывается в машиностроении. Из-за сложных составов изделий и технологий, минимального объема ресурсов, нехватки квалифицированных инженерных кадров в отрасли сложилось далеко не благополучная ситуация с конструкторским и технологическим обеспечением производства. Именно поэтому в ВАГОНМАШе наряду с вводом в эксплуатацию ERP-системы проводилось внедрение PDM-системы, в рамках которого вместе с компанией "Аскон" была проведена актуализация всей конструкторской и технологической документации, введены в действие новые регламенты работы с техдокументацией.

Новшества Dynamics AX 4.0 с точки зрения вендора

Хотя все опрошенные заказчики говорили о своем интересе к новой версии Microsoft Dynamics AX 4.0, было видно, что они лишь приступили к изучению ее возможностей. Мы уже писали о технических новшествах этого продукта, результатом которых стало, в частности, существенное повышение производительности и масштабирования системы (см. PC Week/RE, N 15-16/2007, с. 28). Поэтому сейчас мы попросили Эдуарда Давиджана только кратко охарактеризовать ключевые характеристики данного продукта, на которые он бы обратил внимание именно прикладных пользователей. Вот что он ответил: "В области повышения производительности труда сотрудников и эффективности принятия управленческих решений я бы отметил несколько очень важных усовершенствований. Например, благодаря механизму бизнес-уведомлений реализована событийная концепция управления. Еще нужно сказать о расширении возможностей бизнес-анализа. Теперь руководство компании может отслеживать не только ключевые показатели эффективности KPI (этот инструмент в новой версии построен на основе Microsoft Office Business Scorecard manager), но и тренд. Это позволяет также своевременно заметить ухудшение ситуации на агрегированном уровне и предупредить нежелательное развитие событий.

В новой версии Dynamics AX пользователи могут работать с системой через офисные приложения Microsoft - SharePoint Portal, Word, Excel и пр. Например, если финансовый директор вносит изменения в бюджет, представленный в Excel, то данные по бюджету в Dynamics AX также могут быть скорректированы. Расширены функциональные возможности: появился новый модуль - сервисное обслуживание, который будет востребован как компаниями, оказывающими ремонтные и сервисные услуги, так и компаниями, проводящими техническое обслуживание и ремонт своего парка оборудования. Усовершенствован механизм расчета и распределения косвенных затрат, реализована поддержка RFID (радиочастотных меток). Добавлена возможность более гибко формировать рецептуры и технологические маршруты, что позволяет оптимально использовать материальные и производственные ресурсы предприятия".

В свою очередь, Михаил Булушев отметил, что авторитейл сильно отличается от традиционной торговли. Ведь автомобили - "персонифицированный" товар, имеющий индивидуальную комплектацию, в зависимости от которой формируется его цена. В то же время оказываются сопутствующие услуги и осуществляется установка дополнительного оборудования, что приносит значительную долю прибыли. Так что задача комплексной автоматизации автодилера представляется весьма непростой.

Развивая тему специфики крупного машиностроительного предприятия, Ирина Гусева подчеркнула, что при выборе ERP-решения его функционал должен обязательно проходить предварительную оценку сразу в нескольких службах (отвечающих за разные бизнес-процессы), каждая из которых дает свое заключение. И чем точнее каждый из специалистов увидит операции своего бизнес-процесса в предлагаемом продукте, тем более уверенно он сможет дать оценку функционала и, возможно, тем быстрее будет принято решение о внедрении системы.

Практически всегда у заказчика возникает желание доработать стандартный функционал ERP-решения под свои особенности. Так, в ОАО "Калужский двигатель" в 2004 г. много времени ушло на составление технического задания, отражающего дополнительные замечания к системе, затем понадобилось время на реализацию доработок решения его создателями и на тестирование.

В этом плане все участники опроса отметили очень важную роль, которую могут сыграть готовые отраслевые вертикальные решения в деле снижения временных затрат на этапе выбора системы, а также сокращения сроков ее внедрения. К тому же в этом случае потенциальные заказчики могут быть уверены, что предлагаемые решения уже успешно функционируют на предприятиях их отрасли.

Успевают ли ИТ-поставщики за требованиями заказчиков

"При всем богатстве предложений выбор у покупателя не очень велик", - это традиционное сетование потребителя звучит и в ответах ИТ-заказчиков. Его в явном виде высказал Святослав Афанасьев: "Качественно работающих интеграторов в нашей стране очень мало, можно пересчитать по пальцам". Он также добавил, что постановка вопроса о том, чтобы интеграторы поспевали за требованиями заказчиков, в принципе не очень верна, правильно было бы наоборот - заказчики должны успевать за предложениями ИТ-компаний. Задача ИТ-профессионалов - аккумулировать идеи и совместно с клиентами вырабатывать методологию управления бизнесом, а не просто настраивать и дорабатывать программы.

При выборе исполнителя, безусловно, большое значение имеет его опыт: количество внедрений, наличие готовых отраслевых решений. Важна также заинтересованность ИТ-компании в долгосрочном сотрудничестве, и тут наблюдаются положительные сдвиги. Опираясь на свой опыт реализации ИТ-проектов, Ирина Гусева отметила, что в последнее время произошло общее изменение в подходе крупных фирм-интеграторов ИТ-решений к сотрудничеству с клиентами. Теперь их интересуют заказчики не на короткий срок внедрения, а на длительную перспективу сотрудничества.

Эдуард Давиджан,

менеджер по работе с

партнерами на вертикальных

рынках, московское отделение

Microsoft Business Solutions

Конечно, как и в любом бизнесе, кто-то успевает, кто-то нет, а кто-то и опережает время. Именно на этот момент обратил внимание Илья Пантелеев: "Текущие тенденции в запросах клиентов требуют от многих компаний серьезной перестройки своих бизнес-процессов, методологий и, что самое сложное, - изменений ценностей и корпоративной культуры". Развивая эту мысль, он отметил, что если раньше консалтинговые компании могли, ссылаясь на стандарты отрасли, вынуждать заказчиков работать по схеме почасовых ставок и тем самым перекладывать полную ответственность за конечный результат только на самого клиента, то сейчас тенденция у рыночно ориентированных клиентов существенным образом изменилась. Они понимают, что внедрение систем - это изменения, являющиеся результатом совместной работы и клиента, и консалтинговой компании, и роль консультанта - это далеко не только настройка "галочек" в системе. Системные интеграторы, видящие себя в роли больших рекрутинговых агентств, "сдающих консультантов в аренду", постепенно уходят в прошлое. На смену им приходят компании, готовые помогать клиентам вести успешный бизнес.

Возможности применения аутсорсинга поддержки и хостинга ERP-решений

Классический ответ на вопрос о возможности аутсорсинга бизнес-процессов звучит примерно так: это можно делать, когда речь идет о достаточно формализованном и не являющемся ключевым для клиента процессе. Например: на рынке B2C (бизнес - клиент) широко используется модель, когда головная компания отвечает за формирование и продвижение брэнда, организацию продаж, исследования и разработки, а производство отдается на аутсорсинг. Такой же подход возможен и для ERP.

Илья Пантелеев считает, в частности, что полный перевод такой системы на аутсорсинг можно применить в креативном агентстве, где главные рыночные преимущества - это собственно сами авторы идей. Там вопросы ведения бухгалтерии, расчета заработной платы и т. п. можно отдавать на аутсорсинг. Правда, сегодня остается открытым вопрос: сколько компаний в России готовы отдать на аутсорсинг ведение своей бухгалтерии?

Несколько иного мнения придерживается Святослав Афанасьев: "Делайте постоянную работу сами, а временную отдайте на аутсортинг. Если для вашего бизнеса поддержка системы требует систематических обращений к разработчикам - держите их в своем штате. При этом, если у вас не очень сложная система, задумайтесь, а правильно ли вы провели внедрение, раз нужно постоянно что-то менять. Если нет - обратитесь за технической поддержкой на сторону". Но при этом г-н Афанасьев уверен, что любое предприятие должно иметь штатных методологов (бизнес-аналитиков).

По мнению Ирины Гусевой, возможность аутсорсинга поддержки ERP-системы будет важна для тех компаний, в структуре которых нет специализированных ИТ-подразделений. Причем сегодня заказчик может выбрать и вариант с постоянным присутствием компании-внедренца на своей территории. Компромиссную позицию высказал Михаил Булушев: "Чтобы техническая поддержка осуществлялась постоянно, нужно иметь как внешнюю поддержку, так и своих квалифицированных специалистов".

Илья Пантелеев,

генеральный директор

компании “АНД Проджект”

Отвечая на вопрос по поводу аутсорсинга, представитель Microsoft обратил внимание на расширение предложений в рамках онлайновой модели услуг Dynamics Live через партнеров корпорации. В этом случае клиент получает доступ к системе управления предприятием через Интернет, партнер же отвечает за поддержку данного решения, а также за услуги по подготовке и сдаче бухгалтерской отчетности. Мировой опыт показывает большой интерес клиентов к применению модели хостинга CRM. Microsoft планирует запустить службы Microsoft Dynamics CRM Live в США в конце нынешнего года, а дальше по результатам этого запуска будет понятна возможность расширения проекта на другие страны, в том числе и Россию.

Почему выбрали именно Microsoft Dynamics AX?

Этот вопрос достаточно ответственный, а потому тут стоит воспроизвести мнения заказчиков дословно.

Станислав Афанасев: "Я считаю решение Dynamics AX оптимальным для небольших и средних предприятий. Если ваш оборот от 500 млн. до 10 млрд. руб., вложения оправдаются. Если ваш бизнес крупнее, то задумайтесь о более мощных системах, а если обороты у вас не достигают полумиллиарда, то затраты на Dynamics AX окупятся нескоро. Любая системная работа в области управления предприятием даст эффект, вопрос только в том, сколько ресурсов (финансовых, управленческих, людских, временных) вы готовы направить на это".

Михаил Булушев: "Мы уже выбрали Dynamics AX для проекта автоматизации логистики автомобилей и учета в корпоративном центре компании. Этот выбор был обусловлен в значительной степени именно хорошим соотношением цена/качество. Проведенный нами анализ показал, что возможностей системы достаточно, чтобы при наших прогнозах развития компании обеспечить существующие потребности".

Ирина Гусева: "Мы тоже стояли перед выбором и проводили тендер среди поставщиков разных систем (в том числе и давно работающих на рынке). В итоге остановили свой выбор на Dynamics AX, которая устроила нас как своей функциональностью и гибкостью, так и тем, что мы увидели для себя возможность дальнейшего развития системы управления предприятием на этой платформе. Могу сейчас уже сказать, что мы не ошиблись в своем выборе, Dynamics AX стала нашим основным рабочим инструментом. Но не надо забывать, что система - это функционал, и чтобы все бизнес-процессы отражались в нем оперативно и правильно, нужно провести большую работу на предприятии как организационную, так и связанную с осуществлением контроля. С помощью внедренного ERP-решения мы перешли от простого отражения результатов фактической работы разных бизнес-процессов к планированию процессов в системе и управлению ими".

Отметим также, что все заказчики позитивно высказались по поводу того, что еще полтора года назад Microsoft достаточно четко сформулировала общую стратегию развития своей ERP-платформы: повышение унификации приложений, увеличение производительности, интеграция с системами коллективной работы и управления знаниями, а также наглядность и удобство для конечных пользователей. Правда, при этом высказывались пожелания, чтобы какие-то возможности появлялись быстрее, а новые версии выходили чаще.