ОБРАТНАЯ СТОРОНА

PC Week/RE регулярно рассказывает о крупных сделках ведущих ИТ-корпораций, и может показаться, что топ-менеджеры озабочены в основном поиском удачных объектов для инвестиций и последующим подсчетом прибыли, а рядовой персонал встречает подобные известия с энтузиазмом. Однако владельцы нового бизнеса после заключения соглашения о слиянии часто обнаруживают в присоединившемся подразделении множество недостатков. Недаром современный консалтинг основан на давно выявленной психологами закономерности: руководитель, как правило, не способен объективно оценить деятельность вверенной структуры - из-за наличия личных интересов, предубеждений и т. д. А внешний беспристрастный специалист быстро находит организационные болевые точки, которые собственные менеджеры предпочитают не замечать или игнорировать. В присоединившемся бизнесе выявляется немалое число дублирующих функций и лишних структурных единиц, а итогом объединения нередко становятся массовые сокращения. В результате от объединения компаний выигрывают лишь их владельцы, а тысячам сотрудников приходится искать новую работу. Свидетельство этому - череда массовых увольнений, охватившая в 2007 г. множество высокотехнологичных фирм мира.

Череда массовых сокращений охватила множество ИТ-фирм.

Рекордным стало, пожалуй, сообщение Nokia Siemens Networks, год назад объединившей мобильные подразделения Nokia и Siemens. К 2010 г. по всему миру будет уволено 9 тыс. человек, половина из которых работает в Германии и Финляндии. Под пресс ошибочных менеджерских решений попадет и 7 тыс. сотрудников Dell, которым придется расплачиваться за утрату корпорацией лидерства в рейтинге IDC. По итогам I квартала 2007 г. Hewlett-Packard захватила 19% мирового рынка, оттеснив Dell с показателем 15% на второе место. Результат неплохой, но недовольный потерей первой позиции Майкл Делл намерен переходить от схемы прямых продаж к расширению связей с крупными торговыми сетями, попутно снижая издержки традиционным способом - через увольнения.

Получат выходное пособие в течение 2007 г. и 4 тыс. специалистов Motorola, которая затеяла реорганизацию, а 3 тыс. сотрудников IBM в мае уже выстроились на бирже труда (при этом также разорваны отношения с неизвестным, но наверняка немалым числом специалистов, сотрудничавших с IBM на договорных основах). Основные сокращения в Голубом гиганте пришлись на сервисное подразделение, которое традиционно приносило солидный доход, но и накладные расходы здесь оставались внушительными. Дабы не упустить прибыль, IBM продолжит развитие сервисных служб, однако новые работники с крохотной по американским меркам зарплатой набираются преимущественно в Индии, где за последние три года их численность выросла более чем в пять раз и превысила 50 тыс. человек.

Новую работу увольняемые сотрудники все чаще ищут в виртуальном мире.

Займутся этим летом поиском новой работы и 3 тыс. специалистов Intel. Данное сокращение происходит в рамках масштабных увольнений 10 тыс. сотрудников этой корпорации, о котором, впрочем, стало известно еще в 2006 г. Главный конкурент Intel корпорация AMD борется с финансовыми проблемами, выявившимися по итогам I квартала 2007 г., аналогичным нехитрым способом. За последние полгода она сократила 500 сотрудников из влившейся в нее компании ATI, производящей графические чипы, и обещает уволить еще 800 человек.

Готовятся к поиску работы и 1900 европейцев отделения Sony Computer Entertainment, уже получивших соответствующие уведомления. Корпорация вложила существенные средства в раскрутку PlayStation 3, а также потеряла приличные суммы из-за отзыва миллионов некачественных аккумуляторов для ноутбуков и теперь намерена компенсировать брак за счет рядовых сотрудников.

Подпадут под сокращение штатов 1400 работников китайской корпорации Lenovo, которая таким способом борется с конкурентами - производителями ПК на мировом рынке. В рейтинге IDC она опустилась вниз, пропустив на третье место по результатам продаж в I квартале 2007 г. компанию Acer.

Далеко не всегда причиной ухудшающихся финансовых показателей являются какие-то непредсказуемые рыночные флуктуации. Часто проблемы возникают вследствие достаточно очевидных промахов высшего менеджмента. Хорошо известна щепетильность западных организаций в отношении авторских прав, выражающаяся в судебных преследованиях и драконовских штрафах за малейшие провинности в этой сфере. Показательны закрытия крупнейших распространителей музыкального контента и скандалы, связанные с распространением в Сети материалов, вызывающих культурные конфликты, - недаром в ряде стран популярные мультимедийные сетевые ресурсы запрещены. Однако создатели видеопорталов и социальных сетей нового поколения этот опыт почему-то игнорируют. Череда международных исков к YouTube была предсказуема, и тем не менее Google рискнула выложить за этот ресурс 1,65 млрд. долл.

Однако уволенные граждане не всегда остаются в долгу. В США штраф за нарушение рядовой политкорректности в какой-нибудь онлайновой сети или служебном разговоре при наличии свидетелей может в десятки раз превышать страховые компенсации за реальные врачебные ошибки, даже приведшие к смерти. Подобная непредсказуемость Фемиды провоцирует некоторых служащих на неадекватные претензии. Так, бывший сотрудник IBM предпенсионного возраста, уволенный за участие в эротических чатах с рабочего компьютера, потребовал от Голубого гиганта компенсацию в размере 5 млн. долл. за моральный ущерб. Свое поведение он объяснил психологическими проблемами - и не исключено, что суд примет его сторону. Неоднозначной представляется и практика английских компаний, которые грозятся увольнять сотрудников, рассказывающих излишне много подробностей о корпоративной "кухне". Возможно, подобные претензии обратятся против них самих.

Не исключено, что новую и гораздо более интересную работу уволенные сотрудники найдут не в реальном мире, а в виртуальном - например, в трехмерном Second Life, подключение к которому бесплатно. В нем существует собственная валюта, а наиболее предприимчивые пользователи ухитрились заработать миллионы настоящих долларов, занимаясь продажей виртуальных земель и исходно инвестировав в "игрушечное" дело символические суммы. В эти дни в Second Life разворачивает свое представительство очередная крупная организация. Научный центр NASA намерен пропагандировать передовые космические технологии и привлекать к виртуальным исследованиям заинтересованных лиц. Готовится новая веб-версия Second Life, которая сможет масштабироваться на полмиллиона человек, одновременно присутствующих в виртуальном мире.

Версия для печати