МАРГАРИТА ФУЗЕЕВА :ПРАКТИЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ ДЛЯ СМБ

Согласно энциклопедическому словарю, творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое, отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. С некоторого времени в нашем обиходе появилось заимствованное из английского языка слово с аналогичным значением. Вообще-то я не сторонник применения заимствованных слов при наличии русского синонима, но от "креатива" уже трудно отказаться. Во-первых, оно короче, а значит, экономнее. Во-вторых, благодаря своей небольшой, но бурной истории использования в России это слово у нас приобрело "коммерческий" оттенок, к нему прибегают там, где реализация креатива позволяет обеспечить получение дополнительного дохода или конкурентного преимущества. Кроме того, для меня креатив соответствует более быстрому, не такому монументальному действию, как творчество. Творчество чаще обозначает именно процесс, а креатив - больше результат.

Итак, креатив - деятельность, порождающая нечто качественно новое и оригинальное, целью которой является получение дополнительного дохода или конкурентного преимущества. Это важно, поэтому запомним: креатив - не ради креатива, а ради более эффективного достижения цели.

Как считает американский психолог Джой Гилфорд, занимающийся исследованием мышления и возможностей интеллекта, творческий человек способен:

- обнаруживать и формулировать проблему;

- определять большое количество проблем;

- генерировать разнообразные идеи;

- формировать разнообразные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения;

- усовершенствовать объект, добавляя детали;

- решать нестандартные проблемы, находя новые признаки в объекте и новое области его применения.

Давайте вспомним схему принятия решений руководителем проекта (см. PC Week/RE, N48/2006, c. 38). Исходя из поступающей информации и внешних воздействий руководитель проекта должен принять правильные решения, реализовать верные действия, ведущие к успеху проекта, то есть к осуществлению его в срок, без превышения предварительно заложенного бюджета и с получением ожидаемых результатов.

Если мы имеем максимально проработанную технологию принятия решений, основанную на задачах и целях проекта, фиксированных стандартах и регламентах, прописанных процедурах и автоматически наполняемой базе знаний, то необходимость использования креатива для руководителя проекта может быть сведена к минимуму. Более того, многие могут сказать, что при реализации регулярных проектов творчество вредно.

Наверное, это отчасти справедливо для так называемого технологичного варианта. Хотя все-таки не соглашусь! Судите сами: данный подход характеризуется наличием в компании двух обязательных признаков - глубоко проработанной и зафиксированной документально технологии ведения проектов и отлаженной процедуры совершенствования технологии (постоянный анализ ситуации, отслеживание инцидентов и регламентированное добавление новых технологических цепочек). Безусловно, невозможно прописать все вероятные ситуации, их вариации и отклонения. Поэтому даже технологичный вариант должен иметь "запасный выход" в виде креативного подхода - здесь очень кстати будут шесть параметров творческой личности Джоя Гилфорда, приведенные выше. А проработка всех технологических цепочек, анализ поступающей информации, формирование последующих процедур - разве это реально без творчества?

Кроме того, если быть до конца честным, то придется признать, что большинство компаний не имеет всего необходимого для того, чтобы считать процесс управления проектами полностью технологичным. А значит, творческая составляющая будет играть еще более значимую роль. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что при реализации проекта его руководитель взаимодействует с реальными клиентами, у которых, как показывает практика, в большинстве случаев нет прописанных процедур для работы с командой проекта исполнителя. Именно поэтому возникает огромное количество проблем взаимодействия, решить которые без креативного подхода менеджеру проекта затруднительно.

Если же говорить о стартап-проектах, то их успешное выполнение вообще невозможно без креатива. Напомню, что внутренний стартап - это процесс реализации за очень короткие сроки и, как правило, при неопределенных начальных ресурсах задачи или проекта, отличающихся принципиальной новизной. Соответственно для их выполнения в компании нет разработанных стандартов.

Среди стартап-задач могут быть следующие:

- создание нового бизнеса или вывод на рынок нового бренда;

- открытие нового направления в рамках существующего бизнеса;

- территориальное расширение бизнеса - открытие филиалов и представительств;

- рестарт бизнеса или направления;

- укрепление (расширение) позиции компании на рынке (захват значительной доли рынка, повышение узнаваемости торговой марки и т. п.);

- реализация нетривиальных, нестандартных целей или решение задач, которые ранее в компании не решались.

Ни с одной из приведенных задач нельзя справиться без творческого подхода. Таким образом, и в ходе регулярного проекта, и для стартапа существуют обстоятельства, повышающие значимость креатива. Например, если нет описанных процессов и отработанных процедур, а надо привести проект к успеху; если возникают форс-мажорные обстоятельства или события разворачиваются по авральному варианту; если нужно создать что-либо новое; если сверху спускается требование реализовать задачу или этап работ как можно быстрее; если нужно достичь цели, а ресурсов катастрофически не хватает...

А как без креатива эмоционально вовлечь в процесс участников команды или представителей заказчиков, спонсоров? Ведь именно эмоциональное вовлечение, а в некоторых случаях эмоциональная компенсация часто являются и отличной мотивацией, и профилактикой сопротивления изменениям.

Обсуждая бизнес-процессы в компании, мы много говорили о принципах персонал- и клиенториентированности. Их внедрение в практику ведения проектов значительно повышает вероятность успешного развития событий. Но реализация этих принципов в долгосрочном и устойчивом варианте использования невозможна без креатива.

Да, придется признать, что креативность - это один из основных инструментов современного руководителя проектов. А многие считают, что с ней работают исключительно рекламщики.

Хорошо, но что делать, если творческих способностей нет, а вести проект к успеху надо? Здесь очень полезно упомянуть результаты одного исследования, приведенные Андреем Малыгиным на его сайте www.superidea.ru: "Были проведены исследования творческих способностей сотрудников в деятельности организаций. Выделили две группы. Одну - включавшую творческих людей и одну - таковыми не являющихся. Результаты творческой деятельности представителей разных групп существенно различались. Так вот, стали выявлять различия не только в результатах, но и в способностях. Достоверным оказалось лишь одно различие, которое вызывало многократное увеличение творческой продуктивности. Держитесь за стул! Творческие люди считают себя творческими, а нетворческие - соответственно не считают. И все".

А мы предложим три правила, которые надо соблюдать, чтобы стать креативным:

- согласно приведенному выше исследованию, первым шагом по развитию творческих способностей должно быть осознанное признание себя творческой личностью. Скажите себе "я - креативный!" и начинайте творить;

- в процессе творчества нельзя ничего отрицать - запрещены любые фразы типа "так не бывает", "зачем это", "что это еще за ..." и т. п.;

- нужно либо уметь, либо вспомнить, как это делал в детстве, либо научиться заново... восхищаться и изумляться. Восхищение стимулирует процесс творчества, изумление помогает не пропустить ни одного варианта решения.

С автором статьи можно связаться по адресу: margo@starcons.ru.