Еще совсем недавно, в 2005—2006 гг. министр Леонид Рейман на многочисленных конференциях прогнозировал рост российского ИТ-рынка к 2010-му до 40 млрд. долл., а экспорта российских ИТ-продуктов (главным образом программных) — до 10 млрд. долл. Но в нынешнем году бум оптимистических прогнозов развития отечественного ИТ-рынка и отечественной индустрии ПО, казалось, сошел на нет. Что вполне закономерно: потребление ИТ в стране хоть и растет, но снижающимися (исключение составляют разве что годы, следующие за президентскими выборами) темпами (см. статью Сергея Карелова); инвестиционного фонда РИФИКТ до сих пор так и не создано; технопарки, говорят, все еще где-то строятся; законопроект о налоговых льготах для софтверных компаний застрял в Госдуме, да и устраивает он далеко не всех; разработанная отраслевой ассоциацией АПКИТ в 2004 г. концепция развития ИТ-рынка до 2010 г. дальше фазы проекта не продвинулась…

Активность АПКИТа от глобальной концепции развития отрасли сместилась в область более частных проектов, а один из главных идеологов вывода отечественной ИТ-индустрии на качественно новый уровень, руководитель департамента Мининформсвязи Олег Бяхов, из министерства ушел и ныне трудится в IBM. Получается, что совместные усилия Мининформсвязи и ИТ-компаний к желаемому результату не привели — государство и общество высокий потенциал и историческую значимость ИТ-сектора в деле повышения ВВП России по достоинству, увы, не оценили.

На этом фоне могло показаться, что отрасли остается рассчитывать только на себя, благо отечественные ИТ-компании располагают для этого немалым потенциалом. У них и опыт накоплен богатый, и высококвалифицированные кадры есть (несмотря на объективный дефицит последних), им вполне доступны западные решения любого уровня и успешно конкурирующие по ряду направлений отечественные разработки, да и средствами на информатизацию государственные и коммерческие заказчики располагают. На финансовом рынке достаточно свободных денег, и сегодня привлечь инвестиции банков, ПИФов и других инвестинститутов либо выйти на IPO — дело техники. К тому же вступление России в ВТО застопорилось, и связанный с этим рост конкуренции со стороны западных ИТ-грандов откладывается.

Но надо отдать должное Мининформсвязи, которое, несмотря на все сложности текущего момента, продолжает подбадривать “айтишников”. Так, 18 июня Леонид Рейман снова вернулся к теме российского ИТ-экспорта, объявив на конференции для инвесторов, что объем этой статьи доходов может вырасти с 1,5 млрд. долл. в 2006-м до 12,5 млрд. долл. в 2010-м. Но это только при условии дополнительной господдержки, без нее отрасли придется довольствоваться вдвое меньшей суммой — 5,8 млрд. долл. (см. материал Петра Чачина). В качестве одной из мер такой допподержки называется формирование национального бренда в области ИТ. Интересно, что под этим понимают в министерстве…

Нынешний год — наверное, один из самых бурных в истории российского представительства Microsoft. Высокая активность наблюдается практически по всем бизнес-направлениям. В частности, корпорации приходится отвечать на резко возросший спрос на Windows ХР — из-за массовой легализации софта, используемого в компьютерном парке отечественных предприятий, — и одновременно продвигать Vista, новую версию своей OC. Обсуждению связанных с этим проблем был посвящен круглый стол, проведенный Владимиром Митиным с представителями ИТ-компаний Южного федерального округа. Материалы этой встречи органично дополняются результатами очередного опроса постоянных читателей PC Week/RE, в котором они выразили свое отношение к перспективам развертывания Windows Vista в корпоративном сегменте. Очевидно, что помимо фактора повышенных требований новой ОС к аппаратным ресурсам немалую роль играет и ценовой фактор. До недавних пор, пока Microsoft на десятки процентов не снизила цены на Windows Vista, эта ОС стоила резко дороже Windows ХР. Казалось бы, проблема ценового барьера решена, и Vista теперь доступна большинству желающих. Но тут некоторые дистрибьюторы распространили, надо сказать, неожиданный призыв поспешить с покупкой Vista, ибо с 1 июля цены на продукты Microsoft возрастут на 15—20%. О том, что происходит с ценообразованием в американской корпорации, мы расскажем в следующем номере нашего еженедельника.

Версия для печати