Вот уже почти год, как группа компаний Synterra, в которую входят «Синтерра», РТКОММ, «ПетерСтар», «Глобал Телепорт», «Саткомлайн» и ряд региональных операторов связи, занимается решением одного из самых сложных вопросов в рамках приоритетного национального проекта “Образование” — обеспечением практически всех российских школ высокоскоростным интернет-доступом; причем работы на этом направлении постоянно идут с опережением графика подключений. О ходе данного проекта и о трудностях внедрения новых информационных технологий в отдаленных регионах страны научному редактору PC Week/RE Петру Чачину рассказывает генеральный директор “Синтерры” и председатель совета директоров РТКОММ Виталий Слизень.

PC Week: Почему ваша дочерняя компания РТКОММ решила принять участие в реализации национального проекта “Образование” и с кем она конкурировала в государственном тендере?

Виталий Слизень: Здесь сыграла свою роль целая комбинация факторов. Во-первых, проект хорошо совпал с той стратегией, которую мы разрабатывали для группы компаний Synterra. Ее суть заключается в том, чтобы строить корпоративные сети национального уровня и внедрять VPN в масштабах страны, реализуя в этих проектах интеграционные решения, включающие услуги хостинга или коллокейшн (физический хостинг, отдельное размещение сервера клиента на технической площадке провайдера. — Прим. ред.), решения антиспама, сетевые фильтры.

Во-вторых, этот проект не может быть выполнен в режиме инфраструктурной конкуренции. Ведь ни один оператор в нашей стране не сможет подключить к Интернету своими силами почти 53 тыс. школ. Здесь требуется кооперация исполнителей. У региональных операторов имеется преимущество в доступе в те или иные населенные пункты. Например, если взять такую форму муниципальных единиц, как ЗАТО (закрытое административно-территориальное образование), то и там обязательно есть местный провайдер, предоставляющий телекоммуникационные услуги.

И наше дело связаться с этим оператором и предложить ему поучаствовать в национальном проекте. И в случае согласия отдаем ему этот участок в работу.

Наша задача — построить такую модель бизнеса, в соответствии с которой мы нигде и ни с кем не конкурируем на местном уровне. Новое качество целого мы получаем путём консолидации ресурсов сторонних компаний в нашу сеть с единой системой управления и центрами обслуживания. Мы не конкурируем с восемью тысячами операторов, существующих в России, но в любой точке страны можем предоставить услуги единого качества.

Что касается тендера, то там было пять заявок и их рассматривали публично.

PC Week: Принималась ли во внимание недостаточность ресурсов РТКОММ и группы Synterra в регионах и на магистральных участках сети для выполнении проекта?

В. С.: Безусловно, мы понимали, что есть элементы риска. Но Synterra сумела самым лучшим образом зарекомендовать себя в ряде ответственных проектов по предоставлению услуг связи — от саммита “Большой восьмерки” в Санкт-Петербурге до организации единого центра обработки сообщений прямой линии с Президентом РФ в 2005 и 2006 гг.

Компания обладает рядом ключевых ресурсов и компетенций. К их числу следует отнести национальную магистральную сеть, способную объединить всех операторов России; наличие необходимых сетевых ресурсов, в том числе наличие спутниковых магистральных каналов и сети VSAT, гарантирующих предоставление услуг связи в любой точке страны, а также проверенных решений по формированию интеграционной среды доступа, с помощью которых можно реализовать национальные проекты в области ИКТ.

К этому надо добавить опыт организации крупных национальных проектов и сотрудничества с существенными операторами на всей территории страны, прозрачность бизнес-процедур и отработанную систему отчетности, соответствующую требованиям контролирующих органов (Счетной палаты, Федеральной службы по финансовому мониторингу и др.).

Мы изначально понимали, что существенных денег проект “Образование” не принесет. Когда разрабатывалась заявка, мы провели переговоры с региональными компаниями, заручились их поддержкой и подали сведения о партнерах, которые будут обеспечивать связь на местах. Представили на конкурс свои предположения по величине трафика и количеству станций спутниковой связи VSAT.

PC Week: Почему была выбрана схема централизованного исполнения проекта?

В. С.: Конечно, могло быть несколько вариантов управления столь масштабным проектом, в ходе которого необходимо гарантировать до конца 2007 г. подключение и предоставление неограниченного доступа в Интернет для 52 940 образовательных учреждений на всей территории страны. На его осуществление из государственного бюджета было выделено 3 млрд. руб. Добавлю, что изначально государством рассматривались централизованная и децентрализованная схемы реализации проекта.

К плюсам централизации можно отнести следующее: один исполнитель, один центр ответственности, общая схема взаимодействия, единая отчетность, упрощенная схема контроля, экономия бюджетных средств.

Можно было, конечно, основную ставку сделать на региональных операторов и осуществлять проект децентрализованно. Особенности этой системы управления таковы: несколько исполнителей, отсутствие единого центра ответственности, сложная схема взаимодействия, разрозненная отчетность, сложная схема контроля.

При этом из-за отсутствия объемных скидок на поставку оборудование и трафик подключения VSAT обошлись бы дороже на 25%, а xDSL- и радиодоступ — на 40%, даже затраты на проведение конкурса выросли бы в 86 раз (по числу регионов), а на межсетевой обмен — вдесятеро, а организация системы фильтрации в 86 регионах стоила бы на 240 млн. руб. дороже, чем реализация этой же системы на семи узлах при централизованном варианте, и т. д. Подсчеты показывают, что при децентрализованном выполнении проекта затраты на него составили бы более 4,3 млрд. руб., тогда как при централизованном — 3 млрд.

Своим важным достижением мы считаем и создание единого интернет-портала управления проектом. Ключи доступа к нему имеют все заинтересованные участники во всех регионах, причем доступ к информации разграничен исходя из статуса пользователя.

С помощью портала можно отслеживать в реальном времени состояние дел как по всему проекту в целом, так и по каждому образовательному учреждению — можно, например, узнать, когда была или будет подключена к Интернету данная школа, каковы объемы потребляемого ею трафика и с какими сайтами работали её учащиеся и сотрудники.

PC Week: Расскажите, пожалуйста, о ходе проекта и его трудностях.

В. С.: В целом проект реализуется с заметным опережением графика работ. А что касается проблем, то их меньше не становится. Это и отсутствие магистральных ресурсов на некоторых направлениях, и задержки c землеотводом и выделением частот и ещё многое другое.

Также мы столкнулись с взрывным ростом трафика от подключенных к Интернету школ. Сегодня он замыкается на семи точках фильтрации (по числу федеральных округов), откуда поступает в Москву для проверки запроса в системе на совместимость с образовательными целями. Кстати, фильтрация ведется только по “черным спискам” — запрещен доступ ко всем ресурсам, не совместимым с задачами образовательного процесса. В результате нагрузка на магистрали оказалась выше ожидавшейся.

Также можно констатировать, что достаточно велики сроки по согласованию прохождения трасс кабеля в полосе отвода автодорог и в зоне их пересечений. Отсутствуют процедуры и установленные временные рамки согласования строительства линий связи по землям лесного фонда после ввода в действие нового Лесного кодекса РФ. Необходимо также сократить сроки оформления строящихся линий связи в регистрационных органах местных администраций.

Сегодня есть проблемы с дополнительными магистральными ресурсами по направлениям Архангельск, Мурманск, Петрозаводск. Если проблема не будет решена в ближайшее время, то подключения школ в этих регионах придется приостановить. К тому же осенью есть риск снижения качества некоторых видов абонентских линий из-за ухудшения климатических условий.

Чем ближе к завершению проекта, тем чаще возникает проблема замены наземных видов подключения на спутниковый. Так, в Южном федеральном округе с апреля по май произошло порядка 850 замен, из них около 500 пришлось на Дагестан. Если после нынешнего августа будут новые замены, то мы уже не сможем выдержать сроки реализации проекта. Ведь минимальный срок поставки VSAT-оборудования составляет три месяца.

PC Week: Чем вы объясняете расширение использования VSAT в проекте?

В. С.: Около 20% образовательных учреждений находятся в труднодоступных районах. Отсюда проблемы организации наземного доступа и заинтересованность в установке VSAT. Особых сюрпризов для нас здесь не было, мы, можно сказать, с “географией” ошиблись: ведь спутниковые терминалы приходится ставить даже в Подмосковье! Я уж не говорю про северные территории — Чукотку, Мурманскую и Архангельские области, а также Кавказ.

В рамках проекта порядка 7000 объектов в 53 регионах страны будут подключены с помощью спутниковых станций VSAT. И это при том, что у всех операторов фиксированной спутниковой связи страны за более чем 10 лет развития этой технологии их установлено около 8000. Что касается предварительных оценок объема внедрения VSAT, то надо признать, что в целом мы ошиблись на одну-полторы тысячи станций.

PC Week: Почему вместо строительства базовой сети в южных и северных регионах упор делается на спутниковые технологии?

В. С.: Мы не можем быстро построить всю инфраструктуру для целого федерального округа, у нас нет столько денег. Мы строим первичные сети, но большая часть этих работ будет завершена в IV квартале 2007 года. Недавно закончили прокладку магистральной линии связи Ставрополь — Махачкала. Построили мы ее с нуля и сделали это всего за четыре месяца благодаря поддержке наших партнеров.

В этом году “Синтерра” сдаст в эксплуатацию более 6,5 тыс. км магистральных волоконно-оптических линий связи в 50 субъектах Российской Федерации. К проекту будет привлечено более 30 субподрядчиков. Инвестиции компании за год в развитие ВОЛС составят 80 млн. долл.

PC Week: Помогает ли проект устранить “узкие” места внедрения VSAT другим участникам рынка спутниковой связи?

В. С.: Мне трудно ответить на такой вопрос. Наверное, он должен быть обращен к государственному регулятору. В мае Госкомиссия по радиочастотам расширила частотный диапазон и упростила порядок выделения частот для спутниковой связи VSAT в целях выполнения задач по подключению школ к Интернету.

Мы лишь в определенной степени влияем на развитие спутниковой связи в стране. Например, у нас было сформировано и обучено в рамках проекта более 400 монтажных бригад, благодаря чему количество специалистов по установке объектов VSAT в стране увеличилось.

Созданные нами региональные бригады будут работать и по завершении данного проекта. Это касается не только гражданских, но и военных специалистов. Например, в Чечне при установке станций VSAT (всего по этой технологии в республике должно быть подключено 342 школы) огромную работу провели подразделения Военного эксплуатационно-восстановительного управления связи, которым мы чрезвычайно благодарны.

PC Week: Спасибо за беседу.

Версия для печати (без изображений)