Одним из поразительных отличий прошедшей в конце июня конференции «ИТ-Бизнес-Металл» от других мероприятий такого рода стала ее полная закрытость для прессы. По неизвестным нам причинам организаторы этого форума не только не пригласили отраслевые СМИ, но и строго следили за тем, чтобы ни один журналист не проник в зал заседаний. Тем не менее, научному редактору PC Week/RE Сергею Свинареву удалось встретиться с одним из участников конференции — начальником управления информационных технологий и технической документации научно-производственного комплекса «Зоря-Машпроект» Александром Мининым. Комплекс этот расположен в г. Николаеве (Украина), где выпускалась значительная часть судов военного и гражданского назначения Советского Союза. Мы надеемся, что читателям будет интересно познакомиться с тем, как работают ИТ-подразделения на предприятиях наших ближайших соседей по СНГ.

PC Week: Что представляет собой “Зоря-Машпроект”? Каковы потребности предприятия в ИТ? Расскажите о предыстории использования информационных технологий.

Александр Минин: “Зоря-Машпроект” — крупнейший в СНГ проектировщик и производитель газовых турбин и газотурбинных установок: для военных и гражданских судов, газопроводов, промышленного назначения со штатом в 15 тыс. сотрудников. В те времена, когда судостроение в СССР еще было развито, около трети газотурбинных кораблей мирового флота использовало двигатели нашего предприятия. После того, как в силу известных событий эта отрасль пришла в упадок, мы переориентировались на выпуск оборудования для перекачки газа по магистральным газопроводам. Основной потребитель этой продукции — российский Газпром, эксплуатирующий в настоящее время около 500 турбин нашего производства. На каждой перекачивающей станции, а они стоят вдоль газопровода на расстоянии 100 км друг от друга, устанавливается 8 турбин. Около 30% годового дохода (который составляет около 250 млн. долл.) нам все еще приносят заказы судостроительной промышленности, но выполняются они в основном для Индии, Кореи и Китая. Необходимый элемент газотурбинных установок — редукторы. И на нашем предприятии имеется крупнейший в Европе цех по выпуску данного оборудования. Это очень современное производство: для соблюдения микронных допусков технологический процесс требует поддержания в огромном помещении температуры с точностью в полградуса.

До недавнего времени разработкой новой продукции занималось конструкторское бюро “Машпроект”, но несколько лет назад оно слилось с заводом “Заря” — отсюда и такое немного громоздкое современное название предприятия. Поскольку “Зоря-Машпроект” выпускает продукцию двойного назначения, приватизации предприятие не подлежит и находится в полной государственной собственности. Система корпоративного управления, внедрение которой началось на “Заре” в 2002 г. еще до слияния с КБ, впоследствии тиражировалась и на “Машпроекте”.

В то время на предприятии был достаточно мощный ИТ-депратамент, где работало около 150 специалистов. Если говорить о применявшихся на тот момент программно-аппаратных средствах, то это был типичный пример лоскутной автоматизации: имелась большая ЭВМ серии ЕС, всевозможные коммерческие продукты, заказные и собственные разработки. Характерный пример: каждое подразделение пользовалось собственными справочниками, не согласованными друг с другом. Единой системы управления предприятием не было, и мы, понимая, что создавать и поддерживать ее своими силами очень тяжело, стали присматриваться к промышленным решениям.

PC Week: Какие факторы принимались во внимание при выборе ERP-системы? Рассматривались ли известные западные продукты?

А. М.: Конечно же, поскольку “Зоря-Машпроект” предприятие крупное, оно получало самые разные предложения, в том числе и от поставщиков популярных зарубежных ERP-систем. Не знаю, как обстоит дело сегодня, но тогда мы обнаружили, что внедренцы западных систем имели очень низкую квалификацию. Для нас, например, важнейшим был и остается контур управления производством, а производства-то, как выяснилось, никто из этих консультантов толком не знает. Стоимость же решения с запланированным у нас числом рабочих мест существенно выходила за рамки возможного на тот момент бюджета. Другая сложность — постоянное изменение украинского законодательства в области бухгалтерского и налогового учета. Мы спросили у поставщика: “Если завтра произойдет подобная корректировка, как быстро она будет отражена в эксплуатируемой системе?”. Оказывается, мы должны были бы направить ему письмо со своими предложениями, после чего оно переадресуется выше, и только в следующем квартале нам сообщат, будет соответствующая проблема решена или нет. Похожая ситуация наблюдалась и с продуктами известных российских разработчиков. Повторяю, я говорю о той картине, которая наблюдалась в 2001—2002 гг.

Разочарование наше было столь велико, что мы всерьез склонялись к тому, чтобы на какое-то время остаться на поле лоскутной автоматизации и не дискредитировать хорошую идею провальным исполнением. Как это часто бывает, помог случай: на одной из украинских ИТ-выставок мы с главным бухгалтером и еще несколькими менеджерами остановились у стенда киевской компании “Информационные технологии”. Их продукт “IT-предприятие” показался нам очень интересным, но самое важное — мы увидели, что в этой компании есть консультанты, хорошо понимающие наши проблемы и способные внедрить систему с учетом наших требований.

PC Week: В чем специфика управления данным предприятием?

А. М.: Производство “Зори-Машпроекта” имеет позаказный характер: одновременно выполняется около ста заказов, и на изготовление каждого изделия уходит до полутора лет. Нередко циклы проектирования и изготовления пересекаются и совмещаются. Планирование и учет распространяются на 20 цехов основного, восемь — опытного и шесть — вспомогательного производства, а также на 28 складов. Им охвачены контуры управления финансами, затратами, материальными потоками, производством и его технологической подготовкой, архивом технической документации, обслуживанием и ремонтом, персоналом и т. д.

Все это есть сейчас, но тогда мы должны были решить, внедрять ли у себя “IT-предприятие”, а если внедрять, то в каком объеме. Сначала мы с главным бухгалтером посетили два предприятия (судостроительное и машиностроительное), уже установивших у себя эту ERP-систему, и убедились в том, что она там работает и активно используется. Представители “Информационных технологий” провели на нашей площадке презентацию для руководителей основных подразделений. Всем им за редким исключением система понравилась, и мы подали в дирекцию план проекта внедрения и его бюджет. Он был принят.

Не последнюю роль в этом сыграло понимание руководством требований мирового рынка: все труднее выходить на него с такими сложными изделиями без электронной документации, поддержки стандартов обмена данными, современной логистики, средств управления качеством и т. д. В последние годы из-за роста цен на материалы и энергию рентабельность производства некоторых наших изделий стала падать. Осмысленный пересмотр структуры затрат, а нередко и технологий изготовления стал возможен только благодаря ERP-системе. После ее внедрения анализ себестоимости изделий стал выноситься на высокие совещания, и по их результатам уже приняты довольно серьезные решения. Не исключено, что со временем придется менять и саму методологию учета затрат. К примеру, сегодня если некий узел из цеха вышел, но изделие в целом еще не собрано или не отгружено (а цикл у нас длительный), то затраты с цеха не списываются, а это искажает представление о его рентабельности.

Поскольку мы производим газовые турбины под заказ, а контракты нередко готовятся год-полтора, долгосрочное планирование очень затруднено, и иногда приходится переверстывать производственную программу на лету. Кроме того, одним из важных и весьма прибыльных видов деятельности является обслуживание и ремонт проданных в свое время изделий. Турбины для этого привозят на завод. По украинскому законодательству если изделия прибывают из-за рубежа, они не могут находиться в стране более трех месяцев, а в то же время изготовление отдельных узлов и деталей занимает до полугода. Для решения данной проблемы приходится строить прогнозы потребностей в тех или иных узлах и изготавливать их заранее. Кроме того, бригада монтажников, выезжающая к заказчику для разборки изделия и подготовки его к отправке на завод, сообщает по ходу своей работы о состоянии тех или иных агрегатов и о необходимости их замены.

С учётом этого осуществляется предварительное планирование, а по поступлении изделия на завод и его дефектации производится уже точное планирование на уровне цехов и отдельных операций. Закончив ремонтные работы, перед отправкой изделия в Россию мы должны подготовить массу документов для таможни: перечни замененных и отремонтированных узлов, их массогабаритные характеристики, использованные материалы и т. д. На их основе исчисляются, в частности, таможенные платежи. Без автоматизированной системы сделать все это было бы очень трудно. А ведь соответствующий закон вышел во время внедрения системы, учитывать его требования разработчику пришлось в авральном режиме, и он с этой задачей справился. Не уверен, что её столь же быстро смог бы решить западный вендор.

PC Week: Потребовало ли внедрение данной ERP-системы серьезной модернизации ИТ-инфраструктуры?

А. М.: Разумеется, ИТ-инфраструктуру пришлось обновлять и расширять, но этот процесс шел бы в любом случае. Не могу раскрывать цифры, но в целом вместе с затратами на модернизацию ИТ-инфраструктуры бюджет внедрения “IT-предприятия” был раз в десять меньше, чем при развертывании мощной зарубежной ERP-системы.

PC Week: Каков штат ИТ-департамента вашего предприятия и какие задачи он решает?

А. М.: Штат наш постоянно увеличивается. Это связано, в частности, с тем, что сфера ответственности ИТ-отдела расширяется и под наше руководство переходят другие департаменты, например занимающиеся техническим документооборотом. И техническая, и организационно-распорядительная документация существует в двух формах — бумажной и электронной. Сколько бы мы ни говорили о безбумажном документообороте, на практике его по многим причинам на крупном предприятии пока реализовать невозможно. Скажем, в цех рабочему чертеж должен поступать на бумаге. Хоть у нас и есть станки, способные использовать 3D-модели в электронном виде, в большинстве случаев обработка деталей ведется человеком. Напечатать бумажную копию электронного чертежа не трудно, но нельзя допустить, чтобы эти копии со временем оказались рассогласованными. Мы сделали специальный дополнительный модуль к САПР “Компас”, который, получая электронный чертеж, генерирует на его основе уникальный цифровой код, размещаемый в одном из полей штампа на бумажной копии. Если в электронную версию чертежа после этого кто-то внесёт корректировки, цифровые коды электронной и бумажной копий станут разными. Таким способом нам удается поддерживать требования, диктуемые стандартами, сохраняя для обоих типов документов такие понятия, как подлинник, учтенная копия, архивная точка, проведение изменений и т. д. Мы ведем совместную работу с фирмой “Аскон” по интеграции их PDM-системы “Лоцман” с нашим ERP-решением, но собственно управление техническим документооборотом проходит в рамках “IT-предприятия”. Даже если работа ведется с бумажными документами, контроль исполнения всегда осуществляется в электронной среде.

В целом же в сферу нашей ответственности входят все программно-аппартные средства для решения трех крупных задач: управления предприятием (ERP), проектирования и технологической подготовки производства (CAD/CAM/CAE) и управления технологическим оборудованием. Казалось бы, стандартная задача — учет используемой электроэнергии. У нас она, однако, имеет свою специфику, поскольку мы энергию не только потребляем, но и сами производим и отдаем ее в силовую сеть. Дело в том, что во время испытаний газовая турбина не крутится вхолостую, она подключена к генератору, вырабатывающему электричество. Мы получаем за это деньги от Никоблэнерго, но стоимость отдаваемой нами электроэнергии существенно зависит от ее качества (стабильности частоты, коэффициента мощности и других параметров). А качество контролируется и фиксируется соответствующей информационной системой.

В нашем ведении находится вся сетевая инфраструктура, но телефонная связь пока обслуживается отделом главного энергетика. Переход на конвергентные технологии, включая IP-телефонию, обсуждается, однако решение по этому вопросу еще не принято. Сегодня ERP-система решает примерно треть стоящих перед предприятием задач. Очень важна для нас, к примеру, проблема экологии. Мы производим большие отчисления в бюджет за всевозможные выбросы вредных веществ в окружающую среду, шумы, и т. д., причем рассчитываем их на основе неких средних показателей. Если эти выбросы корректно контролировать и учитывать, можно достичь существенной экономии средств, да и более осознанно совершенствовать в этом плане собственные технологии.

Особо важны вопросы информационной безопасности. Выпуская продукцию двойного назначения, мы должны соответствовать в этом отношении требованиям государственных органов, а кроме того, не допускать утечек коммерческой, технологической, конструкторской информации. Последнее в условиях жесткой конкуренции особенно критично. Сведения, связанные с гостайной в заводской сети не обрабатываются (перенос соответствующих данных между ПК осуществляется вручную). Информация для служебного пользования обрабатывается в защищенной виртуальной сети. Регламенты и средства для обеспечения коммерческой тайны определяет сам завод, и здесь, как показывает практика, самое сложное — решить, что же является коммерческой тайной. Есть, правда, утечки, которые мы не можем контролировать. Я имею в виду хищение и продажу баз данных таких государственных органов, как таможня и банк. А ведь в них заключена масса ценной информации о поставщиках материалов и комплектующих, их ценах и т. д.

PC Week: Можно ли говорить о том, что на предприятии выработана политика использования программно-аппаратных средств определенных вендоров? Если да, то кто вырабатывает подобные корпоративные стандарты, а если нет, то как принимаются решения о покупке тех или иных продуктов?

А. М.: Формально на предприятии нет документа, определяющего такой стандарт, но фактически он действует: мы используем серверы IBM, сетевое оборудование Cisco и т. д. Поскольку решения о закупках принимает ИТ-департамент, он и следит за соблюдением этого неформализованного стандарта. Если бы его не было, нам было бы очень накладно содержать штат специалистов, способных обслуживать широкий спектр систем разных вендоров. По моим оценкам, нагрузка на одного сотрудника ИТ-департамента и без того за последние пять лет увеличилась в двадцать раз.

Купить без нашей санкции какое-то ПО ни одно подразделение не может. И это не каприз, а настоятельная необходимость. В прошлом у нас были случаи, когда конструкторы использовали разные версии одной и той же САПР, что приводило к не очень приятным последствиям. Теперь корпоративный стандарт распространяется даже на версии ПО: обновление производится по приказу одновременно на всем предприятии. Более того, сегодня осуществляется регулярное сканирование всех компьютеров на предмет несанкционированных программных средств: если таковые обнаруживаются, ИТ-отдел автоматически получает уведомление. Полная актуальная информация об используемых на предприятии ИТ-активах имеется в системе ТОРО: мы всегда можем получить отчет о том, где и сколько установлено тех или иных программно-аппаратных средств.

PC Week: Насколько существенна для вашего предприятия проблема интеграции приложений? Планируете ли вы использовать для решения этой задачи промышленные middleware-платформы?

А. М.: Мое личное мнение: самая лучшая интеграция — это консолидация, то есть уменьшение количества используемых программных средств. Внедренная у нас комплексная ERP-система достаточно гибка в смысле настройки и доработки, и поэтому многие необходимые нам функции разрабатываются специалистами ИТ-департамента самостоятельно. Ведь не секрет, что вендор далеко не всегда учитывает пожелания заказчика по расширению стандартной функциональности, если она не востребована широким кругом пользователей. Поскольку заказные разработки, как правило, дороги, единственная разумная альтернатива — делать их собственными силами. Для этого мы подготовили около двадцати своих программистов в учебном центре “Информационных технологий”, закупили дополнительные библиотеки, документацию, средства администрирования. Если к тому же соблюдать правила, установленные вендором, то никаких конфликтов между вводимыми функциями и базовой платформой “IT-предприятия” при ее очередном апгрейде не бывает.

Когда интерфейсы интегрируемых систем открыты, провести их интеграцию мы можем и без middleware-платформ. Специфические трудности возникают при согласовании справочников, используемых такими системами. С подобной проблемой мы столкнулись при интеграции PDM- и ERP-системы, каждая из которых имеет собственный справочник одних и тех же материалов и комплектующих. На известных мне украинских предприятиях решалась задача интеграции максимум трех ERP-систем. Дело это очень непростое, затратное и рискованное, особенно в те моменты, когда по тем или иным причинам приходится обновлять версию одной из таких систем. Даже когда мы осуществляли у себя подобную процедуру на единственной системе, нужно было приложить массу усилий, чтобы на протяжении одного-двух дней сохранить работоспособность предприятия. А если таких систем несколько?

PC Week: Благодарю за беседу.